Собирая эту сочную витаминную подборку, мы, конечно, не могли ограничиться десятком вишневых групповых портретов, которыми стоит полюбоваться в первую очередь и на их примере выяснить, зачем еще, кроме как для удовольствия — своего и зрительского, художники изображают вишни на полотнах. А потому добавили к ним еще пригоршню-другую — на случай, если у вас разыграется аппетит.
Тайные знаки
Самые реалистичные и безупречные вишни искать нужно, конечно, на голландских натюрмортах. Там они могут встретиться не только в застольной композиции, но и в цветочной. Старые мастера натюрморта — товарищи многозначительные. Ягодки в простоте не нарисуют. Чуть не каждое второе свое полотно они украшают вишенкой, будто это торт. А все потому, что вишня на их птичьем языке — символ доброты и мягкой натуры. Интересно, это они на кого намекают? Уж не на себя ли, милейших?
От игривости до сексуальности
Сборщики вишен
1768
Бывает так, что не нужно никакого переводчика с арт-голландского на обывательский. Когда барышня имеет дело с вишнями — будь они у нее хоть в руках, хоть в подоле, а хоть и на голове, — совершенно ясно, что в глазах представителей противоположного пола она выглядит столь же аппетитно, как и эти ягодки.
А собирающая вишни барышня с картины Буше и вовсе напоминает пикантное стихотворение Пушкина «Вишня». Оно довольно большое — на сценарий эротического фильма тянет. Робкая, невинная и прехорошенькая пастушка (поэт не стесняется в выражениях, описывая ее прелести) полезла за вишнями. Но платьем зацепилась за сучок, а тут и пастушок объявился… В общем, закончилось все так:
И вмиг зарезвился
Амур в их ногах;
Пастух очутился
На полных грудях.
И вишню румяну
В соку раздавил,
И соком багряным
Траву окропил.
Согласитесь, с малиной или смородиной было бы совсем не то.
Да, а фривольное это стихотворение мы все учили в школе. Но только его первые четыре строфы, начинающиеся со слов «румяной зарею покрылся восток…»
А собирающая вишни барышня с картины Буше и вовсе напоминает пикантное стихотворение Пушкина «Вишня». Оно довольно большое — на сценарий эротического фильма тянет. Робкая, невинная и прехорошенькая пастушка (поэт не стесняется в выражениях, описывая ее прелести) полезла за вишнями. Но платьем зацепилась за сучок, а тут и пастушок объявился… В общем, закончилось все так:
И вмиг зарезвился
Амур в их ногах;
Пастух очутился
На полных грудях.
И вишню румяну
В соку раздавил,
И соком багряным
Траву окропил.
Согласитесь, с малиной или смородиной было бы совсем не то.
Да, а фривольное это стихотворение мы все учили в школе. Но только его первые четыре строфы, начинающиеся со слов «румяной зарею покрылся восток…»
Разрыв шаблона
Вишни в серебряной чаше
XVII век
Не сосчитать, сколько раз мужчины-художники добавляли пикантности своим героиням, подсовывая им вишни. Но бывает и наоборот: женщина не красуется в раме в компании вишен, а сама пишет их на полотне. Ахнули, глядя на натюрморт? А теперь сделайте это еще раз: его автор, итальянская художница Феде Галиция жила на рубеже 16−17-го веков.
Божественные вишни
Выше мы разобрались, что там, где вишни, — там игривость, игра, а то и вовсе что-нибудь фривольное. Но что же эти соблазнительные ягоды делают в библейских сюжетах Тициана и Карраччи?! Символизируют непорочность и Девы Марии, и младенца — есть у вишни, которую еще называют «райской ягодой» (тут ботаники поморщатся: это плод!), и такое значение. Вишне приписывается и еще один символический смысл: нежность. Кроме того, в ней следует видеть печальное предсказание: вишни — это будущая кровь Христа.
Кстати, вишневая (именно вишневая, а не малиновая или алая) мантия Богоматери на православных иконах имеет такой оттенок потому, что напоминает о царских одеждах. Так без лишних слов понятно, что дама в вишневом — Царица Небесная.
Кстати, вишневая (именно вишневая, а не малиновая или алая) мантия Богоматери на православных иконах имеет такой оттенок потому, что напоминает о царских одеждах. Так без лишних слов понятно, что дама в вишневом — Царица Небесная.
Мадонна с вишнями
120×98 см
Вишневая королева
Английским художникам часто приходилось писать еще одну непорочную даму — королеву Елизавету I. Зачем мудрить со взглядом и позами, чтобы отразить этот факт из биографии Королевы-девственницы, если можно просто воткнуть в прическу закоренелой холостячки пару вишенок? Как на этом безымянном портрете 16-го века.
Детское лакомство
Мальчик с вишнями
1859, 65×55 см
Вишни, судя по довольному выражению лица мальчугана и тому, как он их держит, настоящее сокровище для него. Может, ничего вкуснее он не пробовал: на этой картине запечатлен подручный художника — 15-летний Александр моет художнику кисти и выполняет прочие мелкие поручения. Ну, а вишни тут стали для Мане отличным поводом поупражняться и с композицией, и с цветом, и с фактурами — смотрите, как контрастируют глянцевые плоды и шероховатая стена.
Спелая вишня
1879, 134.5×89 см
А эта красотка — четырехлетняя Эди Рамаж. В таком наряде она прибыла на бал. Ее состоятельный дядя не просто умилился, а заказал прерафаэлиту Милле портрет
малышки. Репродукции картины были в Англии популярны — как у нас, вплоть до светских времен, «Всадница» Брюллова.
Художник для пущей красоты усадил маленькую сердцеедку на мешки с вишнями. Наверно, девчушка была легкая, как пушинка, раз картину не назвали «Вишневый джем».
У детворы с вишнями — на лице неизменное выражение: жизнь удалась! С возрастом мало кто позволяет себе такие заявления, да и от кислых вишен — оскомина. Детство — это когда деревья были большими, а вишни сладкими!
Художник для пущей красоты усадил маленькую сердцеедку на мешки с вишнями. Наверно, девчушка была легкая, как пушинка, раз картину не назвали «Вишневый джем».
У детворы с вишнями — на лице неизменное выражение: жизнь удалась! С возрастом мало кто позволяет себе такие заявления, да и от кислых вишен — оскомина. Детство — это когда деревья были большими, а вишни сладкими!
Вишни – по Фрейду
Натюрморт с тарелкой вишен
1887, 50×60 см
Отец психоанализа сказал бы, что иногда вишни — это просто вишни. Вот это стол — за ним сидят. Вот это вишни — их едят. Ну, и полюбоваться — тоже дело.
Приятного аппетита!
Приятного аппетита!
Главное фото в материале — Луи Вальта, «Вишни», 1926