войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Амброзиус
Босхарт Старший

Нидерланды • 1573−1621

Фламандский художник золотого века нидерландской живописи. Известен прежде всего своими цветочными натюрмортами, выполненными в сочных цветах.

Свою карьеру Босхарт начал в Антверпене в 1588 году. С 1593 по 1613 годы он работал в Мидделбурге, затем в Утрехте (с 1616 года) и в Бреде.

Босхарт относится к числу первых художников, утвердивших цветочный натюрморт в качестве самостоятельного жанра нидерландского искусства. Точность изображения и гармоничность цветов позволяют ставить работы Босхарта в один ряд с его современником Яном Брейгелем Старшим.

Амброзиус Боссхарт Старший, как и большинство голландских и фламандских художников, не был универсалом, он специализировался на натюрмортах с цветами. Сразу за хрупким очарованием цветов открывается туманный и громадный мир. Цветы, как полагал художник, мы можем рассмотреть: они маленькие, яркие и красивые. Но мир по ту сторону - безграничен. Он находится по ту сторону во всех смыслах слова. Боссхарт принимает это и бросает вызов непокоренной природе. Он положил на подоконник ракушки, поставил цветы в вазу, мерцающую скульптурными изображениями. Здесь все - и архитектурное обрамление, и предметы на подоконнике, и сами яркие цветы — привлекает к себе внимание. Художник сумел вложить в картину огромные запасы эмоций; он, разглядывая и описывая хрупкие и недолговечные создания, словно собрался перехитрить время. В его картине "Ваза с цветами" (около 1618 г., Музей Маурицхёйс, Гаага) присутствует хотя и скрытый, но намеренный пафос. Боссхарт показывает цветы во всем их блеске, делая акцент на самом высоком цветке. Тем не менее все растения скоро завянут — несколько листьев уже объели насекомые, а внизу лежат несколько опавших соцветий. Останутся неизменными только ракушки и сама ваза - они переживут многокрасочную прелесть цветов. Все здесь не так, как кажется на первый взгляд. Сложное великолепие ракушек ассоциируется со смертью, это опустевшие гробницы морских созданий, а когда-то они содержали в себе жизнь, которая олицетворена в образах мушки, стрекозы и гусеницы. Кроме того, достаточно легкого толчка, чтобы ваза упала за окно. Боссхарт постоянно напоминает, что все в материальном мире смертно. В его произведении "Цветы в стеклянной вазе" (1614 г., Национальная галерея, Лондон) букет состоит из простых цветов, которые стоят не в вазе, а в стакане для вина. Как и в знаменитой «Вазе с цветами», Боссхарт дает нам здесь понять, что волшебная природа цветов так же опьянительна для глаз, как вино. Ползущая на переднем плане муха тоже несет намек: только ничтожное и лишенное чувств существо может повернуться спиной к такому восхитительному зрелищу, как букет цветов.

Свою карьеру Боссхарт начал в Антверпене в 1588 году. С 1593 по 1613 годы он работал в Мидделбурге, затем в Утрехте (с 1616 года) и в Бреде. Боссхарт относится к числу первых художников, утвердивших цветочный натюрморт в качестве самостоятельного жанра нидерландского искусства. Точность изображения и гармоничность цветов позволяют ставить работы Боссхарта в один ряд с его современником Яном Брейгелем Старшим. На полотнах Боссхарта рядом с букетами цветов зачастую изображены бабочки или ракушки. Во многих случаях цветы тронуты увяданием, что вводит в полотна Боссхарта аллегорический мотив бренности бытия (ванитас). Художественное направление Амброзия Боссхарта продолжили развивать его три сына — Амброзиус Боссхарт Младший, Абрахам Боссхарт и Иоганнес Боссхарт, а также его зять Бальтазар ван дер Аст. Их произведения, вообще весьма многочисленные, неизменно пользуются спросом на художественных аукционах.

Перейти к биографии