Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
13 статей  •  3 теста
Джорджо де Кирико
Джорджо де
 Кирико
Италия 1888−1974
Подписаться126                
Подписаться126                
Выставки
Все выставки художника
Биография и информация
 
Джорджо де Кирико (итал. Giorgio de Chirico, 10 июня 1888, Волос, Греция — 20 ноября 1978, Рим) — итальянский художник, основатель метафизической живописи, предшественник сюрреалистов.

Особенности творчества художника Джорджо де Кирико: Живопись де Кирико своеобразна и выразительна. Вкладывая в бездушные предметы тайное значение, стремясь раскрыть их истинный замысел, совмещая несовместимое и играя с подсознанием, он стал предвестником одного из масштабных направления в искусстве ХХ века — сюрреализма. Особое влияние античности и Возрождения отличало работы художника и стало его индивидуальной особенностью.

Известные картины Джорджо де Кирико: «Гектор и Андромаха» 1912, «Красная башня» 1913, Портрет Гийома Аполлинера, 1914, «Меланхолия и тайна улицы» 1914, «Орфей — уставший трубадур» 1970.

Джорджо де Кирико — знаковый и необычный художник Италии, чье творчество гармонично и одновременно шокирующе совмещает в себе впитанную с детства архитектуру Греции, искусство Возрождения и метафизическую, ирреальную живопись. Критики того времени писали: «Два явления доминируют в искусстве ХХ века: Пикассо и Кирико». Его творчество в течении всей жизни трансформировалось, принимая те или иные формы от классических образов Тициана до переосмысления собственных ранних работ.

Джорджо де Кирико: гармония классики и немецкая философия


Джорджо де Кирико родился в греческом городе Волос. Его мать была родом из Генуи, а отец — сицилиец, который в Греции руководил постройкой железной дороги. Тяга к живописи, возникшая довольно рано, привела будущего художника в Высшую художественную школу в Афинах, где он закончил несколько классов. Его учителями были выдающиеся того времени греческие художники: Георгиос Яковидис и Георгиос Ройлос.

После смерти отца семья была вынуждена вернуться в Италию, а де Кирико в 1906 году отправляется на учебу в Академию художеств в Мюнхене. Здесь он испытывает сильное влияние своего учителя — немецкого символиста Макса Клингера. Именно здесь, под воздействием новой для художника философии Ницше, Артура Шопенгауэра, Отто Вейнингера и музыки Вагнера зарождается его особое творческое мировоззрение, которое стало основой его будущей метафизической живописи. Хорошее образование и знание языков позволяли ему переводить Ницше на итальянский, а значит еще больше углубиться в таинственный смысл его работ.

Три года спустя де Кирико возвращается в Италию и останавливается во Флоренции. Здесь он пишет фантастические городские пейзажи, бесконечные колоннады, одинокие фигуры вождей, опустошенные улицы, освещенные ярким, практически электрическим светом. Контраст и неестественность погружают зрителя в тяжелое видение или как-будто затянувшийся сон. «Загадка Оракула» — одно из первых его метафизических произведение, где собрана суть его творческих исканий: воспоминания детства, впечатления от греческой культуры, литературы и современные ему философские настроения. На своем автопортрете 1911 года он сделал надпись: «Что еще мне любить, как не загадку?» — кредо всего творческого пути де Кирико.

Франция: в мире загадок


Приехав к своему брату Андреа в Париж, де Кирико знакомится с Пьером Лепрадом — членом жюри на Осеннем салоне. Это позволило ему выставить «Загадку оракула», «Загадку одного дня» и «Автопортрет». Слово «загадка» в открытую теперь фигурирует в самих названиях произведений. Де Кирико писал, что он старается выразить в живописи ощущение таинственности, то самое чувство, которое он испытывал при прочтении работ Ницше.

Выставляемые работы привлекли к себе внимание самого Пикассо, а поэт Гийом Аполлинер познакомил его со знаменитым арт-дилером Жан-Поль Гийомом. С ним де Кирико впервые заключил контракт. На собственной выставке, организованной Аполлинером в 1913 году, де Кирико продал свою первую работу «Красная башня». Модернистский мир Парижа с восторгом принял нового художника, его работы попали в коллекцию Поля Элюара и Андре Бретона. Париж полностью захватил молодого новатора, но не совратил, а дал ему новую пищу для вдохновения. Хвалебные отзывы критиков, интерес коллег и всей творческой интеллигенции не привлекали живописца. В своих письмах он с сарказмом отзывался о субботних сборах у Аполлинера — ярого сторонника современной живописи. Однако именно этот поэт впервые назовет его картины «метафизической живописью», и благодаря его статьям к художнику придет настоящая слава.

Де Кирико создал знаменитый, многим казавшийся пророческим портрет Аполлинера (около 1914 г.). На холсте изображена античная статуя в солнцезащитных очках, а сам поэт — это только тень профиля на стене в виде мишени. Обведенным оказалась именно та часть головы, в которую попадет снаряд во время войны несколько лет спустя.
Игра с масштабом, совмещение несопоставимых предметов на одном холсте, искажение формы и ломанная перспектива — «фирменные» отличия де Кирико, которые зародились в парижский период его жизни.

Джорджо де Кирико: снова Италия


Война вернула Джорджо де Кирико в Италию, в Феррару, где он сразу же завербовался в армию. Но по состоянию здоровья он оказался непригодным к войне и был вынужден лечиться в госпитале. Ферарра произвела особенное впечатление на художника, он нашел ее формы наиболее близкими к метафизике, называя ее «городом снов». Здесь художник познакомился с футуристом Карло Карра, который стал его сообщником в основании эстетики и теории собственного течения и выпуска журнала «Метафизическая живопись». Формулируя свое творчество, де Кирико писал: «Нынешняя европейская эпоха несет в себе бесчисленные следы предшествующих цивилизаций и их духовных отпечатков и неотвратимо рождает искусство, отражающее древние мифы».

«Радость возвращения» 1916 года — это переходящие из картины в картину тревожно-застывшие архитектурные формы: арки, площади, башни без какого-либо следа «живой» жизни. Странные города де Кирико — это не только плод фантазии и особая философия, но и реальные места: Ферарра, Турин и место рождения художника — город Волос.

Героями картин де Кирико этого периода являются не только архитектура, но и странные фантомы, манекены без лиц. «Разрушение муз», «Гектор и Андромаха» — неживые, вызывающие недоумение и ужас фигуры, с протезами вместо рук и ног, непонятными на первый взгляд бездушными деталями. Эти таинственные образы несут для автора свой особый смысл, потому что весь мир для метафизической живописи — это «бесконечный музей странностей».

В 1918 году Де Кирико переезжает в Рим, где впервые была организована выставка «метафизиков». А тем временем, по всей Европе активно выставляются его работы, и автор набирает все большую популярность. Философия его живописи оказала огромное влияние на великих «столпов» сюрреализма. Дали, Магритт, Дельво — все они вышли из метафизики де Кирико.

«Возвращение мастерства» или метаморфоза де Кирико


Окончание войны позволило художнику вновь побывать в музеях Парижа и Флоренции, а работы Тициана в Вилле Боргезе произвели на него особое впечатление.

Статья «Возвращение мастерства» в журнале «Valori Plastici» стала отправной точкой его новой метаморфозы, резкого поворота творческого пути. Де Кирико писал, что классическая живопись — отныне его единственная цель, и она должна быть целью каждого настоящего художника. Он призывал вернуться к живописной манере старых мастеров, ставя в пример Рафаэля. И теперь признанный гений авангарда писал по-латыни: «Pictor classicus sum» («Я классический художник»), копировал Рубенса, Фрагонара, Курбе. Картины этого периода — это мифологические сюжеты, обнаженная натура, изображения всадников, натюрморты и многочисленные автопортреты.

Возвращение в Париж окончательно оторвало его от сюрреалистов. Резкий разворот в сторону классики в открытую порицался, а восхвалявший его ранее А. Бретон писал гневные статьи.

В Риме во время постановки балета «Истории солдата» Де Кирико знакомится со своей первой женой — Раисой Самоиловной Гуревич — главной балериной постановки. Свадьба произойдет в 1924 году, однако вскоре они разойдутся. В 1930 году де Кирико встречает свою будущую вторую жену и музу, тоже русскую эмигрантку Изабеллу Паксвер.

В 1929 году де Кирико создает декорации к Дягелевскому балету «Бал». Успех его был настолько ошеломительный, что публика после спектакля требовала его наравне с артистами.

Несмотря на творческие разногласия художника и поэта, 1930-х годах де Кирико выпускает иллюстрации к книге Аполлинера «Каллиграммы».

В 1944 году де Кирико окончательно переезжает в Рим. Он становится членом Королевского общества британских живописцев и избирается во Французскую академию художеств. Критики находили его живопись бунтарской в любом проявлении, потому что писать в стиле Тициана в 1930-х — это был такой же вызов общественности, как и метафизическая живопись в 1910-х.

Последние двадцать лет своей жизни де Кирико обращается к… самому себе. Он копирует свои ранние работы, добавляя в них новые детали, привнося новый смысл. Такое открытое самоцитирование вызвало настоящие насмешки и ожесточение старых сообщников. Положительно настроенная критика назвала этот период неометафизическим, объясняя его особым пониманием идеи «вечного возвращения» философии Ницше. Это свежее переосмысление старых образов относит его к особой вехе актуального искусства.

Джорджо де Кирико умер в Риме 20 ноября 1978 года. До конца своих дней он оставался чрезвычайно плодовитым и самодостаточным художником. В одном из своих последних интервью, на вопрос, кто является лучшим художником ХХ века, он ответил: «Я».


Автор: Людмила Лебедева
Читать дальше
Работы понравились
+50

Лента
Джорджо де Кирико. Всадники и собаки
Всадники и собаки
Джорджо де Кирико
1950,
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Джорджо де Кирико. Автопортрет
Автопортрет
Джорджо де Кирико
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 229 работ
Джорджо де Кирико. Меланхолия и тайна улицы
19
Меланхолия и тайна улицы
1914, 87×71.5 см
Джорджо де Кирико. Орфей - уставший трубадур
9
Орфей - уставший трубадур
1970
Джорджо де Кирико. Большая башня
6
Большая башня
1921, 83×62 см
Джорджо де Кирико. Христос во время бури
0
Христос во время бури
1914
Джорджо де Кирико. Автопортрет с палитрой
0
Автопортрет с палитрой
1960, 45×30 см
Джорджо де Кирико. Предсказатель
1
Предсказатель
1916
Джорджо де Кирико. Сражение
1
Сражение
Начало XX века, 50×69 см
Джорджо де Кирико. Лежащая обнаженная
1
Лежащая обнаженная
1932, 173×77 см
Джорджо де Кирико. Две лошади у озера
1
Две лошади у озера
1950, 49×60 см
Посмотреть 230 работ художника