Неоимпрессионизм – «новый импрессионизм» (от французского impression - «
впечатление») – художественное течение, истоки которого лежат в импрессионизме – что и следует из названия. Живописцы, работающие в этом направлении, стремились сочетать тона и цвета красок для создания мерцающего света. Неоимпрессионисты использовали научные принципы оптики для изучения расположения цветовых пятен и воздействия сочетаний чистых цветов на человеческий глаз, чтобы усилить визуальное впечатление от картины.
Основоположником неоимпрессионизма стал французский художник
Жорж Сёра. Его картина «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт», представленная в Салоне Независимых, была выполнена в технике пуантилизма: глаз зрителя «смешивал» точки пигментов чистых цветов, создавая общую гармонию восприятия. Надо отметить, что на эту картину у Сера ушло два года, он сделал 60 предварительных этюдов, в том числе 15 работ маслом. Сам Сера называл свой новый стиль «хромолюминаризм», оперируя терминами «оптическое смешение» и «одновременный контраст». В 1890 году Сера опубликовал свой труд по теории цвета «Эстетика».
В 1884 году к Сера примкнул художник
Поль Синьяк, который, собственно, и придумал для техники рисования цветными точками название «
пуантилизм». После того, как жюри парижского Салона отклонило картину Сера «
Купальщицы в Аньере», к Сера и Синьяку присоединились
Альберт Дюбуа-Пилле и
Одилон Редон. Все они стали соучредителями новой выставки - Салона Независимых. В 1885 году к ним примкнули
Камиль Писсарро, его сын
Люсьен,
Анри Эдмон Кросс и
Шарль Ангран.
Идеологически неоимпрессионизм был связан с анархистами. Художники выступали за гармонию человека, пребывающего в естественной среде, и свободные ассоциации, отрицая буржуазные вкусы публики. На картинах неоимпрессионистов часто изображали крестьян и горожан, их труд, отдых, повседневные заботы.
В 1891 году умер Сера, и движение возглавил Синьяк. В 1908 году он стал президентом Общества независимых художников и пропагандировал принципы неоимпрессионизма вплоть до 1934 года. Художники продолжали технические эксперименты, используя вместо точек крошечные длинные мазки, перекрещивающиеся и круглые мазки разных размеров, квадратные мазки, напоминающие мозаичное изображение. Они экспериментировали с контрастом, тенью и тоном.
Неоимпрессионизм завоевывал сторонников в других странах. В Бельгии его поддержали художники
Тео ван Рейссельберге,
Жорж Леммен,
Альфред Уильям Финч, в Голландии –
Ян Тороп, Петрус Бреммер, а также юные
Винсент Ван Гог и
Пит Мондриан. В Италии сторонниками неоимпрессионизма стали художники
Джованни Сегантини и
Гаэтано Превиати.
Неоимпрессионизм стал предтечей развития новых художественных движений –
ар нуво,
фовизма,
кубизма,
орфизма, итальянского
футуризма. Начав движение в сторону
абстракционизма, «новый импрессионизм» подтолкнул многих художников к модернистским экспериментам с мазком, цветовыми пятнами, контрастом, светом, формой и линией.
Известные художники, работавшие в стиле неоимпрессионизм: Жорж Сёра,
Поль Синьяк,
Альбер Дюбуа-Пилле,
Одилон Редон,
Камиль Писсарро,
Люсьен Писсарро,
Анри Эдмон Кросс,
Шарль Ангран,
Тео ван Рейссельберге,
Жорж Леммен,
Альфред Уильям Финч,
Ян Тороп, Петрус Бреммер,
Винсент Ван Гог,
Пит Мондриан,
Джованни Сегантини,
Гаэтано Превиати, Курт Херманн,
Эрих Хеккель.
Известные картины в стиле неоимпрессионизм:«Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт», Жорж Сёра, 1886
«Женщина в белом», Альбер Дюбуа-Пилле, 1887
«
Сенокос в Эраньи», Камиль Писсаро, 1887
«
Автопортрет в фетровой шляпе», Винсент Ван Гог, 1887
«
Вечерний воздух», Анри Эдмон Кросс, 1893
«
Роскошь, покой и наслаждение», Анри Матисс, 1904