Орфизм (фр.
orphisme, от фр.
Orphee — Орфей) – это направление абстрактной живописи, образец французского постимпрессионизма с игрой цвета и света на холсте. В произведениях «последователей Орфея» присутствуют элементы
кубизма,
футуризма и
экспрессионизма. Художники отказались от сюжета, формы, предметности и создали культ Цвета. Новый стиль подарил искусству яркие, полные энергии «солнечные картины».
Орфизм изобрел французский художник-кубист
Робер Делоне, а название направлению дал поэт Гийом Аполлинер в 1912 году. Движение развивалось до 1916 года и оказало влияние на формирование непредметной живописи в России. Супруги-художники Робер и
Соня Делоне нашли друзей и единомышленников в лице
Михаила Ларионова и
Натальи Гончаровой, что послужило основой для создания
лучизма.
Отличительной чертой картин орфизма стали концентрические круги и диски ярких контрастных цветов, которые создают у зрителя ощущение движения и музыкального ритма. Среди сюжетов присутствуют портреты, пейзажи, натюрморты, интерьеры, но это, скорее, исключение из правил. Орфизм представляет собой непредметную живопись, где форма и сюжет ушли на дальний план. Художник дробит объект на геометрические фигуры, арки, радуги, а затем хаотично соединяет элементы на плоскости холста в удивительные цветовые конструкции. При этом автор наполняет цвет символизмом. Яркие краски, цветовые переходы, богатая палитра создают у зрителя чувство эмоциональной и физической динамики. Живописный холст «пульсирует» в музыкальном ритме. Картина напоминает водную гладь, на которой художник импрессионистскими мазками создает экспрессионистскую цветовую бурю.
Картины в стиле орфизма:
«
Обнаженная за туалетным столиком» 1915, «
Португальский натюрморт» 1916, «
Бесконечный ритм» 1934, Робер Делоне; «
Рынок в Миньо» 1915, «
Певец фламенко» 1916 Соня Делоне; «
Цветок» 1925, «
Механизм» 1928 Франтишек Купка.
Художники орфизма:
Робер Делоне,
Соня Делоне,
Франтишек Купка,
Фернан Леже,
Франсис Пикабиа,
Аристарх Лентулов,
Владимир Баранов-Россине, Морган Расселл.