Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
9 статей  •  3 теста
Жорж Сёра
Жорж
 Сёра
Франция 1859−1891
Подписаться179                
Подписаться179                
Биография и информация
 
Жорж-Пьер Сёра (фр. Georges-Pierre Seurat; 2 декабря 1859 года, Париж — 29 марта 1891 года, Париж) — основатель неоимпрессионизма, французский художник, который ввел в живопись метод создания картин посредством нанесения на холст множества рядом расположенных точек чистых контрастных цветов (пуантилизм, или дивизионизм). Неоимпрессионизм оказал влияние на многих известных живописцев того времени.

Особенности творчества художника Жоржа Сёра: «точечный» метод создания картин, монументальность и вневременность его полотен, что кардинально отличает неоимпрессионизм от импрессионизма, призванного запечатлеть мгновение. У Сёра мгновение скорее становится вечностью. Научный подход к созданию картин, отрицающий ключевую роль художника, но провозглашающий основой живописи сформулированные им законы пуантилизма (по крайней мере, в теории — на практике заменить художника методом Сёра не смог). Работа в мастерской, а не на пленэре.

Известные картины Жоржа Сёра: «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», «Купание в Аньере»

А если бы Жорж Сёра прожил не 31 год, а хотя бы раза в два больше? Неоимпрессионизм вспыхнул и погас, но внёс неотменяемые изменения в мировую живопись. И дело не только в технике нанесения точек, которую с легкой руки Сёра применяли многие известные художники, но и в том, что Сёра (как и Ван Гог) вышел из импрессионизма и при этом знаменовал завершение его эпохи.

Да что вы знаете об интровертах?


Далеко не все художники отличались дружелюбным нравом и общительным характером. Более того, признаем честно, это скорее исключение в среде художественной богемы. Но Сёра даже на этом фоне выделялся чрезмерной замкнутостью и нелюдимостью. К примеру, о наличии у человека сына и жены, как правило, окружающие узнают несколько раньше, чем он помирать изготовится. А вот Сёра свое семейство представил родителям именно в этот момент. Ему шел 31-й год, у него обнаружили менингит, он «сгорел» буквально за три дня и перед смертью рассказал, что модель Мадлен Кноблах, изображенная на картине «Пудрящаяся девушка», родила ему сына. Ребенок умер вскоре после отца.

О его жизни вообще известно немного. В отличие от большинства импрессионистов, Сёра не пришлось столкнуться с финансовыми проблемами, он — выходец из обеспеченной семьи, мать его обожала и готова была оплачивать любые увлечения сына. В детстве Жорж с матерью жил в Париже, а отец, бывший министерский чиновник — в загородном доме, где в молельне, устроенной в собственном погребе, совершал богослужения. Семью он навещал раз в неделю. Странный был человек… Сын пошел в него характером.

Преодолевать сопротивление семьи, чтобы учиться живописи, Сёра не пришлось, поскольку спорить с его желанием или придумывать «достойное дело жизни» родители не стали. Трудиться ради заработка ему тоже не было нужды. Азы искусства Жорж Сёра осваивал под началом скульптора Жюстена Лекьена. Сложностей с поступлением в Школу изящных искусство тоже не возникло. Благополучный отпрыск богатого семейства, обожаемый маменькой и щедро снабжаемый отцом деньгами, по логике, должен был стать традиционным художником. Возможно, так бы и случилось: он учился у Лемана, восхищался Энгром и в совершенстве овладел академическими навыками.

Об истоках пуантилизма


Учился Сёра вовсе не блестяще и Школу изящных искусств оставил через два года. Главным плюсом учебы для него был доступ к научной литературе. В частности, Сёра тщательно проштудировал работу тогдашнего директора школы Шарля Бланка «Грамматика искусства рисования». Бланк описал законы цвета и света, из которых Сёра вывел свой метод — пуантилизм (фр. pointillisme, от «точечность», point — точка). Он тесно переплетен с дивизионизмом (фр. divisionnisme, от deviser — делить), часто их определяют как синонимы. Этот метод включает разложение сложного цвета на чистые цвета, которые наносятся на холст в виде близко расположенных точек, в результате чего возникает особенная глубина цвета и всевозможные цветовые эффекты. На Сёра оказал значительное влияние труд Шевреля о сочетании расположенных рядом контрастных цветов.

Жорж Сёра невысоко ценил значение индивидуальности, считая, что искусство нужно теоретизировать, вычленить определенные закономерности, а дальше абсолютно любой сможет создавать шедевры. С этим он, конечно, ошибся, равно как и с научным, как ему казалось, подходом к цвету и линиям, но ошибка удалась на славу.

Неоимпрессионизм: одна, но пламенная страсть


Поворотным моментом стала четвертая выставка импрессионистов. Жорж Сёра посетил ее в 1879 году и был очарован картинами Моне и Дега. Это подтолкнуло к собственным исканиям.

Мы знаем, что Сёра служил в армии и совмещал это с уроками рисования, что по возвращении он снял мастерскую со своим другом Аман-Жаном. Известно также, что впервые выставился Сёра в 1883 году с картиной «Купание в Аньере», в которой он применил свой метод нанесения цветных точек. Салон отклонил картину, а обидчивый Сёра навеки отклонил официальный Салон, не желая больше никогда о нем слышать и, как неоднократно случалось с отверженными Салоном, подался к «независимым».

Современники сходятся в одном: нелюдимый и необщительный Сёра мог на протяжении всего вечера в шумной компании молчать, отвлеченные разговоры его вообще не интересовали. Но едва затрагивалась тема живописи, он становился агрессивным, даже диким, и в далеко не тактичной манере пояснял окружающим, «как оно на самом деле», а любые альтернативные мнения считал неуместными и приходил от них в настоящую ярость.
Свой подход он полагал научным и был художником-интеллектуалом, его кистью управляли разум и метод, а не инстинкт и сердце. Изложением теоретических основ своего метода Сёра не занимался, эту задачу выполнил сначала его товарищ и соратник Поль Синьяк, позже — арт-критик Феликс Фенеон, которому принадлежит термин «неоимпрессионизм». А Камиль Писсарро называл метод Сёра «научным импрессионизмом» в противоположность интуитивному и романтическому импрессионизму как таковому.

«В Париже есть сейчас только один молодой человек, который пишет так же хорошо, как я, — Жорж Сёра», — говаривал Гоген. Сёра же вообще предпочитал никого не хвалить. Да и распространение его методики автора отнюдь не радовало. С одной стороны, он, конечно, ратовал за научный подход и высказывался насчет того, что личность не имеет значения. С другой — очень злился на последователей за то, что они «воруют» его метод.

В технике пуантилизма писали Писсаро, Синьяк, Матисс, Ван Гог, Дерен, Гоген, Лотрек и другие. Хотя единственно верным последователем неоимпрессионизма оставался исключительно сам Сёра.

Прочь от импрессионизма и вершина славы


Жоржа Сёра не устраивала мимолетность импрессионизма, он не хотел воспевать сиюминутные радости, а желал ухватить нечто постоянное, незыблемое. Работы Сёра выделяет серьезное, тщательное просчитанное отношение к композиции. Он писал множество набросков и этюдов, прежде чем перейти к окончательному варианту. Из его картин изгнано всякое движение — воздуха, времени, человека. Они монолитны и неподвижны. Даже когда речь идет об изображении плящуших канкан девиц, они словно замерли в моменте.
Импрессионисты — большие любители водных пейзажей. Но даже в этом Сёра пошел своим путем. Писать море он отправлялся не на благословенный красочный юг Франции, а в северные края, где море холодное и суровое, а природа чрезвычайно сдержанна.

На последней, восьмой выставке импрессионистов, в 1886 году Сёра ожидал самый громкий в его жизни триумф. Картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», над которой он работал в течение двух лет, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Критики говорили, что в ней объявлен манифест новой живописной школы. Потом «Остров» можно было увидеть на Салоне независимых осенью 1886 года и на выставке бельгийской «Группы Двадцати». Везде к работе Сёра невозможно было пробиться из-за многочисленных зрителей.

Неоимпрессионизм стал популярен, Сёра по этому поводу очень злился и даже старался впредь уклоняться от участия в выставках, чтобы коллеги художники не похищали его идеи. Это, конечно, не сработало — волна неоимпрессионизма окатила многих и схлынула. Но вопрос, что бы изменилось в живописи, если бы Сёра прожил не 31 год, а раза в два больше, остаётся. Однако и за столь короткую жизнь произвести революцию в искусстве он успел. И кубисты, и абстракционисты признавали неотменяемое влияние, которое на их становление оказали «цветные точки» Жоржа Сёра.

Автор: Алена Эсаулова
Читать дальше
Работы понравились
+71

Лента
14 декабря 1866 года родился Роджер Фрай – человек, которому мы обязаны термином «постимпрессионизм». Этот британский художник, критик, а позднее - куратор нью-йоркского Метрополитен-музея организовал в 1910 году выставку весьма не схожих между собою художников, для которых ему понадобилось найти «общий знаменатель».

Вот как механика этого процесса описывается в книге «Современное искусство. От Моне до Бэнкси» Уилла Гомперца:

«Ни один из четырех художников, известных нам как постимпрессионисты, никогда себя этим словом не называл. И не потому, что Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Жорж Сера и Поль Сезанн не признавали или не одобряли этот термин. Просто он появился через много лет после их кончины.
Название изобрел в 1910 году британский художник, критик и музейный куратор Роджер Фрай (1866–1934). Ему потребовалось общее обозначение для группы очень разных живописцев, выбранных для участия в выставке, которую он устраивал в лондонской галерее Графтон. Картины тогдашних французских авангардистов в Лондоне показывали редко, и устроители рассчитывали на сенсацию. Предполагалось, что в слепящих лучах славы окажется сам Фрай. Вот почему важно было придумать бренд, одновременно и удобный для раскрутки, и способный выдержать критику коллег по искусству. Что, как показывает мой собственный опыт, чрезвычайно трудно.
(...)
Проблемой, с которой столкнулся Роджер Фрай, было отсутствие явного общего знаменателя для творчества каждого из четверых художников. Но он разглядел в них четыре угла в основании только-только возводящегося здания искусства XX века, притом что Сера и Ван Гога называют неоимпрессионистами; Сезанн одно время ходил в импрессионистах, а Гогена связывали с символистами (чьи картины изобиловали намеками и недосказанностями). Но художественный стиль каждого развивался своим путем, и постепенно между ними становилось все меньше общего. Из соображений как историко-культурных, так и коммерческих Фрай решил включить в экспозицию и картины Эдуарда Мане. Лондонская публика почти ничего не знала о представляемых художниках, но что-то слышала о предтече импрессионистов. Притягательность его имени должна была, как надеялся Фрай, вытащить ценителей искусства из дома промозглым зимним днем. Как только они доберутся до выставки, рассуждал Фрай, он подсунет им современных художников, которые, каждый по-своему, продолжили дело Мане. Так что в названии выставки Мане следовало упомянуть непременно, а вот остальных не обязательно. Но и слово «импрессионист» стоило бы вставить, это хорошая приманка. Итак, «Мане» и «импрессионисты» – это звучит, правда, не вполне отражает суть дела. Что же делать? Фрай нашел выход из положения: он добавил приставку. Выставка получила название: «Мане и постимпрессионисты».
Именуя Ван Гога, Гогена, Сера и Сезанна «постимпрессионистами», Фрай исходил из того, что все они вышли из импрессионизма – движения, которое вдохновил и поддерживал Мане. Все четверо начали самостоятельное путешествие по миру живописи, но придерживались принципов импрессионизма, так что приставка «пост» {лат. «после») вполне уместна. Ну а если зацепиться за значение слова «post» в английском языке («почта»), то, можно сказать, они действительно были кем-то вроде почтальонов: каждый подхватил послание импрессионизма и доставил по новому адресу».

Иллюстрация: Роджер Фрай. Автопортрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Представляем рубрику «Детское искусствоведение»: мы показываем ребенку картину и просим рассказать, что он думает. А потом с удовольствием делимся этим мнением с вами.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 203 работы
Жорж Сёра. Цирк
5
Цирк
1891, 185×152.5 см
Жорж Сёра. Канал в Гравлине, Большой Форт-Филипп
3
Канал в Гравлине, Большой Форт-Филипп
1888, 65×81 см
Жорж Сёра. Этюд для "Кабаре"
5
Этюд для "Кабаре"
1890, 169×141 см
Жорж Сёра. Купание в Аньере
12
Купание в Аньере
1884, 200×300 см
Жорж Сёра. Воскресный день на острове Гранд-Жатт
26
Воскресный день на острове Гранд-Жатт
1886, 207.5×308.1 см
Жорж Сёра. Вышки и вид на море в Пор-ан-Бессене
2
Вышки и вид на море в Пор-ан-Бессене
1888, 66×81 см
Жорж Сёра. Женщины на берегу
2
Женщины на берегу
1886, 15×25 см
Жорж Сёра. Форт Самсон в Гранкане, эскиз
2
Форт Самсон в Гранкане, эскиз
1885, 15×24 см
Жорж Сёра. Рейд в Гранкане
2
Рейд в Гранкане
1885, 65.4×81.2 см
Посмотреть 203 работы художника
HELP