войти
опубликовать

Футуризм

97 работ, 19 художников
Футуризм (от лат. futurum - будущее) – обобщенное название ряда литературных и художественных движений в 1910-20-х годах. Основоположником направления стал итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти. В 1909 году в Италии, и сразу после – во Франции – был опубликован его «Манифест футуриста», в котором Маринетти прославлял прогресс, развитие промышленности и механизацию производства, а также выступал против устаревших общественных и культурных институтов. Идеи поэта поддержали миланские художники – в первую очередь, Умберто Боччони, а также Джино Северини, Карло КарраДжакомо Балла и другие.

В 1910 году Боччони совместно с группой единомышленников написал «Манифест художников-футуристов», в котором призывал «всеми силами бороться с фанатичной бессмысленностью и снобистской религией прошлого» и приложить максимум усилий для привнесение в искусство оригинальности. Во главу угла ставилась живопись, дарящая зрителю динамическое ощущение, а все «битумные оттенки» и «обнаженную натуру» предлагалось отправить на свалку истории. «Жест, который мы воспроизводим на холсте, больше не будет фиксированным моментом в универсальном динамизме. Это должно быть просто динамическое ощущение. Действительно, все движется, все быстро меняется… Нам надо вернуться к жизни любой ценой» - провозглашал Манифест.

Первой картиной в стиле футуризм считают работу Боччони «Город встает» (1910), которая в числе других была представлена в 1911 году на Выставке свободного искусства в Милане. Итальянские футуристы объединили в палитре своих творческих приемов постимпрессионизм, дивизионизмпуантилизм и кубизм. В попытке передать динамику движения они часто включали в свои композиции картины разрушения, исчезающие или возникающие формы, турбулентное движение, использовали энергичные широкие мазки. Футуризм с уверенностью смотрел в будущее: в качестве объектов своих картин художники выбирали автомобили, велосипеды, самолеты, корабли и другие достижения технического прогресса. Еще одна отличительная черта направления – использование чистых, ярких цветов.

В 1912 году итальянский футуризм громко заявил о себе во Франции. В Париже прошла Первая выставка футуристической живописи, которая вызвала горячие дискуссии, проникшие во все столичные салоны. До начала Первой мировой войны футуризм успел проникнуть в скульптуру (Боччоли), архитектуру (Антонио Сант-Элиа) и музыку (Луиджи Руссоло). В военное время группа распалась, однако движение продолжало развиваться, черпая смыслы и идеи в окружающем хаосе.

Русский футуризм начал развиваться практически одновременно с итальянским. В 1910 году возникла поэтическая группа «Гилея» - первое общество футуристов, в которое вошли Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Василий Каменский, Алексей Крученых и другие. Их идеи подхватили художники – общества «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и Союз молодежи. Главной целью художественного направления футуризма стал окончательный разрыв с академизмом. Как писали Михаил Ларионов и Илья Зданевич в манифесте «Почему мы раскрашиваемся» (1913), «…мы объединили искусство с жизнью ... мы громко призвали жизнь, а жизнь вторглась в искусство ... Живопись наших лиц - начало вторжения». Сотрудничество художников и писателей привело к созданию многочисленных совместных проектов в области литературы, где тексты и изображения взаимно дополняли друг друга.

Вполне вероятно, что итальянский футуризм, широко освещающийся европейской прессой, повлиял на становление русского. Тем не менее, когда в 1914 году Маринетти приехал в Россию и сделал подобное заявление, его приняли в штыки. Русские футуристы разрабатывали свои собственные концепции. Так, Наталья Гончарова обратилась к народному искусству, черпая вдохновение в традиционном лубке и разрабатывая новое направление неопримитивизма. Позже, совместно с мужем Михаилом Ларионовым, они разработали собственный авангардный художественный стиль – лучизм. Примерно в это же время возник кубофутуризм – течение, следующее принципам фиксации движения с использованием плоскостных выразительных цветовых полей, а также слов и фраз. К 1915 году русские авангардные движения вышли на новый виток развития - беспредметное искусство. С экспозиции «Последняя футуристическая выставка: «0,10», прошедшей в Санкт-Петербурге в 1915 году, начались новые движения в русском авангардном искусстве - супрематизим Казимира Малевича и конструктивизм Владимира Татлина, «проуны» Эль Лисицкого и фотографические эксперименты Александра Родченко.

Знаковые картины в стиле футуризм:
«Город встает» (1910), Умберто Боччони
«Танец пан-пан в Монико» (1911), Джино Северини
«Голубая танцовщица» (1912), Джино Северини
«Динамизм собаки на поводке» (1912), Джакомо Балла
«Уникальные формы непрерывности в пространстве» (1913), Умберто Боччони

Художники, работавшие в стиле футуризм: 
Умберто Боччони, Джино Северини, Карло Карра, Джакомо Балла, Луиджи Руссоло, Антонио Сант-Элиа, Давид Бурлюк, Наталья Гончарова, Михаил ЛарионовВладимир Маяковский.
Смежные направления
Живопись
293 526 работ, 29 045 художников
Масло
120 830 работ, 10 533 художника
Портрет
54 287 работ, 6 028 художников
Абстракционизм
10 853 работы, 1 972 художника
Лента