Футуризм (от лат.
futurum - будущее) – обобщенное название ряда литературных и художественных движений в 1910-20-х годах. Основоположником направления стал итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти. В 1909 году в Италии, и сразу после – во Франции – был опубликован его «Манифест футуриста», в котором Маринетти прославлял прогресс, развитие промышленности и механизацию производства, а также выступал против устаревших общественных и культурных институтов. Идеи поэта поддержали миланские художники – в первую очередь,
Умберто Боччони, а также
Джино Северини,
Карло Карра,
Джакомо Балла и другие.
В 1910 году Боччони совместно с группой единомышленников написал «Манифест художников-футуристов», в котором призывал «
всеми силами бороться с фанатичной бессмысленностью и снобистской религией прошлого» и приложить максимум усилий для привнесение в искусство оригинальности. Во главу угла ставилась живопись, дарящая зрителю динамическое ощущение, а все «
битумные оттенки» и «
обнаженную натуру» предлагалось отправить на свалку истории. «
Жест, который мы воспроизводим на холсте, больше не будет фиксированным моментом в универсальном динамизме. Это должно быть просто динамическое ощущение. Действительно, все движется, все быстро меняется… Нам надо вернуться к жизни любой ценой» - провозглашал Манифест.
Первой картиной в стиле футуризм считают работу Боччони «
Город встает» (1910), которая в числе других была представлена в 1911 году на Выставке свободного искусства в Милане. Итальянские футуристы объединили в палитре своих творческих приемов
постимпрессионизм,
дивизионизм,
пуантилизм и
кубизм. В попытке передать динамику движения они часто включали в свои композиции картины разрушения, исчезающие или возникающие формы, турбулентное движение, использовали энергичные широкие мазки. Футуризм с уверенностью смотрел в будущее: в качестве объектов своих картин художники выбирали автомобили, велосипеды, самолеты, корабли и другие достижения технического прогресса. Еще одна отличительная черта направления – использование чистых, ярких цветов.
В 1912 году итальянский футуризм громко заявил о себе во Франции. В Париже прошла Первая выставка футуристической живописи, которая вызвала горячие дискуссии, проникшие во все столичные салоны. До начала Первой мировой войны футуризм успел проникнуть в скульптуру (Боччоли), архитектуру (
Антонио Сант-Элиа) и музыку (Луиджи Руссоло). В военное время группа распалась, однако движение продолжало развиваться, черпая смыслы и идеи в окружающем хаосе.
Русский футуризм начал развиваться практически одновременно с итальянским. В 1910 году возникла поэтическая группа «Гилея» - первое общество футуристов, в которое вошли Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Василий Каменский, Алексей Крученых и другие. Их идеи подхватили художники – общества «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и Союз молодежи. Главной целью художественного направления футуризма стал окончательный разрыв с академизмом. Как писали
Михаил Ларионов и
Илья Зданевич в манифесте «Почему мы раскрашиваемся» (1913), «
…мы объединили искусство с жизнью ... мы громко призвали жизнь, а жизнь вторглась в искусство ... Живопись наших лиц - начало вторжения». Сотрудничество художников и писателей привело к созданию многочисленных совместных проектов в области литературы, где тексты и изображения взаимно дополняли друг друга.
Вполне вероятно, что итальянский футуризм, широко освещающийся европейской прессой, повлиял на становление русского. Тем не менее, когда в 1914 году Маринетти приехал в Россию и сделал подобное заявление, его приняли в штыки. Русские футуристы разрабатывали свои собственные концепции. Так,
Наталья Гончарова обратилась к народному искусству, черпая вдохновение в традиционном лубке и разрабатывая новое направление неопримитивизма. Позже, совместно с мужем Михаилом Ларионовым, они разработали собственный авангардный художественный стиль –
лучизм. Примерно в это же время возник
кубофутуризм – течение, следующее принципам фиксации движения с использованием плоскостных выразительных цветовых полей, а также слов и фраз. К 1915 году русские авангардные движения вышли на новый виток развития - беспредметное искусство. С экспозиции «Последняя футуристическая выставка: «0,10», прошедшей в Санкт-Петербурге в 1915 году, начались новые движения в русском авангардном искусстве - супрематизим
Казимира Малевича и конструктивизм
Владимира Татлина, «проуны»
Эль Лисицкого и фотографические эксперименты
Александра Родченко.
Знаковые картины в стиле футуризм:«
Город встает» (1910), Умберто Боччони
«Танец пан-пан в Монико» (1911), Джино Северини
«Голубая танцовщица» (1912), Джино Северини
«Динамизм собаки на поводке» (1912), Джакомо Балла
«
Уникальные формы непрерывности в пространстве» (1913), Умберто Боччони
Художники, работавшие в стиле футуризм: Умберто Боччони,
Джино Северини,
Карло Карра,
Джакомо Балла,
Луиджи Руссоло,
Антонио Сант-Элиа,
Давид Бурлюк,
Наталья Гончарова,
Михаил Ларионов,
Владимир Маяковский.