«Сосна в Сен-Тропе» – не единственная у Синьяка. Изображениями этого дерева он увлекся еще в 1890-е годы (
1,
2).
Эта картина интересна тем, что к моменту ее написания Синьяк уже прошел период увлечения неоимпрессионизмом. Именно таким образом художник пришел к собственному стилю: необходимо было увлечься импрессионизмом, затем податься вслед за
Жоржем Сёра в
неоимпрессионизм, наконец отбросить его и дать волю своему таланту
нежного колориста – именно такую неформальную характеристику хочется дать поздним пейзажам Поля Синьяка.
У него получился своеобразный синтез импрессионизма и пуантилизма – точки он заменил крупными разнонаправленными мазками чистого цвета. С помощью этого приема Синьяк добивается удивительного эффекта бегущих облаков и, кажется, шелеста кроны. Соответственно, в отличие от пуантилистических изображений, в поздних пейзажах Синьяка отсутствует эффект остановившегося времени, создаваемый точечной техникой. Какое уж замершее время, когда облака на наших глазах движутся по небу, а деревья излучают сияющий свет?
На этой картине изображение подчинено не технике, а эмоции, чувству. Яркие аккорды, празднично-радостные цветовые сочетания также приближают «Сосну в Сан-Тропе» к работам фовистов,
особенно Андре Дерена.
Интересно написано небо – мазки очень плотные, выпуклые, напоминающие (не внешней формой, а объемностью) легендарный мазок
Ван Гога. Кстати, у Поля Синьяка с Ван Гогом были отличные отношения (в этом заслуга Синьяка, легкий характер был у него, а отнюдь не у Ван Гога). Синьяк даже навещал Ван Гога, уже больного и покинутого друзьями, в Арле.
Цветовые переходы в изображении неба очень тонкие, легкие. Создающие фон деревья написаны приглушенными прохладными цветами, главная же героиня картины – сосна - искрит теплыми, яркими и сияющими оттенками, с использованием контрастных тонов. Настроение картины – радостное, светлое.
Автор: Алена Эсаулова