Представляем рубрику «Детское искусствоведение»: мы показываем ребенку картину и просим рассказать, что он думает. А потом с удовольствием делимся этим мнением с вами.
Друзья, а вы ходите с детьми в музеи? Рассказываете им об искусстве? Мы — да. И часто оказывается, что и детям есть что сказать нам в ответ. Их комментарии и замечания поражают свежестью восприятия. Дети не читают критики и не следят за аукционными рекордами. Дети ни разу не сказали, глядя на картину: «Я бы тоже так смог» или «Это не искусство». Вместо этого они говорят: «Нравится» или «Не нравится», и объясняют, почему. Нам невероятно интересно это слушать. А вам?
В нашей блиц-рубрике «Детское искусствоведение» каждую неделю на главной странице «Артхива» появляется небольшой рассказ о том, что думает один ребенок об одной картине. А потом мы собираем несколько комментариев, и представляем их в виде публикации.
В нашей блиц-рубрике «Детское искусствоведение» каждую неделю на главной странице «Артхива» появляется небольшой рассказ о том, что думает один ребенок об одной картине. А потом мы собираем несколько комментариев, и представляем их в виде публикации.
Аленушка
1881, 173×121 см
Илья (5 лет) рассматривает картину Виктора Васнецова «Аленушка».
— Тете грустно, потому что ни одной камышины вокруг не выросло? — спросил ребенок.
— Это первое, что тебя в картине заинтересовало? — удивилась я (мама — прим. ред.) в ответ.
— Да просто очень грустно на такое смотреть! — сказал сын. — Тем более после той сказки про Русалочку, что ты мне недавно читала. Что ж это им всем так плохо? Мне такое слушать и смотреть неприятно. Тетя так смотрит, как будто все умерли.
Я не стала сообщать сыну, что он, вообще-то, довольно точно обрисовал состояние девушки на картине. Ее первое название «Дурочка Аленушка», а «дурочками» называли в те времена сироток или юродивых.
Попыталась разрядить обстановку:
— Некоторые связывают эту картину Васнецова со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». И ты же помнишь, что там в итоге все хорошо закончилось.
— Как это можно связывать? — изумился сын. — Там же по сказке сестрица Аленушка внутри пруда должна была бы лежать, а козленочек сверху скакать и с ней разговаривать. А тут, наоборот, Аленушка у пруда. То есть, там еще и братец утопленный в воде? — у ребенка от ужаса расширились глаза.
— Нет-нет! — заверила я. — Никакого утопленника братца-козленочка в пруду нет.
— И почему же тогда люди это с той сказкой связали?
— Просто Васнецов часто обращался к сказочным сюжетам. У него есть картина «Иван-Царевич на Сером Волке», «Ковер-самолет», «Богатыри»…
— Вот, «Богатырей» мне лучше покажи! — попросил сын.
— Тете грустно, потому что ни одной камышины вокруг не выросло? — спросил ребенок.
— Это первое, что тебя в картине заинтересовало? — удивилась я (мама — прим. ред.) в ответ.
— Да просто очень грустно на такое смотреть! — сказал сын. — Тем более после той сказки про Русалочку, что ты мне недавно читала. Что ж это им всем так плохо? Мне такое слушать и смотреть неприятно. Тетя так смотрит, как будто все умерли.
Я не стала сообщать сыну, что он, вообще-то, довольно точно обрисовал состояние девушки на картине. Ее первое название «Дурочка Аленушка», а «дурочками» называли в те времена сироток или юродивых.
Попыталась разрядить обстановку:
— Некоторые связывают эту картину Васнецова со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». И ты же помнишь, что там в итоге все хорошо закончилось.
— Как это можно связывать? — изумился сын. — Там же по сказке сестрица Аленушка внутри пруда должна была бы лежать, а козленочек сверху скакать и с ней разговаривать. А тут, наоборот, Аленушка у пруда. То есть, там еще и братец утопленный в воде? — у ребенка от ужаса расширились глаза.
— Нет-нет! — заверила я. — Никакого утопленника братца-козленочка в пруду нет.
— И почему же тогда люди это с той сказкой связали?
— Просто Васнецов часто обращался к сказочным сюжетам. У него есть картина «Иван-Царевич на Сером Волке», «Ковер-самолет», «Богатыри»…
— Вот, «Богатырей» мне лучше покажи! — попросил сын.
Богатыри
1898, 295.3×446 см
…Я показала. Сын долго смотрел на картину и потом вынес вердикт:
— Вот это — совсем другое дело! Только танка не хватает.
— Вот это — совсем другое дело! Только танка не хватает.
Воскресный день на острове Гранд-Жатт
1886, 207.5×308.1 см
Оля (15 лет) говорит о картине Жоржа Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт:
— Очень интересно нарисовано. Когда приближаешься, картина как будто распадается на пиксели, а когда отходишь — все сливается и создается ощущение, что наоборот все прорисовано очень четко.
Здесь как будто все несчастны. Как будто не могут делать то, чего действительно хотят. Особенно эта пара на переднем плане в тени и девочка в белом платье в неподвижной позе. Все прямые и скованные. Возможно, это из-за неудобной одежды, которая не дает нормально двигаться. На всей картине только один человек свободен — вот этот мужчина в жилетке, который курит трубку.
— Очень интересно нарисовано. Когда приближаешься, картина как будто распадается на пиксели, а когда отходишь — все сливается и создается ощущение, что наоборот все прорисовано очень четко.
Здесь как будто все несчастны. Как будто не могут делать то, чего действительно хотят. Особенно эта пара на переднем плане в тени и девочка в белом платье в неподвижной позе. Все прямые и скованные. Возможно, это из-за неудобной одежды, которая не дает нормально двигаться. На всей картине только один человек свободен — вот этот мужчина в жилетке, который курит трубку.
Две женщины, бегущие по пляжу (Занавес к балету "Голубой экспресс")
1924, 1020×1170 см
Шестилетняя Аня изучает картину Пабло Пикассо «Две женщины, бегущие по пляжу».
Анечка впервые видит эту картину Пикассо. Что же там изображено, что происходит?
Анечка впервые видит эту картину Пикассо. Что же там изображено, что происходит?
— Здесь люди куда-то бегут. Наверное, за ними «гоняется» какой-то волк или медведь, они от него убегают, и они прибежали на гору, куда медведь не может залезть.
— А победить зверя они могут?
— Могут только лапу сломать.
— А кто эти люди, как ты думаешь?
— Вот это — мальчик (фигура на переднем плане), а это — девочка.
— Мальчик? Анечка, почему ты так решила?
— Видишь, у него лицо такое, как у мальчика. А волосы хвостиком и бегут. У девочки (фигура на заднем плане) видна одна большая сися, волосы прямые и распущенные, и ноги чуть меньше.
Скажи, как бы ты назвала картину?
— Храбрые воины. Потому, что видно: они хотят отступить, а потом сражаться.
— А победить зверя они могут?
— Могут только лапу сломать.
— А кто эти люди, как ты думаешь?
— Вот это — мальчик (фигура на переднем плане), а это — девочка.
— Мальчик? Анечка, почему ты так решила?
— Видишь, у него лицо такое, как у мальчика. А волосы хвостиком и бегут. У девочки (фигура на заднем плане) видна одна большая сися, волосы прямые и распущенные, и ноги чуть меньше.
Скажи, как бы ты назвала картину?
— Храбрые воины. Потому, что видно: они хотят отступить, а потом сражаться.
Каждую неделю в Артхиве — новая публикация рубрики. Высказывания детей о картинах известных художников собираем под хештегом #детское_искусствоведение
Картины детям показывали Елена Сироид, Анна Сидельникова, Светлана Лехтман. Главная иллюстрация: Пабло Пикассо. Рисующие Клод и Палома, 1954 (фрагмент)
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме