Понятие «
пейзаж» — это не только общепринятая трактовка жанра живописи, которая гласит: пейзажем является изображение природы в ее первозданном либо преображенном виде. Это еще и совокупность ощущений, эмоций и образов, переносимая художником на холст и дополняющая документальное отражение окружающей его среды. Перед зрителем предстает не просто полотно с нарисованными на нем видами природы — наблюдатель также соприкасается с внутренним миром живописца и получает возможность ощутить особенности миропонимания, преобладавшего в те времена.
Картины художников-пейзажистов, творивших в разные эпохи, в основном соответствовали запросам общества. Однако есть немало полотен, авторы которых решились пойти наперекор тенденциям, господствовавшим в современном им искусстве. Публика, привыкшая к определенным художественным приемам, встречала такие работы неодобрительно: к примеру, первые импрессионисты были вынуждены самостоятельно организовывать выставку своих произведений, поскольку парижский Салон отказался принимать их, а в прессе появились насмешливые статьи критиков. В числе известных художников, подвергшихся резкой критике современников, был и
Уильям Тернер: картины природы, созданные им в поздний период творчества, публика восприняла с раздражением.
Жанр пейзажа развивался на протяжении столетий — от нечетких расплывчатых форм, служащих фоном для первостепенных персонажей, до современной классификации по типу: пейзаж городской, морской, сельский, степной, горный, речной и даже небесный. То, что ранее выступало в роли необязательной декорации, превратилось в основной объект изображения.
Для художника-пейзажиста было важно не только перенести на холст представший перед ним реалистичный вид, но также передать взаимосвязь между природой и человеком. Каждый мастер использовал особые приемы: так, грозовая туча, расколотая надвое молнией на картине Джорджоне «
Гроза», задает тревожный тон всему сюжету. Похожую тучу можно увидеть на таких картинах художников-пейзажистов, как «
Вид Толедо» Эль Греко, «Водопой»
Фрагонара, «
Улочка» Вермеера и пр.
Если пейзажи таких голландских художников, как
Брейгель Старший или
Вермеер Дельфтский, отличаются сдержанностью красок и эмоций, то картины
Рубенса («
Пейзаж с радугой»),
Франсуа Буше («
Утро») и
Жозефа Верне («Водопад в Тивполи») наполнены яркими красками и жизнью. К жанру пейзажа также обращались кубисты (
Пикассо,
Делоне,
Брак), сюрреалисты (
Дали) и абстракционисты (
Франкенталер), изображавшие виды природы в присущей им манере.
Говоря о картинах природы известных художников, следует упомянуть также и русских мастеров жанра — таких как
Исаак Левитан,
Иван Айвазовский,
Валентин Серов,
Иван Шишкин,
Алексей Саврасов,
Архип Куинджи,
Николай Ге,
Казимир Малевич. Их произведения, на которых изображена природа России, создают особое настроение и располагают к неторопливым размышлениям.
Ближе познакомиться с картинами природы известных художников вы можете, изучив нашу подборку. Здесь вас ждут как мировые шедевры, так и малоизвестные произведения художников разных эпох.