Пуантилизм (фр.
Pointillisme - «точечность», от фр.
point — точка), или дивизионизм (от фр.
division – разделение) появился в конце XIX века во Франции и стал стилистическим ответвлением неоимпрессионизма. Суть этого течения живописи состоит в манере письма отдельными неизолированными мазками круглой или квадратной формы. Восприятие изображения зрителем происходит, благодаря оптическому эффекту – смешению цветов и проявлению объектов в сетчатке глаза. Для этого зрителю рекомендуется расположиться на некотором расстоянии от картины. Искусство пуантилизма, живописи точками, справедливо считается техничным и узнаваемым.
Рождением и популярностью пуантилизм обязан французскому художнику
Жоржу Сёра. Молодой импрессионист-экспериментатор увлекся научными открытиями в области оптики, теорией, физикой и психологией цвета и влиянием цветовой гаммы на эмоциональное состояние человека. Результатом исследований стало создание технически новой манеры письма, где движение кисти художника легкие, и одномоментные прикосновения к холсту напоминают порхание бабочки. Последователями Сёра стали неоимпрессионисты
Поль Синьяк,
Анри Кросс и
Камиль Писсарро.
Картины пуантилизма не содержат ограничений или строгих предпочтений в темах, сюжетах и объектах. Среди них есть и пейзажи, и портреты, и жанровые сцены. Главной целью художника является отражение динамики, движения объектов и света, которое создается посредством нанесения мазков на скрупулезно просчитанном расстоянии друг от друга. Поэтому пейзажи пуантилистов поражают воздушностью, объемом и атмосферностью. В работе живописцы используют три основных или аддитивных цвета: красный, зеленый и синий, которые наносят мелкими мазками правильной формы с редким применением крупных цветовых пятен. Живопись в стиле пуантилизма радует пластичностью и мягкими контурами изображения. Техника письма дает возможность создавать и яркие контрастные изображения, и мягкие приглушенные «туманные картины». По мере созерцания таких произведений глаза лучше воспринимают глубину композиции, удивительное движение световых лучей, рябь на воде, колебания листвы, дуновение ветра.
Картины в стиле пуантилизм: «
Воскресный день на острове Гранд-Жатт» 1886 Жоржа Сёра, шедевр и классика стиля; «
Женщины у колодца» 1892, «
Сосна в Сен-Тропе» 1909 Поля Синьяка; «
Возвращение с крестин» 1917 Пабло Пикассо; «
Интерьер ресторана», «
Автопортрет» 1887 Винсента ван Гога.
Художники пуантилизма: Жорж Сёра,
Пол Синьяк,
Анри Кросс,
Люсьен Писсарро,
Камиль Писсарро,
Шарль Ангран,
Максимилиан Люс,
Теодор ванн Рейссельберге. К технике пуантилизма обращались:
Винсент ван Гог,
Пабло Пикассо,
Николай Мещерин,
Джованни Сегантини.