войти
опубликовать

Пуантилизм

334 работы, 36 художников
Пуантилизм (фр. Pointillisme - «точечность», от фр. point — точка), или дивизионизм (от фр. division – разделение) появился в конце XIX века во Франции и стал стилистическим ответвлением неоимпрессионизма. Суть этого течения живописи состоит в манере письма отдельными неизолированными мазками круглой или квадратной формы. Восприятие изображения зрителем происходит, благодаря оптическому эффекту – смешению цветов и проявлению объектов в сетчатке глаза. Для этого зрителю рекомендуется расположиться на некотором расстоянии от картины. Искусство пуантилизма, живописи точками, справедливо считается техничным и узнаваемым.

Рождением и популярностью пуантилизм обязан французскому художнику Жоржу Сёра. Молодой импрессионист-экспериментатор увлекся научными открытиями в области оптики, теорией, физикой и психологией цвета и влиянием цветовой гаммы на эмоциональное состояние человека. Результатом исследований стало создание технически новой манеры письма, где движение кисти художника легкие, и одномоментные прикосновения к холсту напоминают порхание бабочки. Последователями Сёра стали неоимпрессионисты Поль СиньякАнри Кросс и Камиль Писсарро.

Картины пуантилизма не содержат ограничений или строгих предпочтений в темах, сюжетах и объектах. Среди них есть и пейзажи, и портреты, и жанровые сцены. Главной целью художника является отражение динамики, движения объектов и света, которое создается посредством нанесения мазков на скрупулезно просчитанном расстоянии друг от друга. Поэтому пейзажи пуантилистов поражают воздушностью, объемом и атмосферностью. В работе живописцы используют три основных или аддитивных цвета: красный, зеленый и синий, которые наносят мелкими мазками правильной формы с редким применением крупных цветовых пятен. Живопись в стиле пуантилизма радует пластичностью и мягкими контурами изображения. Техника письма дает возможность создавать и яркие контрастные изображения, и мягкие приглушенные «туманные картины». По мере созерцания таких произведений глаза лучше воспринимают глубину композиции, удивительное движение световых лучей, рябь на воде, колебания листвы, дуновение ветра.

Картины в стиле пуантилизм:
«Воскресный день на острове Гранд-Жатт» 1886 Жоржа Сёра, шедевр и классика стиля; «Женщины у колодца» 1892, «Сосна в Сен-Тропе» 1909 Поля Синьяка; «Возвращение с крестин» 1917 Пабло Пикассо; «Интерьер ресторана», «Автопортрет» 1887 Винсента ван Гога.

Художники пуантилизма: 
Жорж Сёра, Пол Синьяк, Анри Кросс, Люсьен Писсарро, Камиль Писсарро, Шарль Ангран, Максимилиан Люс, Теодор ванн Рейссельберге. К технике пуантилизма обращались: Винсент ван Гог, Пабло Пикассо, Николай Мещерин, Джованни Сегантини.

Лента