Принято считать, что
фовизм является логическим продолжением импрессионизма, а точнее, творчества наиболее ярких его представителей –
Ван Гога,
Гогена и
Сезанна. В начале прошлого века группа художников-французов решила объединиться и подарить миру новое видение живописи, ставшее в дальнейшем первым авангардистским направлением.
Наиболее заметным фигурантом молодого сообщества был
Анри Матисс. Именно его принято считать основоположником фовизма: первой написанной в новом стиле картиной, которую оценили зрители, стала «
Женщина в зеленой шляпе». Полотно вызвало настоящий фурор и стало некой точкой отчета становления фовизма в живописи как самостоятельного стиля.
Полотна объединенных своими поисками и интересами художников, где превалировали яркая цветовая гамма, экспрессивность письма и нарочито минималистические черты объектов, периодически выставлялись в галереях. Одно из таких мероприятий и дало название стилю: влиятельный на тот момент художественный критик Луи Вексель, известный, кстати, тем, что дал название кубизму, назвал художников «
дикими» (fauve), с его легкой руки термин «фовизм» быстро прижился. Столь нелестный эпитет был озвучен по причине контраста, который создавался статуей классического стиля на фоне «примитивных и пестрых» полотен.
Пик популярности творческого сообщества пришелся на период с 1905 по 1907 годы. Однако позже каждый из художников пошел своей дорогой, объединение распалось. Тем не менее фовизм в живописи продолжил существовать вплоть до последнего десятилетия ХХ-го столетия, распространившись далеко за пределы Франции. Так, в 1922 году Матисс пишет картину «
Поднятое колено», а спустя два года еще один представитель стиля
Руо Жорж явил публике свое полотно «
Распятие». Наиболее ярким представителем фовизма в России стал художник
Марк Шагал, в творчестве которого прослеживается влияние и такого стиля, как кубизм.
Как видели фовизм сами художники?
Фовисты в своем творчестве не признавали абсолютно никаких условностей и закономерностей, устанавливаемых классическими художественными школами. Они рисовали, в первую очередь, картины, а не людей. А потому подбор цветовой гаммы не являлся актуальной проблемой. Так, Матисс, который позволял себе изобразить в зеленых тонах женский нос лишь потому, что так полотно казалось ему более оригинальным, призывал соратников вернуться в рамках стиля фовизм к ярким, сочным и живым цветам, будоражащим людское воображение и чувства.
Художники-фовисты были новаторами, они изображали мир субъективно, сквозь призму своего видения, поэтому и каждый из миров фовизма в живописи, отраженный в полотне того или иного творца, носит свой индивидуальный и неповторимый характер.
Так, самым рациональным, буйным и диким из художников, придерживающихся фовизма, считается
Андре Дерен. Период его творчества, связанного с данным стилем, знатоки считают архаикой. Его полотно «
Деревья в Коллиуре», написанное в рамках целой серии в 1905 году, очень красноречиво объясняет подобное мнение. В последующем картину оценили в 14 миллионов долларов. Примечательно, что в том же году из-под пера Анри Матисса вышла еще одна картина в стиле фовизма – «
Интерьер дома в Коллиуре», также являющаяся полотном целого цикла, посвященного местечку на Средиземноморском побережье под названием Коллиур.
Еще одним ярким образцом фовизма является творчество
Альбера Марке. Критики и знатоки называют его картины в данном стиле хрестоматийными. Они завораживают с первого взгляда своей простотой и легким настроением. Даже с использованием яркой палитры его полотна смотрелись на фоне остальных творений фовистов сдержанно и мягко. Одной из начальных работ Марке в данном стиле является «
Ярмарка в Гавре».