Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
14 статей  •  3 теста
Пит Мондриан
Пит
 Мондриан
Нидерланды 1872−1944
Подписаться397                
Подписаться397                
Выставки
Все выставки художника
Биография и информация
 
Пит Мондриан (нидерл. Piet Mondriaan, 7 марта 1872, Амерсфорт, Нидерланды — 1 февраля 1944, Нью-Йорк, США) — нидерландский художник, один из основоположников абстракционизма. Мондриан начал рисовать еще в детстве, а профессиональное образование получил в амстердамской Академии изящных искусств. Художник много лет прожил в Париже, но после того, как его картины попали на выставку «Дегенеративное искусство», был вынужден переехать в Нью-Йорк. Здесь он прожил до конца жизни и завоевал огромную популярность, в частности, благодаря Пегги Гуггенхайм.

Особенности творчества художника Пита Мондриана: самые знаменитые его картины написаны с использованием трех основных цветов (красный, синий, желтый) и трех «не-цветов» (черный, белый, серый). Все эти работы строго геометричны, в них присутствуют только вертикальные и горизонтальные линии. После переезда в Нью-Йорк Мондриан полностью отказывается и от черного цвета.

Известные картины Пита Мондриана: «Нью-Йорк 1», «Бродвей буги-вуги», «Ветряная мельница в солнечном свете», «Красное дерево», «Композиция № 10: Пирс и океан», «Победа буги-вуги».

Имя Пита Мондриана чаще всего упоминается в связке с двумя другими знаменитыми абстракционистами — Василием Кандинским и Казимиром Малевичем. Однако Мондриана отличает одна интересная особенность. Несмотря на то, что большинство его работ исследованы вдоль и поперек, и о них написана масса научных трудов, о том, какой была личная жизнь художника, до сих пор можно только догадываться. Известна разве что география его перемещений по миру в течение жизни. А вот в остальном… Мондриан не писал портретов своей семьи, не был замечен в каких бы то ни было отношениях с женщинами (с мужчинами, впрочем, тоже). В его жизни было довольно много друзей-коллег, но, похоже, отношения с ними художник строил и поддерживал исключительно в контексте живописи, за пределами которого ему вполне хватало собственного общества. Если рассматривать личность Мондриана с точки зрения столь любимой им теософии (согласно которой в каждом человеке присутствуют мужская и женская натуры), можно предположить, что в его случае две противоречивые части настолько мирно и гармонично уживались друг с другом, что кто-то третий был им просто не нужен.

Призвание


Питер Корнелис Мондриан родился 7 марта 1872 года в Амерсфорте в протестантской семье. По всей видимости, свое предназначение он осознал очень рано, потому что рисовать Пит начал еще в детстве и не прекращал до самой смерти. Первыми живописными наставниками мальчика стали его отец Питер Корнелиус и дядя Фриц Мондриан. В 1892 году молодой художник начал обучение в Академии изящных искусств в Амстердаме, перед этим по настоянию семьи получив образование учителя начальной школы.

Долгие годы Мондриан писал в техниках, в которых работали многие его современники. В его ранних полотнах нет практически ничего, что указывало бы на тот неповторимый стиль, который через 20 лет станет определяющим для его творчества. Работы этого периода натуралистичны, в них ощущается влияние импрессионизма (позже его вытеснят фовизм и пуантилизм). Единственное, что можно четко проследить, — это тяготение Мондриана к определенным цветам: красному, синему и желтому («Мельница в солнечном свете», 1908, «Маяк в Весткапелле», 1909, «Амариллис», 1910).

«Точкой невозврата» в творчестве Мондриана становится картина «Эволюция» (1910−1911), которую он пишет незадолго до переезда в Париж. В это время художник открывает для себя учение Елены Блаватской и становится членом голландского Теософского сообщества. С этого момента все работы Мондриана посвящены единственной цели — поиску Абсолюта, тайного духовного знания, способного дать человеку наиболее полное и ясное понимание окружающего мира.

Принятие


В 1914 году Мондриану приходится покинуть Париж и отправиться в Нидерланды, чтобы навестить больного отца, прикованного к постели. В это же время на Европу обрушивается Первая Мировая война, и художник вынужден вопреки своим желаниям три года провести в родных краях. Мондриан прожил в Париже совсем недолго, но мировая столица искусства успела очаровать его и незаметно впрыснуть яд творческой свободы. Художник тяготился необходимостью оставаться в Голландии, предпринимал неоднократные попытки вернуться во Францию, но в конце концов сдался и решил… переждать войну вдали от людей, поселившись на берегу моря.

В этот период художник, тем не менее, знакомится с голландскими коллегами, в частности, Тео ван Дусбургом и Бартом ван дер Леком, и присоединяется к знаменитой группе «Стиль». Мондриан очень символически ставит точку в фигуративной живописи с помощью последнего автопортрета и полностью посвящает себя живописи абстрактной. В 1919 году он, наконец, получает возможность вернуться во Францию. С этого момента в работах художника остаются лишь прямые горизонтальные и вертикальные линии, три основных цвета — красный, синий и желтый, и три «не-цвета» (как он сам их называл) — черный, белый и серый. Существует легенда, согласно которой Мондриан оборвал все связи с группой «Стиль» после того, как Тео ван Дусбург предложил ему использовать еще и диагональные линии. Даже в его знаменитых ромбических работах по сути нет никаких диагоналей, а открытые контуры картин предполагают продолжение движения во все стороны.

Признание


В 1937 году работы Мондриана оказались среди экспонатов выставки «Дегенеративное искусство», пометившей многих авангардистов незримым клеймом опасных изгоев, подлежащих уничтожению. Как это ни парадоксально, именно эта выставка обеспечила Мондриану и другим «неправильным» художникам неслыханное количество зрителей, о котором в другое время и при других обстоятельствах они могли бы только мечтать. За без малого четыре года «Дегенеративное искусство» в разных городах посетили около трех миллионов человек.

Это, впрочем, было бы слабым утешением для Мондриана, который ощутил нависшую над ним опасность. Понимая, что в Европе он уже не сможет свободно писать и выставляться, и элементарно спасаясь от угрозы собственной жизни, художник (как и многие его коллеги в то время) в 1938 году отправляется сначала в Лондон, а затем — в Нью-Йорк. Из-за океана фашизм казался уже не таким страшным.

Кроме того, Мондриана полностью захватила жизнь в Нью-Йорке с его сумасшедшим ритмом жизни, постоянным движением, безумной музыкой и самыми смелыми экспериментами во всех видах искусства. Переезд художника в Штаты становится отправной точкой для нового этапа в его творчестве. Начиная с первой же работы, написанной здесь («Нью-Йорк 1», 1942), он перестает использовать черный цвет. Полотна Мондриана больше не являются лишь пронумерованными «композициями», в них появляются география, музыка, ритм («Бродвей буги-вуги», 1942−1943), они приобретают глубину, настроение, узнаваемые мотивы. Над картинами нью-йоркского периода художник работал долго, периодически дополняя и перерабатывая их. Например, благодаря обнаруженному в 2008 году единственному видеоролику с Мондрианом и двухлетнему исследованию работы «Победа буги-вуги» (1944) выяснилось, что полотно было создано за одну сессию. Но уже перед самой своей смертью художник внес в него радикальные изменения с помощью кусочков цветной клейкой ленты.

В лице американцев Мондриан нашел благодарную публику, которая приходила в восторг от его работ. Не последнюю роль в этом сыграла знаменитая меценатка Пегги Гуггенхайм, выставлявшая полотна художника в своей галерее. Искушенным нью-йоркским критикам и журналистам только и оставалось, что обсуждать картины Мондриана, потому что в остальном его жизнь была удивительно скучной. Он не давал поводов посплетничать о своих романах или сексуальной ориентации, не устраивал скандалов и эпатажных выходок, не нуждался в алкоголе или наркотиках, чтобы писать. Даже смерть его была вполне обыденной и более чем «достойной»: Пит Мондриан умер от пневмонии в возрасте 71 года, оставив будущих биографов в полном отчаянии и недоумении.

P.S.
Вряд ли Пит Мондриан, все мысли которого были заняты Абсолютом, мог предположить, что много лет спустя в его работах будут черпать вдохновение люди, работающие в самых разнообразных сферах. Пожалуй, началось все со знаменитой коллекции платьев «Мондриан», созданной Ивом Сен-Лораном в 1965 году (одно из них теперь хранится в Музее Виктории и Альберта). Строгие и лаконичные наряды, расчерченные широкими черными линиями, единственным украшением которых были яркие сегменты чистых цветов, стали настоящей сенсацией в мире моды. Дальше — больше. В честь художника были названы два языка программирования («Пит» и «Мондриан»), его картины вдохновляли музыкантов на написание целых альбомов и съемки видеоклипов. Особенно узнаваемый мондриановский стиль полюбился дизайнерам интерьеров и мебели. Всё это (кроме, пожалуй, систематизированных и упорядоченных языков программирования) вряд ли понравилось бы самому художнику и польстило его самолюбию. Что уж говорить о кроссовках, пирожных и дизайне ногтей «имени Мондриана». Бесконечное количество раз растиражированные образы и стиль давно перестали нести в себе идеи художника, став скорее данью уважения поп-арту и оставив Мондриана в стороне.

Автор: Евгения Сидельникова
Читать дальше
Работы понравились

Лента
В соцсетях продолжается "десятилетний челлендж": суть в том, чтобы поставить рядом фотографии, сделанные с разницей в 10 лет, и добиться вау-эффекта. Ну, или комического - как выйдет. Сравнивают всё, что под руку подвернётся: собственную внешность, курс доллара, цены на яйца. #10yearchallenge - довольно заразительная штука. "Артхив" представил, что было бы, если бы в нём решили поучаствовать 10…
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Небольшая зарисовка об экспертной точке зрения.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 252 работы
Пит Мондриан. Красное дерево
39
Красное дерево
1910, 70×90 см
Пит Мондриан. Ветряная мельница в солнечном свете
17
Ветряная мельница в солнечном свете
1908, 114×87 см
Пит Мондриан. Бродвей буги-вуги
10
Бродвей буги-вуги
1943, 127×127 см
Пит Мондриан. Композиция №10: Пирс и океан
9
Композиция №10: Пирс и океан
1915, 85×108 см
Пит Мондриан. В Амстеле
4
В Амстеле
1907, 42×75 см
Пит Мондриан. Церковь в Домбурге
11
Церковь в Домбурге
1911, 114×75 см
Пит Мондриан. За работой
6
За работой
1898, 54.4×78.7 см
Пит Мондриан. Автопортрет
9
Автопортрет
1900, 39.7×50.4 см
Пит Мондриан. Вечер
7
Вечер
1900, 55×66 см
Посмотреть 252 работы художника