войти
опубликовать

Гравюры

7 790 работ, 541 художник
Гравюра (от французского graver — вырезать, высекать) – произведение искусства, полученное в результате оттиска резной основы (матрицы) на бумаге, реже – на ткани. Различают разные типы матриц, на поверхности которых создают резное изображение: пластины из меди, цинка или алюминия, полимерные или пластиковые листы, камень, линолеум, дерево, картон. Каждый экземпляр является оригинальным художественным произведением, но не копией. Это относится также и к гравюрам, матрицы (или «доски») для которых вырезают мастера-граверы по эскизам, созданным художниками. Количество оттисков каждого изображения, как правило, ограничено. Художники часто нумеруют и подписывают каждый экземпляр, а после матрица, с которой осуществлялась печать, уничтожается. Конечное количество оттисков, полученных с одной доски, повышает ценность художественного произведения.

Техники создания гравюр достаточно многочисленны, их различают по двум основным способам печати: высокая печать и глубокая печать. Узор на матрице имеет глубину, а краска может переноситься на бумагу либо с выступающих элементов – высокая печать, либо из углублений между выступающими элементами – глубокая печать (в этом случае краску с поверхности доски удаляют и оставляют ее только в углублениях).

К техникам высокой печати относят линогравюру, ксилографию, гравюру на картоне. К техникам глубокой печати относятся офорт и его разновидности, акватинта, сухая игла, меццо-тинто, лавис, карандашная манера. Оттиски в техниках литографии и монотипии получаются при использовании метода плоской печати и гравюрой не являются. При этом все произведения, полученные путем переноса краски с основы на бумагу или ткань (в том числе и трафаретная печать), носят название эстамп (от фр. estampe — штамп, отпечаток). Таким образом, любая гравюра – это эстамп, но не всякий эстамп – гравюра.

Первые техники гравюры придумали художники Востока примерно в V веке. Китайские мастера создавали отпечатки в технике ксилографии. Европа изобретала искусство гравюры самостоятельно, и произошло это на рубеже XIV-XV веков, когда бумага стала повсеместно доступным и достаточно дешевым материалом. Как правило, художники создавали рисунок на поверхности деревянной доски, после чего резчики удаляли промежутки между линиями рисунка. Краска наносилась на поверхность доски, затем на матрицу накладывалась бумага и прикатывалась вручную или прижималась с помощью пресса.

К середине XV века в Германии был изобретена техника гравировки, принцип которой пришел из ювелирного искусства. Мастера вырезали рисунок острым резцом на пластине металла, как правило, медной. Матрица выходила достаточно прочной и позволяла получать большее количество отпечатков (до нескольких сотен), нежели с деревянной доски.

Считается, что технику офорта изобрел немец Даниэль Хопфер, а первым художником, который в 1515 году использовал ее в своих произведениях искусства, стал Альбрехт Дюрер. Мастер покрывал металлическую пластину (медную или цинковую) слоем воска, в котором на всю глубину слоя процарапывался рисунок. Затем пластина помещалась в ванну с кислотой, которая разъедала металл, не прикрытый воском, образуя узор. После воск счищали; наносимая краска оставалась в углублениях рисунка, а поверхность аккуратно вытирали и делали оттиск на бумаге.

Современное искусство гравюры широко применяется при печати банкнот, а также официальных документов с высокой степенью защиты. Сегодня этот вид искусства достаточно редок. Разнообразные техники получения эстампов по-прежнему изучаются во всех художественных школах, но лишь немногие художники полностью посвящают свое творчество старинному искусству гравюры, что делает такие произведения достаточно редкими на рынке.

Знаковые произведения художников-граверов:
«Апокалипсис», серия гравюр, Альбрехт Дюрер, 1496—1498
«Меланхолия», Альбрехт Дюрер, 1514
«Плат Вероники», Клод Меллан. 1649
«Дон Кихот», Поль Гюстав Доре, 1862

Известные художники, работавшие в технике гравюры:
Альбрехт Дюрер, Мартин Шонгауэр, Бартоломеус Спрангер, Лукас ван Лейден, Жан Дюве, Якоб ван дер Хейден, Рембрандт, Пиранези, Уильям Хогарт, Джованни Кастильоне, Поль Гюстав Доре, Уильям Блейк, Василий Матэ, Владимир Фаворский, Уильям Хогарт, Франсиско Гойя, Мауриц Эшер, Марк Шагал, Мстислав Добужинский.
Лента