Линогравюра (фр. graver – вырезать) – способ печати с использованием гибкой формы: линолеума или сходного по параметрам материала. Техника является разновидностью выпуклой гравюры и напоминает ксилографию. Мастер вырезает рисунок на поверхности линолеума, наносит валиком тонкий слой краски и печатает изображение на бумаге. Единичный оттиск создает черно-белое изображение, для цветной картины художник делает отдельный штамп для каждого цвета. Штрихи, пятна, линии очертания предметов в линогравюре выходят плавными, четкими, насыщенными. Податливость основы позволяет быстро изготовить сложный рисунок, сохранить живость руки мастера и растиражировать изображение.
В 1864 году англичанин Фредерик Уолтон запатентовал и организовал промышленное производство полимерного напольного покрытия. Художники оценили мягкий и прочный материал: латиноамериканские и европейские мастера охотно пользовались линогравюрной техникой, а Илья Ефимович Репин даже писал на линолеуме масляными красками. В середине XX века в мире сложились графические школы, которые объединили мастеров гибкой печати: «Мастерская народной графики» в Мексике, «Клуб друзей гравюры» в Бразилии, национальные республиканские мастерские в Советском Союзе. Линогравюрой увлекались Пабло Пикассо, Анри Матисс и Борис Кустодиев. Техника сохранила популярность и в XXI веке.
Основоположник кубизма Пабло Пикассо заинтересовался линогравюрной техникой в середине XX века – в поздний период творчества, время экстравагантных сюрреалистичных портретов и жанровых сцен. Работы «Бородатый мужчина» 1961, «Банерильи», «Вакханалия», «Жаклин с обручем» 1962 стали яркими образцами художественной манеры великого испанца. Особого внимания заслуживает линогравюра «Женщина в шляпе» 1962. Пикассо создал цветной отпечаток одной матрицей и не прибегал к отдельным штампам для каждого цвета: художник начал печать с самого светлого оттенка, а закончил самым темным. Борис Кустодиев работал в линогравюрной технике на закате жизни, будучи прикованным к инвалидному креслу. «Матрос и милая», «Осень» 1926 и серия гравюр с текстами народных частушек 1927 – свидетельство мастерства художника и удивительного жизненного оптимизма в любых жизненных ситуациях. В разделе вы найдете линогравюры нонконформиста Оскара Рабина, «всю жизнь писавшего одну картину – свой портрет на фоне страны», с описанием автора и отсылками к живописным произведениям. А как вам «Ядерный ученый» 1946 основателя школы фантастического реализма Эрнста Фукса? Художники различных художественных стилей и направлений XX века оставили интереснейшее творческое наследие в виде сочных и красочных гравюр гибкой печати.
Линогравюры: «Бородатый мужчина 1961, «Натюрморт с бокалом под лампой», «Женщина в шляпе» 1962 Пабло Пикассо; «Волны» 1918, «Сидящая обнаженная» 1921 Мауриц Корнелис Эшер; «Дверь №6», «Акафист» 1969 Оскар Рабин; «Рыбак» 1959, «На западном рубеже. Мыс Таран» 1987, «Белые цветы» 1988 Адольф Шевченко; «Нависающий над нами» 1946, «Автопортрет», «Себастьян» 1961, «Искуситель на кладбище» 1967 Эрнст Фукс.
Художники: Пабло Пикассо, Борис Кустодиев, Мауриц Корнелис Эшер, Оскар Рабин, Адольф Шевченко, Эрнст Фукс, Георгий Малаков.