Акватинта (от итальянских слов aqua —
вода и tinta —
оттенок) – одна из разновидностей
офорта, чья техника визуально напоминает акварельные картины. Этот вид
гравюры был разработан около 70-х годов XVIII века и использовался для создания тиражных иллюстраций. Акватинта – весьма трудоемкое искусство, основанное на технике глубокой печати. Изображение, которое получается в результате, состоит из множества крошечных точек.
Способ создания акватинты заключается в нанесении на медную или цинковую пластину рисунка в технике сухой иглы или
травления. Далее пластина покрывается канифольной или асфальтовой пылью и нагревается, а затем протравливается кислотой. Покрывая участки изображения лаком, устойчивым к кислоте, художник создает те места, которые подвергаются повторному протравливанию. Таким образом, изображение становится все «глубже», а количество протравливаний может достигать двадцати.
В офортной технике к изображению добавляется детализация и контурный рисунок. Краска переносится на бумагу из углублений на пластине: на протертую матрицу кладется увлажненная бумага и кусок мягкой ткани, все это помещается под вал станка. На готовой акватинте возникает эффект тонового рисунка. Этот вид гравюры тем и привлекателен, что передает широкий диапазон оттенков одного цвета. С одной матрицы, изготовленной в технике акватинта, можно получить до 300 оттисков.
Считается, что технику акватинты изобрел французский живописец и гравер
Жан-Батист Лепренс (1734-1781) – создатель знаменитой серии офортов «Зарисовки Москвы» (Сris de Moscou, или «Русские типы»). Ему же принадлежит изобретение еще одной техники гравирования – лависа. Однако главным мастером акватинты считается
Франсиско Гойя, использовавший эту технику для большинства своих гравюр, в том числе знаменитых «
Капричос».
В XVIII веке появились произведения в технике акватинта, где использовали несколько цветов, печатая с нескольких матриц. На протяжении XIX века развивались приемы создания оригинальных матриц, с которых печатались гравюры. В ход шли эксперименты с солью и сахаром, грунтами и наждаком. Сегодня акватинта как самостоятельная техника офорта используется очень редко.
Известные художники, работавшие в технике акватинта:
Жан-Батист Лепренс,
Франсиско Гойя, Алексис Франсуа Жерар,
Жан-Франсуа Жанине, Фридрих Флейшман, Карл Кунц,
Эдуар Мане,
Эдгар Дега,
Эжен Делакруа,
Теофиль-Александр Стейнлен,
Макс Клингер,
Мария Якунчикова,
Игнатий Нивинский,
Пабло Пикассо.
Известные гравюры в стиле акватинта:
«Утреннее прощание», 1787, Луи-Филибер Дебюкур
Серия «
Капричос», 1799, Франсиско де Гойя
«
Спящий кот», 1890-е, Теофиль-Александр Стейнлен
«
Зимняя лунная ночь», 1892, Иван Шишкин
«
Мечта и ложь Франко», 1937, Пабло Пикассо