войти
опубликовать

Акватинта

552 работы, 67 художников
Акватинта (от итальянских слов aqua — вода и tinta — оттенок) – одна из разновидностей офорта, чья техника визуально напоминает акварельные картины. Этот вид гравюры был разработан около 70-х годов XVIII века и использовался для создания тиражных иллюстраций. Акватинта – весьма трудоемкое искусство, основанное на технике глубокой печати. Изображение, которое получается в результате, состоит из множества крошечных точек.

Способ создания акватинты заключается в нанесении на медную или цинковую пластину рисунка в технике сухой иглы или травления. Далее пластина покрывается канифольной или асфальтовой пылью и нагревается, а затем протравливается кислотой. Покрывая участки изображения лаком, устойчивым к кислоте, художник создает те места, которые подвергаются повторному протравливанию. Таким образом, изображение становится все «глубже», а количество протравливаний может достигать двадцати.

В офортной технике к изображению добавляется детализация и контурный рисунок. Краска переносится на бумагу из углублений на пластине: на протертую матрицу кладется увлажненная бумага и кусок мягкой ткани, все это помещается под вал станка. На готовой акватинте возникает эффект тонового рисунка. Этот вид гравюры тем и привлекателен, что передает широкий диапазон оттенков одного цвета. С одной матрицы, изготовленной в технике акватинта, можно получить до 300 оттисков.

Считается, что технику акватинты изобрел французский живописец и гравер Жан-Батист Лепренс (1734-1781) – создатель знаменитой серии офортов «Зарисовки Москвы» (Сris de Moscou, или «Русские типы»). Ему же принадлежит изобретение еще одной техники гравирования – лависа. Однако главным мастером акватинты считается Франсиско Гойя, использовавший эту технику для большинства своих гравюр, в том числе знаменитых «Капричос».

В XVIII веке появились произведения в технике акватинта, где использовали несколько цветов, печатая с нескольких матриц. На протяжении XIX века развивались приемы создания оригинальных матриц, с которых печатались гравюры. В ход шли эксперименты с солью и сахаром, грунтами и наждаком. Сегодня акватинта как самостоятельная техника офорта используется очень редко.

Известные художники, работавшие в технике акватинта:
Жан-Батист Лепренс, Франсиско Гойя, Алексис Франсуа Жерар, Жан-Франсуа Жанине, Фридрих Флейшман, Карл Кунц, Эдуар Мане, Эдгар Дега, Эжен Делакруа, Теофиль-Александр Стейнлен, Макс Клингер, Мария Якунчикова, Игнатий НивинскийПабло Пикассо.

Известные гравюры в стиле акватинта:
«Утреннее прощание», 1787, Луи-Филибер Дебюкур
Серия «Капричос», 1799, Франсиско де Гойя
«Спящий кот», 1890-е, Теофиль-Александр Стейнлен
«Зимняя лунная ночь», 1892, Иван Шишкин
«Мечта и ложь Франко», 1937, Пабло Пикассо
Акватинта (итал. aqua — вода, итал. tinta — краска, тон) – техника гравюры на металле, при которой художник создает рисунок кислотой сквозь канифольную пыль на поверхности печатной формы. Оттиск на бумаге напоминает разнообразием оттенков рисунок водными красками. Акватинта стала вспомогательной техникой при создании офорта травлением или сухой иглой. «Старый добрый» травленый штрих передает крохотные детали картины, а плавные тона и цветовые переходы – заслуга акватинты.

Техника появилась во Франции в 1760-е годы. Исследователи не сходятся во мнении об авторстве, изобретение акватинты приписывали художникам Жану Батисту Лепренсу, Жан-Шарлю Франсуа, Жан-Клоду Ришару и Франсуа-Филиппу Шарпанье. В XIX веке техника завоевала любовь граверов Европы, которые совершенствовали технику печати и искали новые выразительные средства. Западно-европейские и американские художники по сей день используют акватинту, экспериментируют с инструментами, материалами, способами напыления кислотоупорных смол.

Первым оценил преимущества аква-гравюры Франсиско Гойя. Испанец увлекся новшеством и применял технику при создании бессмертных графических циклов «Капричос», «Бедствия войны», «Тавромахия», «Диспаратес». Гравюры «Сон разума рождает чудовищ» и «Они взлетели» демонстрируют особенности акватинты: крупные однородные участки от дымчато-серого оттенка до насыщенного черного. Мрачные сюжеты бельгийского символиста Фелисьена Ропса виртуозно исполнены в технике цветной печати. Сравните работы «Ангельский напев» 1881 и «Сатанисты. Голгофа» 1882 и попробуйте отличить гравюру акватинты от рисунка акварелью, гуашью и мелом. Виртуозные произведения немецкого графика Макса Клингера «Битва кентавров» 1881, «Счастье» и «Смерть» 1887 из серии «Любовь», «Ночь» 1889 напоминают музыкальные произведения, удивляют глубиной перспективы и разнообразием оттенков, передают волшебную атмосферу романтических и мифологических сцен. Импрессионисты по достоинству оценили графическую технику, которая передает цветовые переходы. Американская «гранд-дама» стиля Мэри Кассат исполнила в акватинте серию цветных картин «Письмо», «Лампа», Примерка» 1891. Графические работы с обилием нежных пастельных тонов произвели фурор на Парижской выставке и стали эталоном французской «элегантной» гравюры.

Гравюры с применением акватинты: «Старая дама и ее поклонник» 1798, серия «Бедствия войны», «Узник» 1814, «Гигант» 1818 Франсиско Гойя; серия «Любовь» 1881, «О смерти» 1889 Макс Клингер; «Облака над рощей» 1878, «Три дуба» 1887, «Зимняя лунная ночь» 1892 Иван Шишкин; «Письмо», «Лампа», «Материнский поцелуй» 1891 Мэри Кассат; «Женщина у окна» 1952, «Баран» 1971 Пабло Пикассо.

Художники: Франсиско Гойя, Филибер-Луи Дебюкур, Джеймс Гилрей, Макс Клингер, Иван Шишкин, Пабло Пикассо, Мэри Кассат, Эрнст Фукс, Дэвид Хокни.

Лента