войти
опубликовать

Уильям
Блейк

Уильям Блейк (William Blake, 28 ноября 1757 года, Лондон — 12 августа 1827 года, Лондон) входит в число величайших англоязычных поэтов и самых оригинальных художников эпохи романтизма.

Особенности творчества Уильяма Блейка. Живопись была главным смыслом жизни Уильяма Блейка. Его материалами были акварель и бумага, а не модные тогда масло и холст, а рисовал он сюжеты из Библии и британской истории вместо популярных портретов и пейзажей. Но чаще всего героями были его собственные видения.

Длинный список сложных произведений Блейка – как художественных, так и поэтических – демонстрирует неисчерпаемую энергию и драйв. Его наследие очень сложно обобщить – это комбинация крайностей, отражающая политические потрясения той эпохи. На период взросления и становления Блейка пришлись две революции – американская и французская. Поэтому неудивительно, что цивилизацию он представлял как нечто хаотическое и противоречивое. Современники в основном игнорировали Блейка или считали безумцем. Лишь в ретроспективе мы можем оценить его работы и разгадать их сложный, иносказательный смысл.

Известные картины Уильяма Блейка. «Навуходоносор», «Лестница Иакова», «Ньютон», «Творец вселенной»«Ночь радости Энитармон (Геката)»

Бог в окне

Уильям был третьим из шести детей у своих родителей – владельца галантерейной лавочки Джеймса Блейка и его жены Кэтрин. У них родился ещё один многообещающий художник – Роберт, любимый младший брат поэта и временами его альтер-эго. Детей воспитывали в скромной домашней обстановке в духе благопристойности, и впоследствии Уильям Блейк написал: «Слава Богу, меня никогда не отправляли в школу».

Знаменитые видения, на которых основано всё творчество Блейка, были для него обычным явлением. Как писал журналист Генри Крабб Робинсон, в четыре года будущий художник увидел голову Бога в окне, а позже – пророка Иезекииля в полях и «дерево, полное ангелов со сверкающими крыльями». Робинсон отмечал, что о видениях Блейк рассказывал «будничным, безэмоциональным тоном, каким мы говорим о повседневных вещах». Художник считал, что «каждый человек – как и он с раннего детства – владеет даром видений, но утрачивает его без развития».

Желание стать художником появилось у Блейка ещё в детстве – не самое обычное стремление для отпрыска мелкого лавочника в те времена. Ещё интереснее, что Джеймс Блейк потакал своему сыну. Юноша надеялся стать учеником какого-нибудь художника из недавно сформировавшейся и процветающей английской школы живописи, но плата оказалась выше, чем родители могли себе позволить.

В 1772 году 15-летний Уильям с отцом поехал на собеседование к успешному и модному гравёру Уильяму Уинну Райланду, чьи условия были более приемлемыми. Однако мальчик неожиданно заявил: «Отец, мне не нравится лицо этого человека. Похоже, его повесят». Одиннадцать лет спустя Райланд действительно закончил жизнь на виселице, когда его осудили за подлог.

В конце концов, молодой Блейк поступил в ученики к очень ответственному и консервативному гравёру Джеймсу Басайру. За семь лет он постиг все тонкости ремесла и стал настолько опытен, что мастер доверил ему самостоятельно копировать в Вестминстерском аббатстве чудесные средневековые статуи. Наброски предназначались для одной из величайших иллюстрированных английских книг последней четверти XVIII века – «Надгробных памятников Великобритании» Ричарда Гофа.

Секрет Роберта

Окончив ученичество в 1779 году, Уильям Блейк начал карьеру независимого гравёра. Поначалу он делал оттиски по работам других художников, но со временем стал получать заказы на собственные произведения. Однако его изображения духов с реальными телами были столь экстравагантны, что в одном из обзоров в «Британском критике» в 1796 году их назвали «искажённым, абсурдным плодом извращённой фантазии».

В последующие годы Блейк, помимо прочего, сделал огромные иллюстрации для «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера, 22 фолио для Книги Иова и ещё семь незавершённых пластин для «Божественной комедии» Данте. Хотя в своё время хорошо продавался лишь Чосер, сегодня эти работы считаются одним из величайших триумфов линейной гравюры в Англии.

В 1781 году художник влюбился в Кэтрин Софию Буше – прелестную и неграмотную дочь непреуспевшего огородника с фермы неподалёку от Лондона. Пара поженилась спустя год – и это был счастливый брак. Блейк научил жену немного читать и писать, рисовать, раскрашивать его рисунки и оттиски. Она помогала ему в типографии и испытывала такие же видения, как и муж. Кэтрин верила в его гениальность и пророчества, поддерживала во всём с милой доверчивостью. После смерти Блейка она жила главным образом в те мгновения, когда он приходил, чтобы поговорить с ней.

Через пять лет после женитьбы произошло одно из самых травмирующих событий в жизни Уильяма Блейка – его любимый брат, 24-летний Роберт, скончался от туберкулёза. Художник провёл с ним последние две недели, и в момент смерти увидел, как «его освобождённая душа вознеслась в небеса сквозь потолок, хлопая в ладоши от радости», – писал биограф Александр Гилкрист.

Впоследствии Блейк утверждал, что в его видении Роберт передал ему секрет создания гравюр на меди жидкостью, невосприимчивой к кислоте, до того, как пластина будет выгравирована и напечатана. Этот метод, который Блейк назвал «иллюминированной печатью», позволил ему стать в одном лице автором, художником, наборщиком, печатником, переплётчиком, рекламистом и продавцом при публикации своих стихов, начиная от «Песней невинности» и до «Иерусалима».

Драгун Шофилд

Продолжая карьеру гравёра, Уильям Блейк в 1779 году поступил на учебу в недавно образованную Королевскую академию искусств. Большинство заказов, которые он получил, были выполнены акварелью, часть – темперой. Художник сделал множество иллюстраций, но в основном они вошли в скромные приватные коллекции. Так что творчество Блейка и его средства к существованию в значительной степени зависели от небольшого количества ценителей, чьи заказы часто были продиктованы любовью к человеку, а не восхищением его искусством.

Первым крупным заказом Блейка как художника было иллюстрирование каждой страницы популярной и бесконечно длинной поэмы Эдварда Янга «Ночные мысли» – всего 537 акварелей. Однако молодой и неопытный книготорговец пренебрёг рекламой (возможно, потому что уже собирался закрыть дело), и издание потерпело коммерческий крах. После этого художник принял приглашение писателя Уильяма Хейли и вместе с женой переехал в маленькую прибрежную деревню Фелфам в Сассексе. Там произошёл ещё один значительный эпизод в его биографии.

12 августа 1803 года художник обнаружил в своём саду лениво развалившегося драгуна по имени Джон Шофилд, возможно, подвыпившего. Блейк попросил его уйти, и когда тот отказался, схватил за локти и толкал по улице до постоялого двора. В отместку Шофилд вместе со своим товарищем Джоном Коком заявил, что Блейк «проклинал короля Англии». Художника привлекли к суду по обвинению в оскорблениях и подстрекательстве к бунту. Благодаря поддержке Хейли и нанятого им адвоката, суд присяжных оправдал художника под шумное – «вопреки всяким приличиям», как написали в газете – ликование аудитории. Позже Блейк вывел своих обвинителей и судей в поэмах «Мильтон» и «Иерусалим».

Неудачливый безумец

У Блека было мало возможностей представить свои работы широкой общественности. Он выставил несколько картин в Обществе акварелистов и в Королевской академии художеств, но они были встречены молчанием. Художник организовал собственную ретроспективу из 16-ти акварелей и темпер в семейном магазинчике и у себя дома на Брод-стрит. Самой амбициозной картиной там были «Древние британцы» – изображение последней битвы короля Артура. Это крупнейшее произведение Блейка (4,3 метра в ширину и 3 метра в высоту) ныне утрачено и известно лишь по описаниям. «Фигуры, полные жизни», «шедевр», «[его] величайшая и самая совершенная работа», – это всё, что мы знаем о нём.

В «Описательном каталоге картин» Блейк назвал выставленные работы «копиями нескольких потрясающих оригиналов, которые ныне утеряны… [и которые] художник узрел в своих видениях древних республик, монархий и патриархатов Азии», а также поносил модные тогда стили и художников. Технику кьяроскуро (светотени) он назвал «этой адской машиной», а Питера Пауля Рубенса – «самым возмутительным демоном».

Выставку видели от силы пару десятков человек, но среди них был Роберт Хант, чей отзыв напечатал еженедельник «Наблюдатель». Картины критик назвал «никудышными», «Описательный каталог» – «мешаниной бессмыслицы, непонятностей и вопиющей суетности», а самого Блейка – «неудачливым безумцем, чья личная безобидность защищает его от заключения». Несколько последующих уничижительных обзоров в печати полностью опустошили Блейка. Он практически потерял заказы и едва сводил концы с концами.

Слава

Последнее десятилетие жизни Уильяма Блейка – с 1818-го по 1827 год – прошло в комфорте и было продуктивным, благодаря дружбе с художником Джоном Линнелом. Тогда же он встретился с молодыми художниками Джорджем РичмондомСэмюэлем Палмером и Эдвардом Калвертом, которые стали его учениками, назвали себя «Древними» и в своих работах отразили влияние Блейка.

Уильям Блейк умер в своей тесной квартирке в центре Лондона 12 августа 1827 года. Он был похоронен на кладбище протестантов-нонконформистов, но службу отправляли священники англиканской церкви. Интересно, что хотя художник был крещён, обвенчан и похоронен в церкви, за последние 40 лет своей жизни он не посетил ни одного богослужения. В своём «Видении Страшного суда» Блейк написал, что «Создатель этого мира – крайне жестокое существо», а во «Вратах Рая» обратился к Сатане как к «Обвинителю, богу этого мира». Он питал отвращение к институциональной религии, его культом было поклонение духу.

При жизни Уильяма Блейка практически не замечали, а рецензии в прессе были едва ли не оскорбительными. Однако его смерть сопровождал шквал некрологов, в последующие три года вышли краткие жизнеописания в книгах Джона Томаса Смита и Алана Каннингема, а в 1863 году был напечатал двухтомник Александра Гилкриста «Жизнь Уильяма Блейка. Живописец неведомого». С этого момента Блейк считается одной из главных фигур в английской поэзии и искусстве.

В XX слава художника вышла на мировой уровень. Крупные выставки его работ неоднократно проходили в Лондоне, а также в Филадельфии, Париже, Антверпене, Цюрихе, Гамбурге, Нью-Хейвене, Торонто, Токио, Барселоне, Мадриде и Нью-Йорке. Влияние литературных трудов Блейка прослеживается у таких авторов, как Уильям Батлер Йейтс, Бернард Шоу, Дэвид Лоуренс и других. Его работы вдохновили многих композиторов, сочиняющих как классическую, так и популярную музыку.

Автор: Влад Маслов
Перейти к биографии