Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
10 статей  •  3 теста
Уильям Блейк
Уильям
 Блейк
Подписаться269                
Подписаться269                
Биография и информация
 
Уильям Блейк (William Blake, 28 ноября 1757 года, Лондон — 12 августа 1827 года, Лондон) входит в число величайших англоязычных поэтов и самых оригинальных художников эпохи романтизма.

Особенности творчества Уильяма Блейка. Живопись была главным смыслом жизни Уильяма Блейка. Его материалами были акварель и бумага, а не модные тогда масло и холст, а рисовал он сюжеты из Библии и британской истории вместо популярных портретов и пейзажей. Но чаще всего героями были его собственные видения.

Длинный список сложных произведений Блейка — как художественных, так и поэтических — демонстрирует неисчерпаемую энергию и драйв. Его наследие очень сложно обобщить — это комбинация крайностей, отражающая политические потрясения той эпохи. На период взросления и становления Блейка пришлись две революции — американская и французская. Поэтому неудивительно, что цивилизацию он представлял как нечто хаотическое и противоречивое. Современники в основном игнорировали Блейка или считали безумцем. Лишь в ретроспективе мы можем оценить его работы и разгадать их сложный, иносказательный смысл.

Известные картины Уильяма Блейка. «Навуходоносор», «Лестница Иакова», «Ньютон», «Творец вселенной», «Ночь радости Энитармон (Геката)«

Бог в окне

Уильям был третьим из шести детей у своих родителей — владельца галантерейной лавочки Джеймса Блейка и его жены Кэтрин. У них родился ещё один многообещающий художник — Роберт, любимый младший брат поэта и временами его альтер-эго. Детей воспитывали в скромной домашней обстановке в духе благопристойности, и впоследствии Уильям Блейк написал: «Слава Богу, меня никогда не отправляли в школу».

Знаменитые видения, на которых основано всё творчество Блейка, были для него обычным явлением. Как писал журналист Генри Крабб Робинсон, в четыре года будущий художник увидел голову Бога в окне, а позже — пророка Иезекииля в полях и «дерево, полное ангелов со сверкающими крыльями». Робинсон отмечал, что о видениях Блейк рассказывал «будничным, безэмоциональным тоном, каким мы говорим о повседневных вещах». Художник считал, что «каждый человек — как и он с раннего детства — владеет даром видений, но утрачивает его без развития».

Желание стать художником появилось у Блейка ещё в детстве — не самое обычное стремление для отпрыска мелкого лавочника в те времена. Ещё интереснее, что Джеймс Блейк потакал своему сыну. Юноша надеялся стать учеником какого-нибудь художника из недавно сформировавшейся и процветающей английской школы живописи, но плата оказалась выше, чем родители могли себе позволить.

В 1772 году 15-летний Уильям с отцом поехал на собеседование к успешному и модному гравёру Уильяму Уинну Райланду, чьи условия были более приемлемыми. Однако мальчик неожиданно заявил: «Отец, мне не нравится лицо этого человека. Похоже, его повесят». Одиннадцать лет спустя Райланд действительно закончил жизнь на виселице, когда его осудили за подлог.

В конце концов, молодой Блейк поступил в ученики к очень ответственному и консервативному гравёру Джеймсу Басайру. За семь лет он постиг все тонкости ремесла и стал настолько опытен, что мастер доверил ему самостоятельно копировать в Вестминстерском аббатстве чудесные средневековые статуи. Наброски предназначались для одной из величайших иллюстрированных английских книг последней четверти XVIII века — «Надгробных памятников Великобритании» Ричарда Гофа.

Секрет Роберта

Окончив ученичество в 1779 году, Уильям Блейк начал карьеру независимого гравёра. Поначалу он делал оттиски по работам других художников, но со временем стал получать заказы на собственные произведения. Однако его изображения духов с реальными телами были столь экстравагантны, что в одном из обзоров в «Британском критике» в 1796 году их назвали «искажённым, абсурдным плодом извращённой фантазии».

В последующие годы Блейк, помимо прочего, сделал огромные иллюстрации для «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера, 22 фолио для Книги Иова и ещё семь незавершённых пластин для «Божественной комедии» Данте. Хотя в своё время хорошо продавался лишь Чосер, сегодня эти работы считаются одним из величайших триумфов линейной гравюры в Англии.

В 1781 году художник влюбился в Кэтрин Софию Буше — прелестную и неграмотную дочь непреуспевшего огородника с фермы неподалёку от Лондона. Пара поженилась спустя год — и это был счастливый брак. Блейк научил жену немного читать и писать, рисовать, раскрашивать его рисунки и оттиски. Она помогала ему в типографии и испытывала такие же видения, как и муж. Кэтрин верила в его гениальность и пророчества, поддерживала во всём с милой доверчивостью. После смерти Блейка она жила главным образом в те мгновения, когда он приходил, чтобы поговорить с ней.

Через пять лет после женитьбы произошло одно из самых травмирующих событий в жизни Уильяма Блейка — его любимый брат, 24-летний Роберт, скончался от туберкулёза. Художник провёл с ним последние две недели, и в момент смерти увидел, как «его освобождённая душа вознеслась в небеса сквозь потолок, хлопая в ладоши от радости», — писал биограф Александр Гилкрист.

Впоследствии Блейк утверждал, что в его видении Роберт передал ему секрет создания гравюр на меди жидкостью, невосприимчивой к кислоте, до того, как пластина будет выгравирована и напечатана. Этот метод, который Блейк назвал «иллюминированной печатью», позволил ему стать в одном лице автором, художником, наборщиком, печатником, переплётчиком, рекламистом и продавцом при публикации своих стихов, начиная от «Песней невинности» и до «Иерусалима».

Драгун Шофилд

Продолжая карьеру гравёра, Уильям Блейк в 1779 году поступил на учебу в недавно образованную Королевскую академию искусств. Большинство заказов, которые он получил, были выполнены акварелью, часть — темперой. Художник сделал множество иллюстраций, но в основном они вошли в скромные приватные коллекции. Так что творчество Блейка и его средства к существованию в значительной степени зависели от небольшого количества ценителей, чьи заказы часто были продиктованы любовью к человеку, а не восхищением его искусством.

Первым крупным заказом Блейка как художника было иллюстрирование каждой страницы популярной и бесконечно длинной поэмы Эдварда Янга «Ночные мысли» — всего 537 акварелей. Однако молодой и неопытный книготорговец пренебрёг рекламой (возможно, потому что уже собирался закрыть дело), и издание потерпело коммерческий крах. После этого художник принял приглашение писателя Уильяма Хейли и вместе с женой переехал в маленькую прибрежную деревню Фелфам в Сассексе. Там произошёл ещё один значительный эпизод в его биографии.

12 августа 1803 года художник обнаружил в своём саду лениво развалившегося драгуна по имени Джон Шофилд, возможно, подвыпившего. Блейк попросил его уйти, и когда тот отказался, схватил за локти и толкал по улице до постоялого двора. В отместку Шофилд вместе со своим товарищем Джоном Коком заявил, что Блейк «проклинал короля Англии». Художника привлекли к суду по обвинению в оскорблениях и подстрекательстве к бунту. Благодаря поддержке Хейли и нанятого им адвоката, суд присяжных оправдал художника под шумное — «вопреки всяким приличиям», как написали в газете — ликование аудитории. Позже Блейк вывел своих обвинителей и судей в поэмах «Мильтон» и «Иерусалим».

Неудачливый безумец

У Блека было мало возможностей представить свои работы широкой общественности. Он выставил несколько картин в Обществе акварелистов и в Королевской академии художеств, но они были встречены молчанием. Художник организовал собственную ретроспективу из 16-ти акварелей и темпер в семейном магазинчике и у себя дома на Брод-стрит. Самой амбициозной картиной там были «Древние британцы» — изображение последней битвы короля Артура. Это крупнейшее произведение Блейка (4,3 метра в ширину и 3 метра в высоту) ныне утрачено и известно лишь по описаниям. «Фигуры, полные жизни», «шедевр», «[его] величайшая и самая совершенная работа», — это всё, что мы знаем о нём.

В «Описательном каталоге картин» Блейк назвал выставленные работы «копиями нескольких потрясающих оригиналов, которые ныне утеряны… [и которые] художник узрел в своих видениях древних республик, монархий и патриархатов Азии», а также поносил модные тогда стили и художников. Технику кьяроскуро (светотени) он назвал «этой адской машиной», а Питера Пауля Рубенса — «самым возмутительным демоном».

Выставку видели от силы пару десятков человек, но среди них был Роберт Хант, чей отзыв напечатал еженедельник «Наблюдатель». Картины критик назвал «никудышными», «Описательный каталог» — «мешаниной бессмыслицы, непонятностей и вопиющей суетности», а самого Блейка — «неудачливым безумцем, чья личная безобидность защищает его от заключения». Несколько последующих уничижительных обзоров в печати полностью опустошили Блейка. Он практически потерял заказы и едва сводил концы с концами.

Слава

Последнее десятилетие жизни Уильяма Блейка — с 1818-го по 1827 год — прошло в комфорте и было продуктивным, благодаря дружбе с художником Джоном Линнелом. Тогда же он встретился с молодыми художниками Джорджем Ричмондом, Сэмюэлем Палмером и Эдвардом Калвертом, которые стали его учениками, назвали себя «Древними» и в своих работах отразили влияние Блейка.

Уильям Блейк умер в своей тесной квартирке в центре Лондона 12 августа 1827 года. Он был похоронен на кладбище протестантов-нонконформистов, но службу отправляли священники англиканской церкви. Интересно, что хотя художник был крещён, обвенчан и похоронен в церкви, за последние 40 лет своей жизни он не посетил ни одного богослужения. В своём «Видении Страшного суда» Блейк написал, что «Создатель этого мира — крайне жестокое существо», а во «Вратах Рая» обратился к Сатане как к «Обвинителю, богу этого мира». Он питал отвращение к институциональной религии, его культом было поклонение духу.

При жизни Уильяма Блейка практически не замечали, а рецензии в прессе были едва ли не оскорбительными. Однако его смерть сопровождал шквал некрологов, в последующие три года вышли краткие жизнеописания в книгах Джона Томаса Смита и Алана Каннингема, а в 1863 году был напечатал двухтомник Александра Гилкриста «Жизнь Уильяма Блейка. Живописец неведомого». С этого момента Блейк считается одной из главных фигур в английской поэзии и искусстве.

В XX слава художника вышла на мировой уровень. Крупные выставки его работ неоднократно проходили в Лондоне, а также в Филадельфии, Париже, Антверпене, Цюрихе, Гамбурге, Нью-Хейвене, Торонто, Токио, Барселоне, Мадриде и Нью-Йорке. Влияние литературных трудов Блейка прослеживается у таких авторов, как Уильям Батлер Йейтс, Бернард Шоу, Дэвид Лоуренс и других. Его работы вдохновили многих композиторов, сочиняющих как классическую, так и популярную музыку.

Автор: Влад Маслов
Читать дальше
Работы понравились
Дмитрий Синцов
+8

Лента
Название жанра фэнтези
Название жанра фэнтези произошло от английского слова fantasy – «фантазия». Жанр фэнтези в искусстве корнями уходит в мифологию, народный фольклор и религиозные истории. Во все времена взяв за основу реальность, художники добавляют к ней причудливые образы и формы, вызванные к жизни их неукротимым воображением. Читать дальше
произошло от английского слова fantasy – «фантазия». Жанр фэнтези
Название жанра фэнтези произошло от английского слова fantasy – «фантазия». Жанр фэнтези в искусстве корнями уходит в мифологию, народный фольклор и религиозные истории. Во все времена взяв за основу реальность, художники добавляют к ней причудливые образы и формы, вызванные к жизни их неукротимым воображением. Читать дальше
в искусстве корнями уходит в мифологию, народный фольклор и религиозные истории. Во все времена взяв за основу реальность, художники добавляют к ней причудливые образы и формы, вызванные к жизни их неукротимым воображением.
#Арт-новости #Энциклопедия живописи #Энциклопедия стилей @Витторе Карпаччо @Якопо де Барбари @Иероним Босх @Микеланджело Меризи де Караваджо @Франсиско Гойя @Ричард Дадд @Иоганн Генрих Фюссли @Уильям Блейк @Поль Гюстав Доре @Джордж Фредерик Уоттс @Обри Бердслей @Фредерик Кэли Робинсон @Фернан Кнопф @Гюстав Моро @Анри Фантен-Латур @Михаил Александрович Врубель @Виктор Михайлович Васнецов @Иван Яковлевич Билибин @Марк Захарович Шагал @Николай Константинович Рерих @Фрэнк Бернард Дикси @Луис Рикардо Фалеро @Сальвадор Дали @Рене Магритт @Ханнес Бок @Артур Рэкхэм @Эдмунд Дюлак @Джон Рональд Руэл Толкин @Борис Вальехо @Фрэнк Фразетта @Луис Ройо @Роджер Дин @Майкл Уилан @Джеймс Гурну @Питер Эндрю Джонс @Джеральд Бром @Донато Джанкола @Пол Боннер @Жозефина Уолл @Максфилд Пэрриш @Джеймс Кристенсен @Джон Тенниел @Жан Дельвиль @Ганс Рудольф Гигер @Патрик Вудруф

Lev Zaitsev
, 8 января 12:32 0
Очень познавательно)))
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Вся лента
Работы художника
всего 620 работ
Уильям Блейк. Ньютон
11
Ньютон
1805, 46×60 см
Уильям Блейк. Навуходоносор
7
Навуходоносор
1805, 54.3×72.5 см
Уильям Блейк. Беатриче беседует с Данте со своей колесницы. Иллюстрации к "Божественной комедии"
5
Беатриче беседует с Данте со своей колесницы. Иллюстрации к "Божественной комедии"
1827, 37.2×52.7 см
Уильям Блейк. Иллюстрации к Библии. Элохим создал Адама из праха
2
Иллюстрации к Библии. Элохим создал Адама из праха
1805, 53×43 см
Уильям Блейк. Лаокоон
0
Лаокоон
1820, 38.1×25.7 см
Уильям Блейк. Папа Николас III, наказанный за симонию. Иллюстрации к "Божественной комедии"
1
Папа Николас III, наказанный за симонию. Иллюстрации к "Божественной комедии"
1827, 52.7×36.8 см
Уильям Блейк. Дева с младенцем
4
Дева с младенцем
1825, 28.6×23.5 см
Уильям Блейк. Автопортрет
2
Автопортрет
1790, 28.2×25.7 см
Уильям Блейк. Рисунок к Данте
0
Рисунок к Данте
1827, 18×34 см
Посмотреть 620 работ художника
HELP