Эта гравюра стала самой масштабной работой Эшера и поистине грандиозным завершением его знаменитой серии
«Метаморфозы». Занимающая почти семь метров в длину, собранная из 33-х одинаковых блоков, она является квинтэссенцией всех «мозаичных» опытов художника, которые захватили его после путешествия в Испанию.
В Альгамбре Эшер впервые побывал в начале 20-х годов и даже запечатлел
одну из мозаичных фресок. Но, по всей видимости, в том первом серьезном путешествии на молодого Маурица обрушилась слишком большая масса впечатлений, и живописные итальянские пейзажи на время вытеснили мавританские мозаики из его воображения. А вторая поездка в Испанию вполне могла и не состояться, если бы не одна авантюрная затея Эшера.
Художник и его жена Джетта тяжело переживали вынужденный отъезд из Италии, которая стала для обоих любимым домом. Но Эшер нашел способ вернуться туда хотя бы ненадолго. Он предложил судоходной компании «Адрия» делать изображения кораблей и портов на пути их следования в обмен на бесплатный проезд. Как ни странно, это предложение было принято, и Эшер с женой снова отправились в Италию, а затем в Испанию, где художник снова увидел знаменитые мозаики Альгамбры.
Виртуозная работа восточных мастеров, вдохновившая Эшера на создание «Метаморфоз», была, однако, ограниченной рамками исламского запрета на изображение живых существ. Эшер же, для которого, похоже, никаких рамок не существовало в принципе, стал использовать для своих мозаик
зооморфные и
антропоморфные образы. В «Метаморфозах III» он объединил большинство использованных ранее форм (в том числе и часть гравюры
«День и ночь» (1938) в бесконечном закольцованном узоре, где треугольники превращаются в крылатые почтовые конверты, шестиугольники и квадраты – в ящериц, насекомые – в птиц, а корабли – в рыб.
Автор: Евгения Сидельникова