войти
опубликовать

Ксилографии

4 496 работ, 190 художников
Ксилография (от древнегреческих слов «дерево» и «пишу, рисую») — самая старинная техника гравировки по дереву, а также отпечаток на бумаге, сделанный с деревянной резной матрицы. Технология получения оттисков с деревянных резных досок была изобретена около середины VIII века, а первые экземпляры были найдены в Японии и Корее. Столетие спустя техника ксилографии стала известна в Китае. Таким образом, этот способ изготовления гравюр родился в странах Дальнего Востока, откуда впоследствии распространился по всему миру.

В отличие от литографии, где основой получения изображения является плоская матрица с участками, покрытыми веществами, отталкивающими краску, оттиски с ксилографических досок делают с поверхности резной матрицы, рисунок которой лежит в одной плоскости, а промежутки между линиями углублены и краска на них не попадает.

Техника изготовления матрицы для ксилографии, на первый взгляд, достаточно проста, однако требует от мастера владением искусством резки по дереву. На идеально отполированную ровную доску наносятся контуры будущего изображения. Затем с обеих сторон контура острыми режущими инструментами вырезаются канавки, формируя толщину и плоскости будущей гравюры – так называемая «обрезная гравюра». Более широкими стамесками вырезают те площади, которые не должны быть прокрашены на будущей ксилографии. Сегодня все эти операции можно с легкостью выполнить с помощью ручных электрических машинок и огромному количеству насадок для них. В старину же искусство резьбы по дереву было очень трудоемким и тонким искусством, каждый мастер заказывал для себя собственные инструменты – резцы и стамески, которые подходили лично для него.

После того, как доска-матрица готова, на нее валиком наносится краска, сверху накладывается лист бумаги и под давлением делается оттиск. Естественно, стоит помнить, что рисунок ксилографии делается мастером в зеркальном отражении. Для печати гравюр использовалась преимущественно черная краска, однако изредка встречались мастера, создающие матрицы, в которых основой рисунка являлся углубленный узор, а фоном – прокрашенные участки, так называемый способ «белым по черному».

В Европу искусство ксилографии пришло в XIV-XV веке и благодаря новой технологии – торцевой гравюре – заменило более трудоемкие гравюры на металле и офорты. Этот новый способ изготовления матричных досок изобрел англичанин Томас Бьюик. Для своих гравюр он использовал торцевые срезы стволов очень твердых пород дерева, а также изобрел новые виды резцов. Это позволяло создавать очень тонкие линии и тональные переходы, делая ксилографические оттиски по качеству весьма близкими к оттискам с резных медных досок, которые были значительно более трудоемкими в исполнении. Еще одно несомненное достоинство торцевой гравюры – большая долговечность матрицы, с которой можно получить несколько десятков тысяч копий, что позволяет использовать ее для тиражного книгопечатания. Примерно с середины XIX века в ксилографии стали активно использовать несколько резных досок, что позволяло получать цветные оттиски до 12 красок.

Художники, работавшие в технике ксилографии: Альбрехт ДюрерПитер Брейгель Старший , Лукас ван Лейден, Томас Бьюик, Утагава Хиросигэ, Мориц Ретч, Эдмунд Эванс, Мауриц ЭшерВасилий Матэ, Анна Остроумова-Лебедева, Дмитрий Митрохин, Владимир Фаворский, Яков Гнездовский, Анатолий Калашников.

Известные произведения в технике ксилографии:
«Жизнь Марии», Альбрехт Дюрер, 1511
Серия «Пляска смерти», Ганс Гольбейн Младший, 1526
Серия «Семь смертных грехов», Питер Брейгель Старший, 1558
«История птиц Британии», Томас Бьюик, 1847
«Вавилонская башня», Мауриц Эшер, 1928
Лента