Теофиль Александр Стейнлен (Théophile Alexandre Steinlen, 10 ноября 1859 года, Лозанна – 13 декабря 1923 года, Париж) – французский карикатурист, гравёр, иллюстратор, дизайнер, художник и скульптор швейцарского происхождения.
Особенности творчества Теофиля Александра Стейнлена. Будучи самоучкой, Теофиль Александр Стейнлен унаследовал богатые художественные традиции
Эжена Делакруа,
Оноре Домье и
Эдуара Мане, которые переосмыслил в жанровых сценах, политических карикатурах, а также в сериях ню, натюрмортов и портретов. Особое место в творчестве художника занимали кошки, чьи шарм, грациозность, характер и символическое значение привлекали его со школьных лет. Для рисования он использовал самые разные материалы, включая мелки, тушь, карандаши, акварель и уголь, а его графика повлияла на таких крупных мастеров XX века, как
Пабло Пикассо и
Эдвард Хоппер. Распространение работ Стейнлена в «золотой век» плаката и великолепных иллюстрированных периодических изданий сделало его одной из центральных фигур европейской визуальной культуры конца XIX – начала XX века.
Известные работы Теофиля Александра Стейнлена. Культовая афиша
кабаре «Чёрный кот».
Художник-социалистУроженец Лозанны Теофиль Александр Стейнлен два года изучал литературу и философию в местном университете, но затем бросил учёбу и начал карьеру дизайнера набивных тканей. К 21-му году молодой человек всё ещё развивал свои художественные навыки, когда импрессионист Франсуа Босьон предложил ему переехать в Париж. Стейнлен поселился на Монмартре и начал посещать художественное кабаре «Чёрный кот» (Le Chat Noir), основанное его соотечественником Луи Родольфом Салисом. Там он познакомился и подружился с писателями Полем Верленом и Эмилем Золя, художниками
Жаном-Луи Фореном,
Анри де Тулуз-Лотреком,
Феликсом Валлоттоном и многими другими. Посетители заведения создали нечто вроде частного клуба или общества эстетов.
Монмартр был знаменит не только
своей художественной коммуной. Там проживали и многочисленные представители рабочего класса. После отмены цензуры во Франции в 1881 году и принятия закона о свободе прессы выпуск политически ориентированных художественных и литературных изданий процветал. Журналы, периодические издания и газеты, партийные прокламации и плакаты быстро наводнили Париж социальным дискурсом.
Для художников вроде Стейнлена это была идеальная среда. За свою жизнь он написал лишь несколько картин, а карьеру практически полностью посвятил политической печати. Художник был социалистом, поборником прав рабочего класса и после переезда на Монмартр быстро нашёл общий язык с левой общиной Франции. Он регулярно участвовал в подготовке номеров левого сатирического журнала
Le Rire, марксистского
Le Chambard Socialiste, анархистской газеты
La Feuille и так далее, зачастую бесплатно.
В целом Стейнлен, временами под псевдонимами, внёс вклад в издание более 30-ти журналов. Особое место среди них занимал литературно-художественный
Gil Blas, для которого он, начиная с 1891 года, сделал более 400 рисунков. Успех именно этого журнала, где публиковались Золя и Ги де Мопассан, принёс художнику известность за пределами Франции. Он также проиллюстрировал ряд книг, в том числе «Бродягу» де Мопассана и «Кренкебиля» Анатоля Франса.
«Чёрный кот» и другие кошкиПодобно своим современникам Тулуз-Лотреку и
Альфонсу Мухе, Стейнлен был плодовитым создателем афиш для театров и кабаре, что также значительно подняло его популярность. В его любимом кабаре «Чёрный кот» часто выступали исполнители с песнями о рабочих. Именно там Стейнлен познакомился с
певцом Аристидом Брюаном, и их сотрудничество продолжалось многие годы. Выступления Брюана были воплощением социалистических приоритетов, увлекавших Стейнлена – певец исполнял песни о жизни местных рабочих и высмеивал буржуазию. Вот почему художник разработал так много плакатов для концертов в этом кабаре, включая канонизированную афишу гастролей «Чёрного кота».
Любой, кто имеет представление о творчестве Стейнлена, знает, что важнейшей темой для него были кошки. Его любовь к этим животным проявилась ещё в детстве, когда он делал наброски на полях школьных тетрадей. А в доме художника в Париже, как рассказывали современники, кормились все кошки прилегающего квартала. Поначалу Стейнлен менял зарисовки котов на еду, а позже они стали появляться на большинстве его журнальных иллюстраций, афиш и рекламных плакатов, таких как
«Чистое стерилизованное молоко из Венжанны», на котором также изображена его дочь Колетт.
Помимо этого, кошки были символом богемы и, более конкретно, богемных женщин (подобное сравнение можно проследить и у младшего коллеги Стейнлена –
Цугухару Фудзиты). То, что многие парижские кошки жили на Монмартре, свободные от одомашнивания, воспринималось как метафора отказа от буржуазных социальных норм. Наиболее уверенно и с юмором Стейнлен представил присутствие кошек в художественной среде в аллегорической картине 1905 года
«Апофеоз кошек Монмартра».
Большой,
похожий на фриз двойной рисунок обрамлял статью Жака Дальбре о кошках, вышедшую в марте 1901 года в приложении к еженедельнику
L'Illustration. Некоторые «кошачьи» наброски были собраны в недатированную публикацию «Коты. Изображения без слов», а другие, ранее неизвестные, издал Жорж Лекомт под заголовком «Неопубликованные рисунки кошек и других зверей» через 10 лет после смерти художника.
Первая мироваяС началом Первой мировой войны Стейнлен – как и многие его современники, такие как Жан-Луи Форен и
Огюст Роден – сменил основное направление своего творчества. Он сосредоточился на изображении повседневных тягот и последствий войны для людей. Главными персонажами его работ по-прежнему оставались женщины, дети и неимущие, но теперь они превратились в беженцев, сирот, погибших и отдыхающих солдат. Художник вообще избегал батальных сцен и политических лидеров, обращая всё внимание на беды и разорения, принесённые войной, которую многие считали бессмысленной.
Литография
«Исход 1915 года», также называемая «Маршем сирот», изображает эвакуацию из Бельгии после нападения Германии. В 1914-м – 1915 годах из Бельгии бежали около 200 тысяч человек, в том числе множество детей, потерявших родителей. Эта работа актуальна ныне не только из-за своих визуальных нюансов, но ещё и из-за прискорбного сходства с современными образами «перемещённых лиц». На передний план художник вывел мужчину и женщину, которые ведут уходящее за горизонт море детей – безликих фигур, переданных быстрыми, размашистыми линиями.
Стейнлен, как и Форен, обращал внимание на трагические противоречия войны. Одну из самых известных своих военных работ он назвал
«Слава». Её героини, четыре женщины в чёрном – мать, жена и две сестры – оплакивают погибшего солдата, чей гроб украшен французским флагом и пальмовой ветвью. Этот редкий во время Первой мировой образец цветной печати отображает потери и разрушения, которые неизбежно сопровождают «славу» войны.
Ещё одной знаковой гравюрой того периода стала
«Мобилизация, или «Марсельеза»», запечатлевшая всеобщий призыв в Париже 2 августа 1914 года накануне вторжения Германии. Это пронизанное французским патриотизмом произведение противоречит антивоенным настроениям прежних работ Стейнлена. Выразительные линии, полные движения, море флагов и фигура Марианны – олицетворение свободы и разума – отражают напряжённость момента. Название «Марсельеза» даёт понять, что оттиск является символом сплочения в борьбе за свободу.
Выставки, бронза и кожаные переплётыПервую персональную экспозицию картин и рисунков Теофиля Александра Стейнлена организовала Galerie La Bodinière в 1894 году, а в течение 1890-х он выставлялся в ежегодных Салонах Независимых. Ещё одна значительная ретроспектива художника прошла в парижской Galerie Saint-Georges в 1903-м.
В течение первого десятилетия XX века Стейнлен начал лепить. Он создал несколько небольших бронзовых статуй кошек, которые считаются одними из его лучших работ. Помимо этого с 1904 года художник вернулся к дизайну, вырезав из кожи около ста образцов переплётов для книг, которые вышли ограниченным тиражом.
В Осеннем Салоне 1909 года под произведения Теофиля Александра Стейнлена был отведён целый зал, а в 1913-м прошла персональная выставка на родине художника, в Лозанне. Он продолжал работать и выставляться вплоть до смерти от сердечного приступа в 1923 году. Похоронен на небольшом кладбище Сен-Венсан на Монмартре.
Автор: Влад Маслов