Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
14 статей  •  3 теста
Габриель Мюнтер
Габриель
 Мюнтер
Германия 1877−1962
Подписаться46                
Подписаться46                
Выставки
Все выставки художника
Биография и информация
 

Габриэль Мюнтер (или Габриэле Мюнтер; нем. Gabriele Münter, 19 февраля 1877, Берлин — 19 мая 1962, Мурнау) — немецкая художница-экспрессионистка, одна из основательниц группы «Синий всадник», хозяйка знаменитого «Русского дома» в Мурнау, где вместе с ней жили Василий Кандинский, Алексей Явленский и Марианна Веревкина.

Особенности творчества художницы Габриэль Мюнтер: увлеченная исследовательница баварской техники живописи на стекле, Мюнтер первой из немецких экспрессионистов начинает ее использовать. Вслед за ней писать на стекле начали другие известные экспрессионисты. В традиционной технике «масло-холст» Мюнтер, ученица Кандинского и Явленского, стремится к выразительной, интенсивной живописи, которая выражает прежде всего внутреннее состояние художника, а не внешний мир. Мюнтер — чуткий портретист, который пишет характер и темперамент модели чистыми контрастными красками и крупными плоскими формами. Она тонкий пейзажист, у которого композиции ритмичные и плавные, а привычные экспрессионистские цветовые пятна ложатся смело и торжественно.

Известные картины Габриэль Мюнтер: «На лугу. Марианна Веревкина и Алексей Явленский», «В лодке», «Портрет молодой женщины», «Русский дом», «Разноцветная дорога».

Начало пути


Габриэль Мюнтер — несчастная девочка, которая осталась без отца еще в детстве, а мать потеряла совсем юной. Габриэль Мюнтер — счастливая молодая женщина, которая могла распоряжаться своей жизнью, карьерой и приличным наследством на собственное усмотрение.

Габриэль начала рисовать, когда еще были живы родители. Ей наняли частного учителя, ее поощряли и поддерживали. Но оставшись без этой поддержки в 21 год, спокойная и уравновешенная, образованная и целеустремленная, Мюнтер едет с сестрой в Америку — к дальним родственникам. За два года объезжает ее чуть ли не полностью, набираясь впечатлений и образов, привыкая во всем рассчитывать на себя и делать выбор, — и возвращается в Германию учиться. Никакая внутренняя свобода и уверенность не могли в конце XIX века открыть женщине двери в художественную академию, поэтому Габриэль Мюнтер ищет частную школу.

На выставки художественного объединения «Фаланга» Мюнхенские зрители реагируют вяло — игнорируют или вяло ругают за непонятность. Авангардные идеи и смелые техники участников «Фаланги» изредка поражают какого-нибудь молодого художника. Попав на одну из таких безуспешных выставок, Мюнтер быстро понимает, что нашла подходящее место: ей близко такое направление художественного поиска, ее приводят в восторг вызывающе неакадемичные, дерзкие картины, наконец, в «Фаланге» работает художественная школа. Она собирается учиться сразу и в скульптурной студии, и в живописной.
Живопись здесь преподает основатель общества Василий Кандинский.

Русский дом Мюнтер


Кандинский в то время уже давно женат, он старше Габриэль на 11 лет, он яркий живописец и блестящий учитель. «Когда я начинаю рисовать, это напоминает внезапный прыжок в глубокие воды, и я никогда не знаю заранее, смогу ли плавать. И это именно Кандинский научил меня технике плавания. Я имею в виду, что он научил меня работать достаточно быстро и уверенно, чтобы достичь такой стремительной и спонтанной фиксации моментов жизни», — вспоминала Мюнтер.

Общность взглядов и устремлений, совместные выезды на этюды, путешествия — скоро они уже строят планы, обручаются и живут вместе. Пройдет 6 лет — и Габриэль купит дом недалеко от Мюнхена, в городке Мурнау. Даже сейчас тут больше лошадей и велосипедов, чем автомобилей, а тогда вообще деревушка — тихая и медленная. Вместе с Кандинским они разобьют сад, разрисуют мебель узорами, украсят стены картинами на стекле и соберут коллекцию народной утвари.

В городке этот дом назовут русским: здесь кипит жизнь, гостевые комнаты не пустуют, приезжают и подолгу живут друзья-художники Явленский, Веревкина, Франц Марк и Август Маке, по вечерам пишутся планы будущего альманаха «Синий всадник», обсуждаются картины постимпрессионистов и фовистов. В это время проходят первые успешные выставки Габриэль Мюнтер, это время творческого прорыва, обретения стиля и темперамента.

С началом Первой мировой войны Кандинский становится нежелательным в Германии человеком — вместе с Мюнтер он уезжает в Швейцарию, а потом уже без нее — в Россию. Он вернется в Германию, чтобы наобещать Габриэль скорую свадьбу. И женится на другой.

Вспоминая Мурнау, Габриэль Мюнтер писала: «К. разрисовал мой шкаф особым образом — мило и забавно. Через среднее отделение проносится синий всадник, а за ним — темная всадница. Он повернулся и машет ей рукой, а она скачет изо всех сил: иногда эта шутка раздражала меня, потому что была абсолютной неправдой — он ни разу не обернулся и никогда так и не сказал «пойдем со мной».

Темная всадница


О новой жене Кандинского Мюнтер узнает несколько лет спустя — и на 10 лет перестанет писать. Пройдет много лет прежде чем она снова возьмется за кисть и прежде чем наконец встретит человека, с которым сможет связать свою жизнь, искусствоведа Йоханнеса Эйхнера.
Габриэль проживет в Русском доме до конца жизни, уже никогда не стремясь к общению с художниками, к участию в больших выставках и авангардных группах. Она пишет ночные тихие вечерние виды из окна дома и яркие пейзажи Мурнау. В 30-е годы, когда приходит к власти Гитлер и художники-экспрессионисты объявляются «дегенеративными», она уже давно потеряла из виду синего всадника, свернула на свою дорогу, на которой совершает подвиг. Рискуя свободой и, возможно, жизнью, Мюнтер прячет в подвале дома картины Кандинского и бывших участников «Синего всадника». Уже в 1957 году художница передаст всю сохраненную коллекцию картин городской галерее Ленбаххаус — около 1000 живописных картин на холсте, дереве, стекле, рисунков, альбомов с эскизами. Этот подарок сразу переведет музей из статуса местного в разряд лучших мировых. Сегодня, чтобы увидеть самое масштабное собрание работ участников «Синего всадника», нужно ехать именно в Ленбаххаус, в Мюнхен.

Темная всадница умерла в своем доме в Мурнау в возрасте 85 лет, обогнав за эти годы своего бывшего спутника если не на пути славы, то абсолютно точно — на пути благородства и верности себе.

Автор: Анна Сидельникова

Читать дальше
Работы понравились
+41

Лента
Василий Кандинский  официально был женат дважды. Но была в его жизни еще одна женщина, на глазах которой рождался творческий гений основателя абстракционизма. Габриэль Мюнтер , молодая немецкая художница, стала для Кандинского спутницей и единомышленницей на долгие 12 лет.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Габриель Мюнтер. Кандинский, пишущий пейзаж
Кандинский, пишущий пейзаж
Габриель Мюнтер
1903,
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 156 работ
Габриель Мюнтер. Натюрморт со статуэтками
0
Натюрморт со статуэтками
1911, 51×68 см
Габриель Мюнтер. Красный натюрморт
1
Красный натюрморт
1909, 53×39 см
Габриель Мюнтер. Будущее
5
Будущее
1941, 62×43 см
Габриель Мюнтер. Зеленый дом в Швабинге
4
Зеленый дом в Швабинге
1912, 25×27 см
Габриель Мюнтер. В лодке
3
В лодке
1910, 122×72 см
Габриель Мюнтер. Абстрактный натюрморт
0
Абстрактный натюрморт
1914
Габриель Мюнтер. Портрет Ольги Хартманн
3
Портрет Ольги Хартманн
1910, 53×39 см
Габриель Мюнтер. Натюрморт
2
Натюрморт
1911, 84×70 см
Габриель Мюнтер. Желтый натюрморт
0
Желтый натюрморт
1909, 14×33 см
Посмотреть 157 работ художника