войти
опубликовать

Бартоломеус
Спрангер

Нидерланды • 1546−1611

Бартоломеус Спрангер (Bartholomäus (Bartolomeus) Spranger; 21 марта 1546, Антверпен — 27 июня 1611, Прага) — фламандский художник, живший и работавший в Чехии, входившей в то время в Германскую империю.

Спрангер был одним из самых авторитетных художников своего времени. Его живописный талант проявился ещё в детстве, с 11 лет он состоял на обучении у художников Яна Мандейна в Антверпене и Корнелиса ван Далема. Закончив обучение, он отправился в Париж и потом в Лион. В 1565 году он прибыл в живописную Мекку того времени — Италию. Он работал в Милане, у Бернардино Гатти в Парме и для Алессандро Фарнезе в Риме. Спрангер принимал участие в оформлении палаццо Фарнезе в Капрароле.

С 1570 по 1572 годы Спрангер состоял в должности папского художника у папы Пия V. По распоряжению папы он писал картины, посвящённые сценам Страстей Христовых, и копию «Страшного Суда» Микеланджело. После смерти папы он работал по заказам римских церквей, а в 1575 году по рекомендации Джованни Болонья, будучи уже известным художником, был приглашён ко двору короля Рудольфа II и в 1580 году переехал в Прагу. Спрангер писал не только для двора, но и по многочисленным заказам других влиятельных людей своего времени.

В 1582 году Спрангер женился, переехал на некоторое время в Вену, а в 1584 году вернулся в Прагу и в том же году ему был присвоен собственный герб. В 1595 году ему было присвоено дворянское звание. В 1602 году, будучи состоятельным человеком, он посетил Голландию, где его принимали с почестями. В Праге по возвращении он стал получать всё более сложные художественные задания, которые он успешно решал с помощью новых живописных техник. К пражскому двору приглашалось огромное количество художников, Спрангер изучал новые тенденции и был вдохновлён зарождающимся стилем барокко. Известный гравёр своего времени Хендрик Гольциус использовал многие картины Спранглера для своих произведений. Спрангер познакомил Северную Европу с итальянским маньеризмом и был предшественником многих барочных живописцев как, например, своего соотечественника Петера Пауля Рубенса.

Перейти к биографии