Покупка произведения искусства для человека может служить как стартовой точкой для создания коллекции, так и финальным штрихом в процессе обновления интерьера. Впрочем, одно другому не противоречит, главное — возникшее желание приобрести авторский продукт. Куда отправляться «на арт-охоту», какие следует иметь ресурсы и что учесть в столь тонком деле? Сегодня мы поговорим о том, как выбрать и купить авторскую работу, которая будет радовать владельца долгие годы.
Чем будет для вас покупка: подарком себе, любимому? Радикальной сменой интерьера дома или офиса? Сколько средств вы готовы выделить на эту покупку? Произведение для эстетического удовольствия либо долгосрочное капиталовложение? От того, насколько честно вы сами ответите себе на эти вопросы, будут зависеть ваши дальнейшие шаги.
Решено: нужна картина «себе, любимому», пока что — не для перепродажи, но и не без мысли о том, что произведение искусства может быть еще и «ценным сундуком», инвестицией. Как выбрать работу, что главное? Отвечаем вопросом на вопрос: почему люди покупают картины? Все просто: картина нравится. Она затрагивает в душе какую-то струнку, вызывает позитивные эмоции каждый раз, когда работа оказывается в поле зрения. Для многих критерий «нравится — не нравится» является определяющим при выборе живописи. И это правильно: если вас хоть что-то раздражает в произведении искусства, вряд ли вы от этого чувства избавитесь.
Так что первое, на что стоит обратить внимание — внимательно присмотреться к картине, неспешно оценить ее с разных ракурсов и прислушаться к внутреннему голосу. Если что-то смущает — стоит посмотреть другие работы, возможно, того же автора, если конкретная его работа привлекла внимание, и творчество художника вам в целом импонирует. Вы не обязаны «следовать тренду» и четко выделять позиции, по которым оцениваете работу. Можете прислушаться к мнению великого художника Огюста Ренуара: «Это фармацевтика, а не искусство. Сегодня людям хочется все объяснить. Но если можно объяснить картину, значит, это уже не искусство. Какие два качества, на мой взгляд, отличают произведение искусства? Его невозможно ни описать, ни повторить…"
Совету сто лет, но он по-прежнему актуален.
Анри Пьер Данлу. «Картина»
Место для шедевра
Прекрасно, если ваш дом достаточно велик и стены прямо-таки ждут, чтобы их украсили картинами. Но если в распоряжении вашего будущего шедевра всего одна или две стены — вам стоит прикинуть, какой размер картины будет уместен в вашем случае. Помните, что картины боятся прямого солнечного света и высокой влажности. Оптимальные условия, которых придерживаются музеи в своих выставочных залах — 18−22 градуса тепла и 50−60% влажности. Это вполне коррелируется с комфортными температурой и влажностью в наших квартирах: при таких параметрах хорошо чувствуют себя не только картины, но и люди.
Определившись с жанром, стилем и размером, отправляемся на поиски продавцов картин — а их немало.
Циничный тезис не нов: даже самые возвышенные художники, такие, как Рафаэль, продавали свои работы, стремились получить выгодный заказ на картину или фреску и заработать звонкую монету.
К вашим услугам сегодня реальные и виртуальные площадки. Как и в случае с одеждой, еще недавно мы не могли представить, как можно покупать рубашку без примерки, не оценив ткань на ощупь, не разглядев швы и изнанку. Времена меняются: все больше продаж совершается через интернет. При этом и «реал» никто не отменяет. Очная встреча с автором — повод заглянуть и на его интернет=-страницы, чтобы посмотреть множество работ и узнать подробную информацию.
Добро пожаловать в реальный мир!
Отправляемся в музеи с пространствами для выставок современных авторов, а также галереи, выставочные залы. Выставки современных художников — всегда повод познакомиться с творчеством мастера и узнать стоимость работ. Традиционные «тусовки» местных художников под открытым небом не всегда радуют — тут можно наткнуться и на откровенно любительские работы, и на подмалевок по распечатанному холсту. Тем не менее, некоторые профессиональные художники выходят со своими работами в «уличные галереи», поближе к зрителям. Не стесняйтесь общаться и задавать вопросы — при личной встрече или на интернет-страницах, узнайте имя художника, возьмите телефон, дома посмотрите галерею работ в сети.
Вбейте в поисковую строку любой соцсети или поисковика фразу «продажа картин», «купить картину художника» — и вы получите огромное количество ссылок. Стоит отдать предпочтение тем ресурсам и страницам, где больше пользовательская аудитория, где идет активное общение и имеется много публикаций. Внимательно читайте правила группы, поищите отзывы о странице, дабы избежать мошенничества и узнать все условия покупки. Некоторые предлагают витрину произведений с расценками и контакты художников, у которых можно купить работы напрямую. Есть и такие ресурсы, которые выступают в роли галерей и к цене произведения добавляют свои комиссионные — примерно 10−15% от стоимости картины. Всегда стоит уточнить финальную цену и из чего она состоит.
Деление на «реал» и «виртуал» в последнее время сместились в сторону последнего по вполне понятным причинам. Кроме того, карантинные ограничения больно ударили по продажам предметов искусства, и с весны в социальных сетях появилось несколько интересных проектов, в рамках которых можно приобрести картины, скульптуры, ювелирные изделия известных мастеров за вполне приемлемые деньги. В соцсети Фейсбук активно работали группы, которые характеризуются четким сводом правил деятельности, включая ценовой диапазон предлагаемых работ. Это, например, «Шар и крест» (в настоящее время группа в процессе трансформации) а также «Сiль-Соль» (продолжает действовать в заявленном формате). Для группы «Шар и крест» стоимость предлагаемой художником работы не превышала 10 000 рублей (порядка 130 долларов США) за работы на бумаге и 20 000 рублей за живопись. Модерировал ее сам основатель группы, коллекционер Максим Боксер.
Прокрутив историю и просмотрев посты подобных групп, можно оценить и работы, и тенденции рынка. Правда, следует запастить терпением — поток работ неотфильтрован и не имеет какой-либо структуры. Зато «срез визуальных сведений» будет широкий и весьма показательный. Можно составить впечатление и о популярности художника, о том, пользуются ли спросом его работы: насколько быстро в комментариях появляется вожделенное «куплю», много ли комментариев и каких? Конечно, прогнозировать стабильный спрос на те или иные «имена» в современном искусстве могут только подкованные деятели арт-рынка, но гарантий не может дать никто. Однако какие-то ориентиры можно для себя составить и при просмотре потока работ в группах в соцсетях: подобных предложений много — варьируйте фразы в строке поиска и обращайте внимание на активность и аудиторию, ассортимент и ценовую политику.
Если вы желаете «посмотреть всех», причем каждого автора по максимуму — к вашим услугам крупные интернет-аккумуляторы работ художников, которые специализируются на продаже картин. Так, на сайте Артхива представлены десятки тысяч мастеров. Преимущество таких ресурсов — структурированное представление произведений по авторам, жанрам, стилям и техникам, у многих картин имеется детальное описание. Вы можете в спокойной обстановке предметно изучить и авторов, и предложения, воспользовавшись широкими возможностями параметров поиска. Можно напрямую связаться с художником и пообщаться по поводу покупки или заказа повтора работы, которая числится проданной.
Еще один существенный момент — решите, насколько он важен для вас. Продавец в большинстве случаев должен предоставить вам договор, согласно которого к вам переходят все права на картину. Произведение искусства там должно быть описано — имя автора, год создания работы, размер картины, краткое описание изображения. В договоре указываются права покупателя — возможность передачи работы для участия во временных выставках и включение ее в каталоги, а также, по согласию сторон — права на коммерческое использование изображения. Примеры договоров на покупку картин вы можете поискать в интернете.
Стоит также учесть, что картины продаются в большинстве случаев без оформления в раму. Вам надо уточнить у художника, как решены торцы картины. Существует три вида натяжки полотна на подрамник: галерейная, студийная и стандартная «натяжка под багет». Вид натяжки приобретенной вами картины определит способ ее оформления.
Галерейная и студийная натяжка подходит для работ, которым не требуется оформление в багет. При галерейной натяжке изображение будет лишено белых полей по торцам, а при студийной присутствуют белые прокрашенные поля.
Обычная, стандартная натяжка делается с металлическими скобами по боковым частям картины — такая работа предполагает обязательное оформление в багет, при котором скобы будут не видны.