При обрамлении икон планки для рамы стали изготавливать отдельно и приклеивать либо прибивать к основе — картины и иконы, созданные до XIV века, как правило, имели в основе деревянную доску.
Считается, что автором первой отделенной от изображения рамы стал художник Джентиле да Фабриано. Его алтарная панель «Поклонение волхвов», обрамленная резной архитектурной рамой сложной островерхой конструкции, была создана в 1423 году. Несколько позже в оформлении рам появились драгоценные и полудрагоценные камни, багет инкрустировали жемчугом, перламутром и слоновой костью.
В середине XVI века главный архитектор Венеции, скульптор Якопо Сансовино, создал собственный тип рамы, включив в украшение багета резные элементы в виде симметричных крупных завитков, перемежавшихся изображением человеческих фигур и животных. Этот тип рамы получил имя создателя — «рама Сансовино». Во времена Ренессанса изготовление рам для картин стало отдельным искусством, живописцы создавали изысканные эскизы для резного багета и часто выполняли рамы самостоятельно.
С учетом вкуса заказчика менялся фасон рамы, она становилась все более пышной — так появился еще один тип рамы, называемый «галерейной». Такая рама могла иметь симметричные вертикальные стороны, а верхняя и нижняя планки были различной ширины и имели отличия в узоре. Среди элементов украшений появились раскрашенные гербы и картуши, знамена и оружие.
Материал для багета всегда имел большое значение: для простых профилей использовали тополь, для более мелких сложных узоров — липу. Готовые рамы покрывали позолотой. Дорогая древесина грецкого ореха использовалась для незолоченых или частично золоченых рам — так подчеркивалась изысканная структура самого материала. Цвет древесины грецкого ореха считался настолько красивым, что мастера научились его имитации в багетах из других пород дерева. Высоко ценились рамы из черного дерева — так называемые «эбеновые», а также красного и розового дерева.
Рама имеет значение: сравните позолоту, дуб, черное дерево.
Картина Вермеера «Дама в голубом, читающая письмо» за время пребывания в Рейксмузеуме несколько раз «меняла» рамы. После реставрации, предваряющей японские гастроли работы, завершившиеся в 2012 году, картине «примерили» современную раму «под черное дерево»: видимо, учли предпочтения самого Вермеера. Большей частью там, где он изображал интерьеры с картинами на стенах (к слову, это были работы из коллекции тещи), рамы довольно просты с виду, по-видимому — как раз эбеновые. Но музейщикам такой вариант не понравился: картина стала смотреться тускловато. Так что они пока в поисках идеала: достойной рамы черного дерева XVII века. В настоящее время используется позолоченный вариант времен французского Регентства" (XVIII век).
Истинные мастера обрамления картин нарабатывают опыт годами, владеют множеством сопутствующих знаний и умений, прекрасно разбираются как в искусстве, так и в дизайне интерьеров.
Рама — это не только художественное обрамление, но еще и несущая конструкция для картины, место которой — на стене. Следовательно, система подвеса и удержания картины — еще одна составляющая качественно сделанной рамы, за которую отвечает мастер-багетчик.
Сегодня картины часто помещают под стекло — значит, багет конструктивно должен быть предназначен для картин с остеклением, а сама рама сделана настолько прочно, чтобы выдержать общий вес оформленного произведения, которое годами будет висеть на стене и радовать глаз владельца.
10 вещей, которые необходимо учитывать при заказе рамы в багетной мастерской
Секреты оформления работ раскрывает специалист мастерской «Багетика» — дизайнер-консультант Ольга Пантелеева.Как правильно выбрать профиль рамы?
Выбор профиля зависит от многих факторов: от размера предмета оформления, от техники написания, от стилистической принадлежности, а также от личных предпочтений и вкуса владельца. Мы не будем вставлять чёрно-белую фотографию в широкий барочный багет и не предложим на написанную маслом картину примерить алюминиевый профиль. Подбор ведется индивидуально с учетом ситуации.
Как ширина багета зависит от размера картины?
Однозначного рецепта нет. Можно оформить миниатюру в очень широкий объемный профиль, а современная акварельная живопись большого формата может великолепно смотреться в тонком багете. Главное — чувствовать пропорции и стилистическую принадлежность произведения.
Это углубление/паз на профиле багета, куда вставляется картина. При оформлении работы имеет значение то, какой глубины фальц: от этого зависит, можно ли туда вставить картину на данном подрамнике, полностью её закрыв.
От чего зависит способ крепления подвеса к раме? Чему отдать предпочтение?
Подвес может быть в виде троса, который фиксируется в одной или двух точках (грубо говоря, один гвоздь по центру или два по краям — прим. ред).
Способ крепления подвеса к раме зависит от ее размеров и от пожеланий владельца картины: нравится плотное прилегание к стене работы или же небольшой наклон картины «на зрителя»? Картины с наклоном лучше рассматривать, когда они размещены чуть выше уровня глаз — так человеку удобнее воспринимать верхнюю часть картины. Степень наклона картины регулируется высотой, на которой закреплены подвесы. Крепление «на двух точках» стоит использовать для оформленных картин большого веса и ценности. «Одна точка посередине» багетной рамы — вариант для нетяжелых работ среднего формата.
Чем определяется выбор материала для изготовления рамы?
Тем, что ставится во главу угла владельцем картины: бюджет, интерьерное решение, функциональность… Если в приоритете бюджетное оформление — можно выбрать багет из полистирола (пластика). Если интересует современной дизайн и лаконичность — годится алюминий. Деревянный багет является базовым и самым разнообразным по дизайну, он может удовлетворить практически любые запросы. Для ценных картин стоит выбирать деревянный багет и использовать для монтажа материалы музейного качества.
Что такое музейное стекло и в каких случаях его стоит применять?
Музейное стекло — это стекло с ультрафиолетовым фильтром, которое защищает картины и вышивки от солнечного света, не давая им выгорать. Также это стекло практически не бликует, оно дает возможность видеть более чистый цвет и не отвлекаться на отражение. Заметим, обычное стекло «холодит» на полтона и создает эффект витрины. Использовать музейное стекло нужно тогда, когда работу очень хочется сохранить: это может быть продиктовано как высокой исторической ценностью, так и просто личным желанием продлить век объекта оформления. Также музейное стекло стоит использовать при оформлении изделия с интересной фактурой (наподобие бархата), тонкими переходами цвета (в случае акварельной живописи) или ли же в случае общего темного тона работы: в этой ситуации обычное стекло будет отражать всё то, что окружает работу, и не даст возможности рассмотреть изображение.
Что такое паспарту и зачем оно необходимо?
Паспарту используется для двух задач. Первая — практическая: оно отделяет работу от стекла, создавая пространство, в котором при появлении влажности работа не испортится.
Вторая — эстетическая: поля паспарту дают взгляду возможность «отдохнуть» от деталей и, вернувшись к изображению, лучше его усвоить. Также паспарту дает возможность сделать акценты на определенных характеристика картины. К примеру, с помощью цветных пауз, можно подчеркнуть определённый оттенок в работе, или же, используя приемы карвинга, обратить внимание на фактуру или тиснение бумаги.
В багетной мастерской можно заказать три вида натяжки на подрамник: галерейную, студийную и обычную «натяжку под багет». Выбранный вид натяжки зависит от того, как владелец желает представить работу. Галерейная и студийная натяжка подходит для работ, которым не требуется оформление в багет. При галерейной натяжке изображение будет лишено белых полей по бокам, а при студийной натяжке будут присутствовать белые поля, металлических скоб видно не будет. Обычная натяжка делается с металлическими скобами по бокам, так как такая работа будет обязательно оформлена в багет и эти скобы будут не видны.
Стоимость обусловлена степенью сложности изготовления такого багета, так как, кроме машинного изготовления, может быть использована ручная работа — например, ручное золочение поталью. Это существенно увеличивает стоимость багета. Кроме этого, на стоимость влияет тот факт, что большинство интересного дизайнерского багета производится в европейских странах (основные поставщики — Италия, Испания, Чехия). При выборе багета надо учитывать страну-производителя, так как большая часть хорошего качественного деревянного багета производится именно в этих странах. Больших известных брендов, которые были бы на слуху, среди производителей багета нет, так что стоит ориентироваться на страну-производителя, рекомендации специалистов багетной мастерской и, конечно, на собственный вкус.