войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Багет

Теме обрамления произведения искусства всегда уделяли большое внимание мастера и владельцы работ. Перефразируя пословицу, скажем так: как вы раму подберете — так картина «запоет». Или же ее послание будет заглушаться слишком вычурным или недостаточно выразительным обрамлением. Рассказываем об истории и эволюции вопроса, представляя иллюстрированный экскурс с комментариями специалиста.
Багет
Полотно без рамы, затертое среди обиходных вещей, теряет красоту и силу. Нам не по себе, когда реальная стена вдруг обрывается, и мы без предупреждения, с маху попадаем в нереальное пространство картины. Не хватает шлагбаума. Это и есть рамка.
Хосе Ортега-и-Гассет, испанский философ


Багетом называют бруски, имеющие гладкий или резной профиль, из которых изготавливают рамы для оформления картин, фотографий, вышивки и других плоскостных объектов изобразительного и прикладного искусства. Термин «багет» родом из Франции — от слова baguette, в буквальном переводе означает «палочка».


Прообразы современной картинной рамы использовались художниками Египта и древней Греции для того, чтобы разделить настенные изображения на отдельные секции. Для выделения фресок или мозаики на общей плоскости стены использовали нарисованную узорную или однотонную рамку; часто картины помещали в ниши. Самым старым рамам, найденным археологами при раскопках гробниц Египта — более 4 тысяч лет. Картины рисовали чаще всего на дереве, рама и основа картины представляли собой единое неделимое целое.
В средние века багет был не столько художественной, сколько архитектурной деталью: резными деревянными планками декорировали интерьеры храмов, алтарные группы, оформляли проемы и арки, дверные узлы.

При обрамлении икон планки для рамы стали изготавливать отдельно и приклеивать либо прибивать к основе — картины и иконы, созданные до XIV века, как правило, имели в основе деревянную доску.

Считается, что автором первой отделенной от изображения рамы стал художник Джентиле да Фабриано. Его алтарная панель «Поклонение волхвов», обрамленная резной архитектурной рамой сложной островерхой конструкции, была создана в 1423 году. Несколько позже в оформлении рам появились драгоценные и полудрагоценные камни, багет инкрустировали жемчугом, перламутром и слоновой костью.
С развитием портретной живописи художникам понадобились новые недорогие варианты оформления своих работ — так родились кассетные рамы, иначе называемые «коробочка». Их элементы конструктивно соединялись под различными углами — 45 (т.н. митровое соединение), и 90 градусов, и имели одинаковый несложный узор по всей длине багета.

В середине XVI века главный архитектор Венеции, скульптор Якопо Сансовино, создал собственный тип рамы, включив в украшение багета резные элементы в виде симметричных крупных завитков, перемежавшихся изображением человеческих фигур и животных. Этот тип рамы получил имя создателя — «рама Сансовино». Во времена Ренессанса изготовление рам для картин стало отдельным искусством, живописцы создавали изысканные эскизы для резного багета и часто выполняли рамы самостоятельно.
Эль Греко. «Христос, несущий крест» в «раме Сансовино». Источник фото: metmuseum.org.
Эль Греко. «Христос, несущий крест» в «раме Сансовино». Источник фото: metmuseum.org.
В 2015 году в лондонской Национальной Галерее проходила специальная выставка, посвященная рамам Сансовино. Среди жемчужин — картины Тициана, обрамление которых прекрасно сохранилось
С изобретением и распространением масляной живописи художники Ренессанса стали использовать в качестве основы картины загрунтованный холст, натянутый на подрамник. Для оформления таких работ нужны были новые профили багета, учитывающие толщину подрамника, которая варьировалась от мастера к мастеру. Барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
Читать дальше
принесло с собой моду на овальные, богато украшенные рамы — это во многом было связано с овальной же формой портретов, создаваемых художниками того времени. Вошли в моду резные украшения в виде гирлянд из фруктов и цветов.

С учетом вкуса заказчика менялся фасон рамы, она становилась все более пышной — так появился еще один тип рамы, называемый «галерейной». Такая рама могла иметь симметричные вертикальные стороны, а верхняя и нижняя планки были различной ширины и имели отличия в узоре. Среди элементов украшений появились раскрашенные гербы и картуши, знамена и оружие.
Рококо
Рококо называют самым легкомысленным и бездумным из всех стилей в искусстве. Почему тогда рококо столь значимо для русской изобразительной культуры? Почему определение от слова «рококо» звучит для нашего уха так экзотически – «рокайльный»? В чем основное различие рококо и барокко, которые люди малосведущие часто путают? Наконец, почему рококо – это прямой и непосредственный предок современной глянцевой культуры? Обо всем этом пойдёт речь ниже. Читать дальше
подчинило стилистику рамы общей архитектурной отделке интерьеров, привнеся в багетные узоры сложные завитки и венки, вензеля и гирлянды. А вот ампир
Ампи́р (от фр. empire - имперский) - стиль позднего классицизма в архитектуре, прикладном искусстве и живописи. Распространялся в течение первых трех десятилетий XIX века.
Характеризуется тягой к монументальности, величию: чтобы всем сразу стало понятно, что власть императора практически безгранична! Ампир возник во Франции в период правления Наполеона, позже сменился эклектическими течениями, чтобы снова возродиться в… Советском Союзе. Читать дальше
, напротив, придал рамам строгости и привнес в обрамление картин античную стилистику и симметрию. Классицизм
Классицизм прочно обосновался в европейском искусстве XVII века, сдав свои позиции лишь в первой трети следующего столетия. Классицисты преклонялись перед античностью, свято верили в идею порядка и логичности мироздания, а также в безграничные возможности человеческого разума. Читать дальше
лишил картинные рамы причудливости и резьбы — багет стал гладким, а на первое место выступила природная красота дерева ценных пород.

Материал для багета всегда имел большое значение: для простых профилей использовали тополь, для более мелких сложных узоров — липу. Готовые рамы покрывали позолотой. Дорогая древесина грецкого ореха использовалась для незолоченых или частично золоченых рам — так подчеркивалась изысканная структура самого материала. Цвет древесины грецкого ореха считался настолько красивым, что мастера научились его имитации в багетах из других пород дерева. Высоко ценились рамы из черного дерева — так называемые «эбеновые», а также красного и розового дерева.
Рама имеет значение: сравните позолоту, дуб, черное дерево. 

Картина Вермеера «Дама в голубом, чита

Рама имеет значение: сравните позолоту, дуб, черное дерево.

Картина Вермеера «Дама в голубом, читающая письмо» за время пребывания в Рейксмузеуме несколько раз «меняла» рамы. После реставрации, предваряющей японские гастроли работы, завершившиеся в 2012 году, картине «примерили» современную раму «под черное дерево»: видимо, учли предпочтения самого Вермеера. Большей частью там, где он изображал интерьеры с картинами на стенах (к слову, это были работы из коллекции тещи), рамы довольно просты с виду, по-видимому — как раз эбеновые. Но музейщикам такой вариант не понравился: картина стала смотреться тускловато. Так что они пока в поисках идеала: достойной рамы черного дерева XVII века. В настоящее время используется позолоченный вариант времен французского Регентства" (XVIII век).

  • Владимир Боровиковский, «Лизынька и Дашинька», 1794. Рама к картине выполнена во второй половине 19-го века, вероятно, из липы.
  • На раме к «Неравному браку» Пукирева мы видим флердоранж – цветки апельсинового дерева. Ими принято украшать и голову невесты
Фоторепортаж Софьи Багдасаровой
Фоторепортаж Софьи Багдасаровой
Фоторепортаж Софьи Багдасаровой
Фоторепортаж Софьи Багдасаровой
Фоторепортаж Софьи Багдасаровой
Фоторепортаж Софьи Багдасаровой
На выставке Василия Верещагина в Третьяковской галерее публику поразили рамы. Художник непосредственно участвовал в их проектировании, следуя не только эстетике, но и различным нетривиальным идеям. Так, «…при посещении выставки понимаешь, что его полотна сливаются в единый „золотой иконостас“, из которого взирают лики индусов, туркменов, японцев, представителей низших слоев общества…»
Раньше изготовление резного багета было исключительно ручным трудом, секреты золочения, грунтовки и резьбы передавались из поколения в поколение. Только в начале ХХ века багет стал изготавливаться фабричным способом. Современный багет делают из дерева, пластика или металла.
На выставке современного художника Игоря Гусева в Одесском художественном музее: «новоделы» внедрены
На выставке современного художника Игоря Гусева в Одесском художественном музее: «новоделы» внедрены в традиционную экспозицию
Для деревянного багета в настоящее время используют как твердые, так и мягкие породы древесины. Материал для багета должен иметь однородную структуру, быть сухим и выстоянным, чтобы дерево впоследствии не «повело». В процессе производства багет обрабатывают специальными пропитками и лаками, многократно шлифуют. Для получения узорчатых рельефов используются специальные пастозные материалы или фрезерный станок. Для того, чтобы получить красивое и гармоничное обрамление, мастера-багетчики подбирают узор и рельеф багета так, чтобы он идеально совпадал в местах соединения. Цвет багета также играет большую роль в обрамлении картины и подбирается как под цветовую гамму изображения, так и под основные цвета интерьера, в котором ее поместят.

Истинные мастера обрамления картин нарабатывают опыт годами, владеют множеством сопутствующих знаний и умений, прекрасно разбираются как в искусстве, так и в дизайне интерьеров.
Фон, интерьер — все играет свою роль и создает различное впечатление от одной и той же работы в раме
Фон, интерьер — все играет свою роль и создает различное впечатление от одной и той же работы в раме
Фон, интерьер — все играет свою роль и создает различное впечатление от одной и той же работы в раме. Посмотрите, как по-разному представляют картину Вермеера музейщики разных стран.
Помимо направленности на визуальную гармонию, создание «правильной» рамы для конкретного произведения искусства влечет за собой расчет самых разных технических параметров.

Рама — это не только художественное обрамление, но еще и несущая конструкция для картины, место которой — на стене. Следовательно, система подвеса и удержания картины — еще одна составляющая качественно сделанной рамы, за которую отвечает мастер-багетчик.

Сегодня картины часто помещают под стекло — значит, багет конструктивно должен быть предназначен для картин с остеклением, а сама рама сделана настолько прочно, чтобы выдержать общий вес оформленного произведения, которое годами будет висеть на стене и радовать глаз владельца.
Кадр из фильма «Лучшее предложение»
Кадр из фильма «Лучшее предложение»

10 вещей, которые необходимо учитывать при заказе рамы в багетной мастерской

Секреты оформления работ раскрывает специалист мастерской «Багетика» — дизайнер-консультант Ольга Пантелеева.

Как правильно выбрать профиль рамы?

Выбор профиля зависит от многих факторов: от размера предмета оформления, от техники написания, от стилистической принадлежности, а также от личных предпочтений и вкуса владельца. Мы не будем вставлять чёрно-белую фотографию в широкий барочный багет и не предложим на написанную маслом картину примерить алюминиевый профиль. Подбор ведется индивидуально с учетом ситуации.

Как ширина багета зависит от размера картины?

Однозначного рецепта нет. Можно оформить миниатюру в очень широкий объемный профиль, а современная акварельная живопись большого формата может великолепно смотреться в тонком багете. Главное — чувствовать пропорции и стилистическую принадлежность произведения.
Как оформлены работы Густава Климта в венском Бельведере
Как оформлены работы Густава Климта в венском Бельведере
Багет
Багет
Багет
Багет
Багет
Внимание: читателям Артхива мастерская «Багетика» предоставляет 10% скидку на оформление работы (по промокоду ARTCHIVE). Заказ можно оформить в мастерской, а также онлайн через интернет-магазин.
Что такое фальц рамы?

Это углубление/паз на профиле багета, куда вставляется картина. При оформлении работы имеет значение то, какой глубины фальц: от этого зависит, можно ли туда вставить картину на данном подрамнике, полностью её закрыв.

От чего зависит способ крепления подвеса к раме? Чему отдать предпочтение?

Подвес может быть в виде троса, который фиксируется в одной или двух точках (грубо говоря, один гвоздь по центру или два по краям — прим. ред).
Способ крепления подвеса к раме зависит от ее размеров и от пожеланий владельца картины: нравится плотное прилегание к стене работы или же небольшой наклон картины «на зрителя»? Картины с наклоном лучше рассматривать, когда они размещены чуть выше уровня глаз — так человеку удобнее воспринимать верхнюю часть картины. Степень наклона картины регулируется высотой, на которой закреплены подвесы. Крепление «на двух точках» стоит использовать для оформленных картин большого веса и ценности. «Одна точка посередине» багетной рамы — вариант для нетяжелых работ среднего формата.

Чем определяется выбор материала для изготовления рамы?

Тем, что ставится во главу угла владельцем картины: бюджет, интерьерное решение, функциональность… Если в приоритете бюджетное оформление — можно выбрать багет из полистирола (пластика). Если интересует современной дизайн и лаконичность — годится алюминий. Деревянный багет является базовым и самым разнообразным по дизайну, он может удовлетворить практически любые запросы. Для ценных картин стоит выбирать деревянный багет и использовать для монтажа материалы музейного качества.
Работа Караваджо в Венском музее истории искусств
Работа Караваджо в Венском музее истории искусств
Что такое музейное качество применительно к багетной рамы?
Музейное качество — это использование материалов определённого класса и профессиональный навык работы с предметами искусства работников мастерской, где оформляется работа. Музейные материалы — такие материалы, которые позволяют сохранить или продлить жизнь предметов оформления. Это, в первую очередь, т.н. «бескислотный картон» (подложка и паспорту) и музейное стекло. А определенные принципы монтажа максимально бережно фиксируют картину, не повреждая её, и изолируют от внешних факторов — таких как пыль, насекомые, влажность.

Что такое музейное стекло и в каких случаях его стоит применять?

Музейное стекло — это стекло с ультрафиолетовым фильтром, которое защищает картины и вышивки от солнечного света, не давая им выгорать. Также это стекло практически не бликует, оно дает возможность видеть более чистый цвет и не отвлекаться на отражение. Заметим, обычное стекло «холодит» на полтона и создает эффект витрины. Использовать музейное стекло нужно тогда, когда работу очень хочется сохранить: это может быть продиктовано как высокой исторической ценностью, так и просто личным желанием продлить век объекта оформления. Также музейное стекло стоит использовать при оформлении изделия с интересной фактурой (наподобие бархата), тонкими переходами цвета (в случае акварельной живописи) или ли же в случае общего темного тона работы: в этой ситуации обычное стекло будет отражать всё то, что окружает работу, и не даст возможности рассмотреть изображение.

Что такое паспарту и зачем оно необходимо?

Паспарту используется для двух задач. Первая — практическая: оно отделяет работу от стекла, создавая пространство, в котором при появлении влажности работа не испортится.
Вторая — эстетическая: поля паспарту дают взгляду возможность «отдохнуть» от деталей и, вернувшись к изображению, лучше его усвоить. Также паспарту дает возможность сделать акценты на определенных характеристика картины. К примеру, с помощью цветных пауз, можно подчеркнуть определённый оттенок в работе, или же, используя приемы карвинга, обратить внимание на фактуру или тиснение бумаги.
Рисунок Рубенса: обратите внимание на паспарту
Рисунок Рубенса: обратите внимание на паспарту
Чем галерейная натяжка отличается от студийной?

В багетной мастерской можно заказать три вида натяжки на подрамник: галерейную, студийную и обычную «натяжку под багет». Выбранный вид натяжки зависит от того, как владелец желает представить работу. Галерейная и студийная натяжка подходит для работ, которым не требуется оформление в багет. При галерейной натяжке изображение будет лишено белых полей по бокам, а при студийной натяжке будут присутствовать белые поля, металлических скоб видно не будет. Обычная натяжка делается с металлическими скобами по бокам, так как такая работа будет обязательно оформлена в багет и эти скобы будут не видны.
Рекомендуемые выставки и показы
Багет
Чем обусловлена стоимость деревянного резного багета? Рекомендации по поставщикам?

Стоимость обусловлена степенью сложности изготовления такого багета, так как, кроме машинного изготовления, может быть использована ручная работа — например, ручное золочение поталью. Это существенно увеличивает стоимость багета. Кроме этого, на стоимость влияет тот факт, что большинство интересного дизайнерского багета производится в европейских странах (основные поставщики — Италия, Испания, Чехия). При выборе багета надо учитывать страну-производителя, так как большая часть хорошего качественного деревянного багета производится именно в этих странах. Больших известных брендов, которые были бы на слуху, среди производителей багета нет, так что стоит ориентироваться на страну-производителя, рекомендации специалистов багетной мастерской и, конечно, на собственный вкус.