войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Багетная мастерская

Какие задачи решали мастера прошлого, создавая обрамление картин и зеркал, каких результатов достигали, что порождало спрос и каким было предложение? Какие роли отводили рамам, как менялись техники и технологии их изготовления, и какие методы применяют в настоящее время? Исследуем организацию процесса в багетной мастерской.
Багетная мастерская
Отделять изображение от фона с помощью рамы стали достаточно давно. Греки рисовали рамы на фресках, украшавших стены дома. Египтяне создавали картины, где рама
Теме обрамления произведения искусства всегда уделяли большое внимание мастера и владельцы работ. Перефразируя пословицу, скажем так: как вы раму подберете – так картина «запоет». Или же ее послание будет заглушаться слишком вычурным или недостаточно выразительным обрамлением. Рассказываем об истории и эволюции вопроса, представляя иллюстрированный экскурс с комментариями специалиста. Читать дальше
была составляющей частью деревянной доски с изображением. Впоследствии картины являли собой преимущественно иконографические изображения, а рама служила своеобразной границей между земным и небесным мирами.
«Искусство состоит из ограничений. Самая красивая часть каждой картины — это рама».
Г. К. Честертон
Леонардо да Винчи. «Мадонна Бенуа». 1480−1482 годы. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Фото: Дмитрий Казаков
Леонардо да Винчи. «Мадонна Бенуа». 1480−1482 годы. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Фото: Дмитрий Казаков. Источник фото.

Одна из первых «Мадонн» великого Леонардо была подарена художником своему другу и меценату, адмиралу Франции Шарлю II д’Амбуазу. Косвенное подтверждение этого факта — герб д’Амбуазов на основании левой резной колонны деревянного обрамления картины.
Ко времени раннего Возрождения алтарные рамы стали сложными произведениями искусства, которые украшались резьбой, золотом, драгоценными камнями, мозаичными вставками. Все это богатство олицетворяло представления молящихся о жизни на небесах. А золотые лучи и нимбы, простирающиеся от ликов святых к внешним краям золоченых же алтарных рам, символизировали присутствие небесных сил на земле.
Предположительно, Тициан. «Урок музыки». Ок. 1535. Картина в раме Сансовино. Фото: © Национальная га
Предположительно, Тициан. «Урок музыки». Ок. 1535. Картина в раме Сансовино. Фото: © Национальная галерея, Лондон
Европейские правящие круги объединились под покровительством Папы и церкви, а дворяне стали считаться олицетворением божеств на земле. Светская власть начала претендовать на церковные атрибуты богатства и роскоши. И, как следствие, королевские семьи стали приобретать произведения искусства и украшать ими свои жилища. Ценность картины зачастую была неотделима от роскоши рамы, в которую она была заключена.

Именно тогда начали появляться багетные мастерские — ведь богачи предпочитали нанимать самых талантливых ремесленников. Проектированием рам занимались сами художники, а также архитекторы и скульпторы. Рамы изобиловали резными деталями — мастера изображали фигуры и символы, листья и фрукты, животных и людей.
Еще одним применением талантов багетчиков стало обрамление зеркал. С начала XV века пальму первенства по их изготовлению держала Венеция, производя зеркала самого высокого качества. Роскошь стоила дорого: стоимость одного зеркала могла сравняться с ценой морского судна, а некоторые аристократы ради обладания зеркалом расставались с земельными наделами. Сто лет спустя братья Андреа Доменико с острова Мурано изобрели способ изготовления листового зеркального полотна, которое могли себе позволить лишь дворяне и короли. И, конечно же, для того, чтобы любоваться своей особой в зеркало, требовалось соответствующее обрамление — хрупкую роскошь надо было надежно предохранить от повреждений. На помощь приходили мастера-багетчики, создавая для зеркал эксклюзивные, богато украшенные рамы.
Венецианское зеркало в богато украшенной инкрустированной раме с резными деталями. Источник.
Венецианское зеркало в богато украшенной инкрустированной раме с резными деталями. Источник.
Работы багетчикам хватало: произведения искусства, менявшие владельца, часто меняли и свою раму — чтобы наиболее выигрышно смотреться в новом интерьере. Начиная с конца XVI века стала активно развиваться портретная живопись.
Как следствие, выбор рамы для портрета стал статусным явлением. Богачи выбирали рамы из панциря черепахи, черного и красного дерева. Стили барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
Читать дальше
и рококо предполагали пышность и покрытие сусальным золотом или золотую инкрустацию, отражая величие монархического строя. Картинные рамы тонкой резьбы были призваны продемонстрировать окружающим овеществленную роскошь и богатство владельца, а их проектированием стали заниматься преимущественно мастера-мебельщики.
Томас Райли. Портрет Элиаса Эшмола. 1683. Фото: © Ashmolean Museum, University of Oxford
Томас Райли. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Элиаса Эшмола. 1683. Фото: © Ashmolean Museum, University of Oxford
В багетной мастерской трудились столяры, плотники, резчики и позолотчики. Как и сегодня, мастерские не только производили саму раму, но и оказывали сопутствующие услуги — выезжали на замеры, давали советы по стилистике оформления той или иной работы, помогали подобрать узор багета, выполняли эскизы и даже планировали общее оформление помещений, где выставлялись картины.
Интерьер дворца Шенбрунн — резиденции австрийских монархов. Источник.
Интерьер дворца Шенбрунн — резиденции австрийских монархов. Источник.
С течением времен трудоемкую резьбу по дереву стали заменять новые виды декорирования. Средний класс богател и вслед за аристократией стал украшать свои дома картинами. Рам требовалось все больше, они стали проще в изготовлении, а технический прогресс помог багетчикам решить вопросы изготовления украшений. Простые деревянные профили украшались гипсовыми отливками, деталями из композитных материалов.
Еще позже техники запрессовки пластических масс в формы позволяли сделать украшения для рам весьма тонкими и изысканными, а также неоднократно повторить узор — потребность в резчиках по дереву постепенно отпала. Менялись и методы крепления частей рамы. От старинного способа соединения фигурной, плотно подогнанной вставкой перешли к соединению «на шип», а сегодня это чаще всего скобы.
Детали рам XVII—XVIII вв. Фото: ​​Paul Mitchell Ltd
Детали рам XVII—XVIII вв. Фото: ​​Paul Mitchell Ltd
Не всех художников устраивал такой подход — они видели свои картины в разнообразном обрамлении. Некоторые мастера заказывали для своих картин отдельные рамы у резчиков по дереву, другие — как например, Эдгар Дега — сами создавали эскизы профилей багета. Но прогресс был неумолим, и вскоре багетные мастерские стали местом, где рамы не изготавливали «с нуля», но собирали из имеющихся в наличии багетных планок. Соответственно, появились и фабрики, которые стали специализироваться на изготовлении багета.
Современный ассортимент деревянного багета традиционно сформирован европейскими фабриками — в первую очередь, итальянскими, испанскими и французскими. Производят багет
Теме обрамления произведения искусства всегда уделяли большое внимание мастера и владельцы работ. Перефразируя пословицу, скажем так: как вы раму подберете – так картина «запоет». Или же ее послание будет заглушаться слишком вычурным или недостаточно выразительным обрамлением. Рассказываем об истории и эволюции вопроса, представляя иллюстрированный экскурс с комментариями специалиста. Читать дальше
также в Англии и Чехии, алюминиевый профиль привозят преимущественно из Германии. Простые профили завозят из Китая, в ряде стран работают собственные производства, покрывающие потребность в недорогой продукции.
Работа 1997 года художницы Xenia Hausner в венской галерее Альбертина: масштабная работа, довольно п
Работа 1997 года художницы Xenia Hausner в венской галерее Альбертина: масштабная работа, довольно простое обрамление (она размещена рядом с картиной кисти Люсьена Фрейда).
Работы в музейном или домашнем пространстве могут диктовать одинаковые требования к багету. Для того, чтобы багет
Теме обрамления произведения искусства всегда уделяли большое внимание мастера и владельцы работ. Перефразируя пословицу, скажем так: как вы раму подберете – так картина «запоет». Или же ее послание будет заглушаться слишком вычурным или недостаточно выразительным обрамлением. Рассказываем об истории и эволюции вопроса, представляя иллюстрированный экскурс с комментариями специалиста. Читать дальше
получился прочным и его не «вело» при длительной эксплуатации, древесину обязательно хорошо просушивают и контролируют ее влажность на протяжении всего технологического процесса. Компьютер измеряет ширину и толщину каждой доски, эта информация попадает в настройки рубанка, который доводит параметры доски до необходимого размера с соблюдением идеальных прямых углов. Полученный брусок проверяется на дефектность — скрытые и явные сучки, трещины, — которые удаляются. Бруски профилируются по торцу, на них наносится клей, и под давлением они превращаются в длинные деревянные заготовки без внутреннего брака. Затем их режут согласно нужной длине будущего багета, а потом пилой разрезают на планки нужной ширины. И в конце формовочная машина с фигурными лезвиями придает поверхности планки нужный профиль.
Рельефные ролики, с помощью которых формируются пластиковые узорчатые багетные накладки, имитирующие
Рельефные ролики, с помощью которых формируются пластиковые узорчатые багетные накладки, имитирующие резьбу. Источник фото
Полученный багет
Теме обрамления произведения искусства всегда уделяли большое внимание мастера и владельцы работ. Перефразируя пословицу, скажем так: как вы раму подберете – так картина «запоет». Или же ее послание будет заглушаться слишком вычурным или недостаточно выразительным обрамлением. Рассказываем об истории и эволюции вопроса, представляя иллюстрированный экскурс с комментариями специалиста. Читать дальше
шлифуется и, в зависимости от модели, покрывается краской или фигурными полосами из пластмассы, на которой с помощью давления узорным роликом формируется декоративный рисунок. Если в модели багета предусмотрены золотые полосы, эта операция производится на специальном станке, где краска переносится давлением со специальной подложки. Далее следует сушка и финальное покрытие лаком или краской. Некоторые модели багета доводятся до нужного вида вручную — покрываются листками сусального золота, патинируются или декорируются с помощью техники «сухая кисть». Длина готового багета, как правило, составляет 3 метра.
Источник фото: FamaArt
Источник фото: FamaArt
Источник фото: FamaArt
Источник фото: FamaArt
Источник фото: FamaArt
Как и в старые добрые времена, сегодняшние европейские компании, занимающиеся изготовлением багета — преимущественно семейные предприятия. Итальянские производители представлены наиболее широко и всех их можно найти на международной выставке FamaArt, которая раз в два года проходит в Болонье. Среди экспонентов — компании со всего мира, представляющие производство специальных деревообрабатывающих станков и клеевых материалов, поставщики древесины и пластмасс, паспарту и зеркал, а также красок, кистей, холстов.
Оборудование для резки багета под углом. Источник фото: FamaArt
Оборудование для резки багета под углом. Источник фото: FamaArt
Нынешняя роль работников багетной мастерской далеко не ограничивается функциями «сборщиков конструкторов» из готовых деталей. В рамы заключают не только картины, а и вышивку, батик
Батик (от индонез. вatic – капля воска) – нанесение изображения на ткань вручную с закреплением границ отдельных цветов специальными составами (парафин, лаки, резиновый клей). Эти составы называются резервирующими. Для этой техники используют хлопок, шелк, синтетику и шерсть, на которых хорошо держится краска. В зависимости от способа закрепления рисунка выделяют узелковый, горячий, холодный батик и свободную роспись.
Читать дальше
, карты, фотографии, мозаику, размер которых далеко не всегда соответствуют стандартным. Подбор материалов от профиля багета до паспарту, дизайнерское решение (в крупных мастерских работает специалист — дизайнер), технические тонкости (крепления при различных способах развески картин)… Мастера имеют дело с деревом, пластиком, стеклом, а мастерская технически оснащена разнообразным оборудованием.
Жан Даньян-Бувре. «Юная акварелистка в Лувре»
Жан Даньян-Бувре. «Юная акварелистка в Лувре»
Рекомендуемые работы
Сергей Борисович Кривоногов. Горячий день в Испании. Консуэгра.
Горячий день в Испании. Консуэгра.
2021, 30×30 см
$159
Копия
$53
Цифровая копия
Копии
$53
Цифровая копия
Андрей Викторович Максимов. "На теплых камнях"
  • Реклама
"На теплых камнях"
2022, 130×140 см
$20 000
Оригинал
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$348
Оригинал
Андрей Люмес. Баня
  • Реклама
Баня
2022, 60×50 см
$119
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
  • Реклама
"Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
2021, 140×160 см
$20 000
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
  • Реклама
Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
2023, 30×30 см
$248
Копия
€75
Цифровая копия
Копии
€75
Цифровая копия
Татьяна Кравченко. Русалка
  • Реклама
Русалка
50×70 см
$119
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
  • Реклама
"ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
130×130 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "В радуге"
  • Реклама
"В радуге"
2023, 120×210 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. Перетекание
  • Реклама
Перетекание
150×120 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Меж двух дорог"
  • Реклама
"Меж двух дорог"
150×180 см
$20 000
Оригинал
Дарья Мотовилова. Вятская Джоконда
  • Реклама
Вятская Джоконда
2024, 80×60 см
$348
Оригинал
По мнению художественных дилеров, сегодняшние покупатели предпочитают видеть предлагаемую к продаже картину уже обрамленной в раму — так можно сразу представить произведение в том или ином интерьере. Возможно, позже раму сменят для большего соответствия окружающему пространству.
Когда картина и рама верно подобраны, их союз радует глаз, подчеркивая основную идею произведения искусства.

Материал подготовлен в партнерстве с багетной мастерской «Багетика».

Титульная иллюстрация: Гуннар Фредрик Берндтсон. «В багетной мастерской».