войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Резцовая гравюра

Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
на металле относится к группе техник глубокой печати.
Резцовая гравюра
Описание техники резцовой гравюры на металле. Металлическая (медная, бронзовая, цинковая, стальная) пластина сначала полируется, затем гравёр наносит на её поверхность рисунок с помощью штихеля — стального острого резца с треугольным, квадратным или ромбовидным наконечником, вставленного в круглую деревянную ручку. Толщина линий зависит от размеров резца, а глубина — от давления, которое оказывает на него мастер. Создание изгибов требует как силы, так и координации со стороны печатника.

Мастер игральных карт, «Королева цветов» (1435−40). Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Чернила на готовый

Мастер игральных карт, «Королева цветов» (1435−40). Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Чернила на готовый рисунок наносятся тканевым шариком, картонным язычком или аналогичным приспособлением. Излишек краски удаляется с помощью того же материала. Пластину дополнительно очищают тарлатаном — жёстко накрахмаленной марлей или кисеёй. Иногда гравёр может оставить на матрице тонкий слой чернил для создания тона.

После того, как пластина вытерта, её помещают в роликовый пресс рисунком вверх, накрывают влажным листом бумаги и покрывалом из войлока (сукна или фетра), которое смягчит давление катка на металл.

Нюансы резцовой гравюры на металле. Работа резцом — нелёгкая задача, требующая большой сноровки. Исправить ошибку может только опытный мастер, который точно выверенными ударами по обратной стороне пластины вытолкнет металл назад, а затем сгладит это место с помощью скребка и шпателя-гладилки. Гравёр удерживает штихель, уперев деревянную ручку в ладонь, и сжимая стержень большим и средним пальцами. Металлическая пластина кладётся на мешочек с песком или подушку, что облегчает манипулирование ею, особенно если необходимо провести изогнутую линию.

Чтобы добавить объёма плоскостной композиции, гравёр создаёт штриховку из линий и точек. Чем теснее они друг к другу, тем плотнее будет тёмная область на оттиске. При этом стоит следить, чтобы штрихи не располагались слишком близко, иначе чернила растекутся между ними.
Интересные факты о резцовой гравюре на металле. Из-за высокого уровня детализации, которую может сделать гравёр, подделка гравированных рисунков практически невозможна. Поэтому с помощью этой техники изготавливаются матрицы для печати денег, чеков, облигаций и других ценных бумаг. Например, в Бюро гравировки и печати США над одной пластиной работают несколько мастеров, что сводит практически к нулю попытки повторить всю гравировку.
Рекомендуемые работы
Никита Волошин. Дыня и грейпфрут
Дыня и грейпфрут
06.09.2023, 40×50×2 см
Ганс Хайнер Бор. ЧИСТЯЩЕЕ СРЕДСТВО
  • Реклама
ЧИСТЯЩЕЕ СРЕДСТВО
2024, 160×125 см
€10
Цифровая копия
Андрей Люмес. Баня
  • Реклама
Баня
2022, 60×50 см
$117
Оригинал
Татьяна Кравченко. Русалка
  • Реклама
Русалка
50×70 см
$117
Оригинал
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$341
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
  • Реклама
Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
2023, 30×30 см
$244
Копия
€75
Цифровая копия
Копии
€75
Цифровая копия
Яркие примеры резцовой гравюры на металле. Первый и самый длительный расцвет этой техники пришёлся примерно на 1470 — 1530 годы, когда к ней прибегали такие художники, как Мартин Шонгауэр, Альбрехт Дюрер и Лукас ван Лейден. А одной из самых виртуозных гравюр в мире считается «Плат Вероники» (1649) француза Клода Меллана. Он вырезал портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Христа одной, казалось бы, непрерывной спиральной линией, которая начинается с кончика носа Иисуса. Меняя давление на штихель, мастер добивался чередования тонких и жирных участков, формирующих образ.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме