Регистрация
Анонимный опрос от Артхива. Помогите нам сделать проект лучше

Монотипия

Мне нравится1 
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» — «один» — в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей).
Описание техники монотипии. Процесс создания монотипии довольно прост и зачастую не требует использования печатного станка. Благодаря этому, технику (наряду с линогравюрой) предпочитают новички. Для изготовления формы, как правило, берут металлическую пластину, лист пластика, оргстекла или обычного стекла. Подойдёт также любой другой гладкий фрагмент неабсорбирующего материала, например, грунтованный картон.

Нанести изображение на поверхность можно множеством способов и материалов. Чаще всего художники выбирают масляные или любые другие небыстро сохнущие краски. Инструменты также могут варьироваться от кистей разной ширины и жёсткости до тампонов, губок, кусочков пластика и так далее. Профессионалы не рекомендуют наносить краску густыми мазками — под прессом она расползётся в бесформенное пятно.
Уильям Меррит Чейз. Автопортрет

Уильям Меррит Чейз, «Автопортрет» (1915). Фонд американского искусства Терра, Чикаго

Рисунок можно также создать, полностью закрасив пластину, а затем удалив краску в отдельных местах. Белила в монотипии, как правило, не применяются — чтобы получить белый участок, достаточно стереть чернила в нужном месте.

Когда рисунок готов, на него кладут лист бумаги. Если используется печатный станок, бумагу можно увлажнить, а сверху накрыть куском сукна, фетра или другой плотной ткани. После этого пластина пропускается через пресс при небольшом давлении. Отпечаток можно получить и просто прижимая бумагу к форме рукой, предварительно накрыв фрагментом пластика или оргстекла.

Нюансы монотипии. Этот метод подразумевает получение лишь одного отпечатка. Тем не менее, иногда есть возможность сделать дополнительные оттиски. Они называются «призраками», сильно отличаются от оригинала, считаются второстепенными и ценятся низко.

Монотипии могут создаваться без предварительных эскизов, путём спонтанного нанесения цветовых пятен на форму (что объясняет популярность этой техники у психологов). Ошибку в рисунке можно исправить, просто стерев неудачный фрагмент тряпкой или тампоном и переписав по-новому. Стоит также помнить, что отпечаток будет зеркальным отображением рисунка на пластине.
Типичный «призрак»: второй отпечаток с монотипии Эдгара Дега (ок. 1880 — 1883)
Интересные факты о монотипии. Считается, что эту технику изобрёл в середине 1640-х годов итальянский художник XVII века Джованни Бенедетто Кастильоне. Однако, по другим сведениям, лавры первенства принадлежат фламандцу Антонису Салларту, который на несколько лет опередил своего коллегу. Они по-разному наносили рисунок на форму. Кастильоне предпочитал закрашивать поверхность, а затем вытирать чернила, создавая белые и серые линии, а Салларт аккуратно наносил штрихи на пластину. Часто он вручную добавлял белые блики на готовые оттиски.
Яркие примеры монотипии. Этой техникой активно пользовался на рубеже XVIII и XIX века английский художник и писатель Уильям Блейк (1757 — 1827). Он рисовал на доске яичной темперой или акварелью, а затем дорабатывал каждый отпечаток вручную. После него мало кто использовал эту технику, пока с ней не начали экспериментировать Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Поль Гоген и Пауль Клее. В XX веке монотипия стала более популярной. Примером тому могут служить яркие оттиски, созданные в начале столетия Елизаветой Кругликовой, а в 1960-х годах — Марком Шагалом.
Главная иллюстрация: Эдгар Дега. Пейзаж. 1892
Мне нравится1 
 Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.