войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Фредерик
Базиль

Франция • 1841−1870
Фредерик Базиль (6 декабря 1841 – 28 ноября 1870) даже не подозревал, что его будут называть одним из предвестников и даже основателей импрессионизма. Это слово - импрессионизм - впервые прозвучит на выставке в мастерской фотографа Надара четыре года спустя после смерти подающего надежды художника, дружившего с Моне и Ренуаром. Он прожил всего лишь 28 лет.

Ребенок из благополучной протестантской семьи обеспеченного винодела из Монпелье, Фредерик получил хорошее образование. С детства он не знал, что такое нужда, и за свою короткую жизнь так и не узнал, собственно. В 18 лет Базиль поступил на медицинский факультет. Но больше всего он любил походы в Художественный музей Фабра. А в гостях у соседа любовался картинами Делакруа и Курбе. И всё определеннее понимал, что призвание его лежит отнюдь не в медицинской сфере.

Из Монпелье в Париж Базиля отправили вовсе не азы живописи постигать, а продолжать учиться медицине. В медицинскую школу он действительно поступил, исключительно чтобы родителей не расстраивать. А чтобы себя радовать – параллельно записался в живописную мастерскую Шарля Глейра. Там собралась отличная компания! Сегодня сложно в это поверить, но из четверых друзей – Моне, Ренуар, Сислей и Базиль – только Базиль не страдал от безденежья. Родители его снабжали средствами, чтобы он мог в спокойствии, не отвлекаясь на заботы о хлебе насущном, обучаться медицинским премудростям. Фредерик щедро делился с друзьями – и хлебом, и кровом, и деньгами. Широко известна история о том, что он приобрел у Моне картину аж за 2500 франков – огромные по тем временам деньги. Это сегодня любой галерист сгрыз бы собственную руку, чтобы совершить такую выгодную сделку, а тогда Базиль просто хотел поддержать друга. Сумму эту он разбил на составляющие и выплачивал ежемесячно по 50 франков, которые здорово помогали Клоду Моне удержаться на плаву.

Нрав Базиля Эмиль Золя описал так: «Действительно очень красивый юноша, аристократичный, надменный, ужасный в гневе, а обычно очень добрый и милый». Примечательно, что Базиль поначалу ужасно не понравился Ренуару. Аристократизм Фредерика простолюдину Ренуару был противен, и он счел Базиля выскочкой, которому небось «лакей туфли разнашивает». Это не помешало им, присмотревшись друг к другу, впоследствии стать друзьями.

В 1864 году экзамены в медицинской академии Базиль провалил, что стало вполне естественным следствием более чем прохладного отношения к учебе. Пришлось признаться родителям, что он давно и всерьез занят совсем другим делом. Те не пришли в восторг, но смирились с его выбором, довольствия не лишили, дверь дома не закрыли. Достаточно благополучная история, в общем, не всем так везло. Поэтому и в дальнейшем он смело обсуждал с родителями как надежды, так и опасения. Фредерик Базиль снял свою первую мастерскую на улице Фюрстенберг, 6. Моне, Ренуар, Сислей в разные годы пользовались гостеприимством Базиля, жили у него и принимали прочие дары от его щедрот.

Базиль любил работать на пленэре. Любимым сюжетом его было изображение человека на фоне природы. Конечно, он не был импрессионистом, никто тогда не был импрессионистом, но интерес к свету и цвету, умелая работа с палитрой, яркие, насыщенные солнцем краски – это всё присутствовало в его работах. Причем он был ценителем не влажных переливов мягкого цвета, его стихия – яркий, даже резкий солнечный свет, это не рассвет и не закат, солнце Базиля в зените (1, 2

Новатор в поисках формы, чутко слышащий современные тенденции, по сути он оставался традиционным художником. Его изображения – не мимолетные впечатления, напротив, Базиль сам говорил, что хочет «вернуть каждой вещи ее вес и объем, а не только изобразить видимость вещей».

Впервые свои работы на официальный Салон Базиль отправил в 1866 году. В письме родителям он откровенно рассказывал, что очень волнуется, мечтает, чтобы его картины приняли, сомневается в этом… Действительно, приняли тогда лишь «Натюрморт с рыбой». На Салон Базиль отправлял свои работы ежегодно, и их, как правило, принимали, но очень и очень выборочно. К примеру, в 1870 году молодой художник был совершенно счастлив тем, что его «Купальщики» не просто приняты, но и висят на видном месте, привлекают внимание. «…правда говорят больше плохое, чем хорошее», – смеялся художник. Но безмерно радовался тому, что равнодушной его работа никого не оставляет. «С этого момента, что бы я ни представил, я не останусь без внимания», – так он думал. Но в августе записался добровольцем в полк зуавов, а 28 ноября, за неделю до своего 29-го дня рождения, погиб в бою, навсегда оставшись молодым художником. Искусствовед Вальдемар Янушчак в своем фильме об импрессионизме говорит, что, вполне возможно, самым главным и успешным импрессионистом стал бы Базиль. Если бы не Франко-прусская война.

Автор: Алена Эсаулова
Перейти к биографии