Коллаграфия — относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов — тканей, пластика, песка, растений и так далее — на деревянную или картонную основу с помощью различных паст.
Описание техники коллаграфии. Художник выбирает текстуры из которых он собирается сделать оттиск — пористые или однородные, искусственные или природные — и наклеивает фрагменты на поверхности печатной формы. В качестве подручных материалов применяются минералы, песок, нарезанный гофрированный или тиснёный картон, наждачная бумага, ткани и кружева, волокнистые поверхности, листья, трава, проволока, фольга и прочее. При этом стоит учесть, что высота рельефа не должна превышать примерно половины сантиметра, иначе есть риск порвать бумагу во время печати.
На видео ниже: австралийский художник Джет Джеймс демонстрирует процесс создания портрета в технике коллаграфии. Источник: jetjames. shop
Печатную форму можно сделать также с помощью паст (например, из клея ПВА и мела) или акриловой краски. В этом случае на поверхности пасты можно рисовать зубочистками, палочками или кистями, а пластичная краска позволяет проводить линии или делать пятна желаемой формы.
Наносить чернила на печатную форму можно несколькими способами. Можно покрыть краской только выступающие фрагменты с помощью валика или тампона, как при высокой печати. А можно закрасить всю пластину, после чего убрать излишки с рельефа, оставив чернила только между объектами, как при глубокой печати. Эти способы можно комбинировать. Для получения оттиска можно прогнать матрицу и бумагу через печатный станок, а можно прижать рукой или подручными инструментами.
Наносить чернила на печатную форму можно несколькими способами. Можно покрыть краской только выступающие фрагменты с помощью валика или тампона, как при высокой печати. А можно закрасить всю пластину, после чего убрать излишки с рельефа, оставив чернила только между объектами, как при глубокой печати. Эти способы можно комбинировать. Для получения оттиска можно прогнать матрицу и бумагу через печатный станок, а можно прижать рукой или подручными инструментами.
Нюансы коллаграфии. В отличие от линогравюры и ксилографии, которые, как правило, подчеркивают жирные линии и формы, коллаграфия даёт больше возможностей для передачи сложных текстур и тонких черт. Формы из пористых материалов оставляют на отпечатке насыщенный тон, а на твёрдые поверхности можно дополнительно текстурировать наждачной бумагой или нанести рисунок сухой иглой.
При этом у коллаграфии есть ряд «больных мест»: печатные формы быстро ветшают, оттиски при печати выходят разными, а из-за ярко выраженного рельефа возрастает расход чернил.
При этом у коллаграфии есть ряд «больных мест»: печатные формы быстро ветшают, оттиски при печати выходят разными, а из-за ярко выраженного рельефа возрастает расход чернил.
Джет Джеймс, «Духовный дождь» (2014). Источник: saatchiart.com
Интересные факты о коллаграфии. Разработку техники коллаграфии приписывают американскому гравёру и уважаемому преподавателю Глену Альпсу (1914 — 1996). Однако, хотя он и популяризировал этот вид искусства, а также придумал сам термин «коллаграфия», первичные формы коллажа применяли ещё художники в XIX и начале XX века.
Яркие примеры коллаграфии. Первым отпечатком в этой технике, который был выставлен на общенациональном уровне в США, стала работа Глена Альпса «Три цыплёнка. Коллаграфия № 12». Она демонстрировалась на ежегодной Национальной выставке печати в Бруклинском музее в 1958 году.