войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Коллаграфия

Коллаграфия — относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов — тканей, пластика, песка, растений и так далее — на деревянную или картонную основу с помощью различных паст.
Коллаграфия
Описание техники коллаграфии. Художник выбирает текстуры из которых он собирается сделать оттиск — пористые или однородные, искусственные или природные — и наклеивает фрагменты на поверхности печатной формы. В качестве подручных материалов применяются минералы, песок, нарезанный гофрированный или тиснёный картон, наждачная бумага, ткани и кружева, волокнистые поверхности, листья, трава, проволока, фольга и прочее. При этом стоит учесть, что высота рельефа не должна превышать примерно половины сантиметра, иначе есть риск порвать бумагу во время печати.

На видео ниже: австралийский художник Джет Джеймс демонстрирует процесс создания портрета в технике коллаграфии. Источник: jetjames. shop
Печатную форму можно сделать также с помощью паст (например, из клея ПВА и мела) или акриловой краски. В этом случае на поверхности пасты можно рисовать зубочистками, палочками или кистями, а пластичная краска позволяет проводить линии или делать пятна желаемой формы.

Наносить чернила на печатную форму можно несколькими способами. Можно покрыть краской только выступающие фрагменты с помощью валика или тампона, как при высокой печати. А можно закрасить всю пластину, после чего убрать излишки с рельефа, оставив чернила только между объектами, как при глубокой печати. Эти способы можно комбинировать. Для получения оттиска можно прогнать матрицу и бумагу через печатный станок, а можно прижать рукой или подручными инструментами.
Рекомендуемые работы
Людмила Качур. Натюрморт в синих тонах
Натюрморт в синих тонах
28×34 см
$272
Оригинал
Андрей Люмес. Морозко
  • Реклама
Морозко
2017, 50×60 см
$243
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Санкт-Петербург. Казанский собор
  • Реклама
Санкт-Петербург. Казанский собор
30×21 см
$631
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Улицы солнечной Тускании. Италия
  • Реклама
Улицы солнечной Тускании. Италия
2019, 30×24 см
$388
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Собор Святого Петра
  • Реклама
Рим. Собор Святого Петра
2019, 24×30 см
$311
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Готовая работа
Готовая работа
Напыление карборунда (карбида кремния) на трафарет
Напыление карборунда (карбида кремния) на трафарет
Трафаретная печать – это процесс воспроизведения изображений и надписей, при котором чернила проходят через сетчатую форму на печатную поверхность. На форме создаётся трафарет – области, непроницаемые для печатной краски. Краска, которая проходит через сетку, формирует печатное изображение. Читать дальше
Нанесение клея на выступающие части
Нанесение клея на выступающие части
Печатная форма, покрытая шеллаком
Печатная форма, покрытая шеллаком
Печатная форма, покрытая чернилами
Печатная форма, покрытая чернилами
Печатная форма, покрытая чёрными, синими и коричневыми чернилами 
Печатная форма, покрытая чёрными, синими и коричневыми чернилами 
Ключевые примеры создания оттиска в технике коллаграфии на примере работы британской художницы Сью Браун
Нюансы коллаграфии. В отличие от линогравюры и ксилографии, которые, как правило, подчеркивают жирные линии и формы, коллаграфия даёт больше возможностей для передачи сложных текстур и тонких черт. Формы из пористых материалов оставляют на отпечатке насыщенный тон, а на твёрдые поверхности можно дополнительно текстурировать наждачной бумагой или нанести рисунок сухой иглой.

При этом у коллаграфии есть ряд «больных мест»: печатные формы быстро ветшают, оттиски при печати выходят разными, а из-за ярко выраженного рельефа возрастает расход чернил.
Джет Джеймс, «Духовный дождь» (2014). Источник: saatchiart.com
Джет Джеймс, «Духовный дождь» (2014). Источник: saatchiart.com
Интересные факты о коллаграфии. Разработку техники коллаграфии приписывают американскому гравёру и уважаемому преподавателю Глену Альпсу (1914 — 1996). Однако, хотя он и популяризировал этот вид искусства, а также придумал сам термин «коллаграфия», первичные формы коллажа применяли ещё художники в XIX и начале XX века.
Рекомендуемые выставки и показы
Глен Альпс. Три цыплёнка. Коллаграфия №12
Глен Альпс. Коллаграфия №1
Сьюзи Маккензи, «Наводнение в горной долине, Килеарнан» (2014). Источник: mackenziefineart.co.uk
Сьюзи Маккензи, «Наводнение в горной долине, Килеарнан» (2014). Источник: mackenziefineart.co.uk
Сью Браун, коллаграфия, выполненная с помощью гуммиарабика. Источник: suebrownprintmaker.blogspot.co
Сью Браун, коллаграфия, выполненная с помощью гуммиарабика. Источник: suebrownprintmaker.blogspot.com
Джет Джеймс, «Голова» (2014). Источник: hhhhappy.com
Джет Джеймс, «Голова» (2014). Источник: hhhhappy.com
Яркие примеры коллаграфии. Первым отпечатком в этой технике, который был выставлен на общенациональном уровне в США, стала работа Глена Альпса «Три цыплёнка. Коллаграфия № 12». Она демонстрировалась на ежегодной Национальной выставке печати в Бруклинском музее в 1958 году.