Представляем первый выпуск нашего «арт-путеводителя» для детей: если вы желаете, чтобы ваш ребенок был подкован в культурной сфере — предлагаем начать с малого. Дети часто видят эти изображения, и мы предлагаем узнать побольше о популярных источниках «мемов». Шедевры расположены в хронологическом порядке, о каждой картине мы сообщаем по одному любопытному факту. Продолжение следует: новые выпуски рубрики мы составим вместе с вами.
Обратите внимание: «клик» на изображении открывает картину в полном размере, а под картинкой вы найдете полное описание каждой работы этой арт-подборки.
1. Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини» (1434)
Портрет четы Арнольфини
1434, 82×60 см
Это одна из самых загадочных картин в мировой живописи. Полагают, что на картине изображен итальянский торговец Джованни ди Николао Арнольфини и его супруга в их доме в Брюгге. А вот дальше начинаются загадки. Почему супруги разуты (их снятая обувь присутствует на полотне)? Почему над мужчиной горит свеча в люстре, а над женщиной — нет? Неужто так художник дает понять, что к моменту завершения картины жены Арнольфини уже не было на свете, и эта картина была заказана в память о ней? И обратите внимание на зеркало. Там видим не только отражение супругов. Что за фигуры? Свидетели? «Похоже, один из них — сам живописец, судя по изящной надписью между зеркалом и люстрой: «Johannes van eyck fuit hic» или «Ян ван Эйк был здесь». И это еще не все тайны культового полотна — искусствоведы вряд ли в ближайшее время придут к единому мнению по поводу этой работы.
2. Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры» (1482-1486)
Рождение Венеры
1486, 172.5×278.5 см
Рожденная из морской пены античная богиня любви — Венера — прибывает на остров Крит. Боттичелли написал картину на основе мифа, а со временем и его работа обросла мифами. Так, в некоторых исторических документах значится, как 7 февраля 1497 года доминиканский монах Джироламо Савонарола сподвиг христиан во Флоренции разжечь огромный костер, чтобы уничтожить «безделушки», не способствующие укреплению христианской веры. Якобы и Сандро Боттичелли был одним из участников церемонии (последователей идей монаха его же современники называли «плаксами»), и вроде бы он лично бросил в огонь несколько своих полотен на мифологические темы. Но пламя костра пощадило «Рождение Венеры».
3. Леонардо Да Винчи, «Тайная вечеря» (1495-1498)
Тайная вечеря
1498, 460×880 см
Художнику заказали создать фреску в соборе, но обожающий эксперименты Да Винчи предпочел пойти иным путем. Он не стал писать по мокрой штукатурке, как того требовала техника создания фресок, а изобрел свой метод, покрыв каменную стену слоем из смолы, гипса и мастики. Увы, эксперимент оказался неудачным. В результате религиозный сюжет — общение Христа с учениками накануне распятия — со временем стал настоящим бичом для реставраторов. На сегодня работа Леонардо да Винчи содержит примерно 20 процентов от оригинала.
4. Микеланджело Буонарроти, «Сотворение Адама» (1511-1512)
Сотворение Адама
1511, 570×280 см
Действие на фреске замерло за секунду до начала библейской истории — сотворения Всевышним человека. В Библии сказано, что Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Но у Микеланджело, как утверждают исследователи, было собственное видение: на его фреске мы видим сотворение не просто человека, а homo sapiens («человека разумного»). Ведь Адам уже явно способен и дышать, и двигаться, но еще является незавершенным творением. Чего же ему не хватает? Профессор Темпльского университета США Марша Холл отвечает на этот вопрос: «С точки зрения итальянского Ренессанса, наделение человека способностью мыслить означало быть созданным по образу и подобию Бога». Некоторые исследователи считают, что здесь Микеланджело изобразил Творца как источник разума буквально: в виде мозга. Посмотрите на него «в компании» окружающих объектов — все вместе действительно похоже на анатомическое изображение содержимого нашей черепной коробки!
5. Рафаэль Санти, «Сикстинская мадонна» (1513)
Сикстинская Мадонна
1513, 269.5×201 см
На полотне Рафаэль изобразил явление Девы Марии с младенцем Христом на руках святому Сиксту. Картину заказал художнику римский папа Юлий II. Живописец вписал в полотно много деталей, важных для собственного мировоззрения. Рафаэль был гностиком: стронники этого религиозного течения считали, что они обладают особыми знания о Боге и об устройстве мира. И они, в частности, очень ценили число «шесть». Исследователи отмечают значимость этого числа для картины. Ее композицию составляют шесть фигур, а на правой руке святого Сикста будто бы шесть пальцев (правда, если внимательно всмотреться, то «шестой палец» — это, скорее, внутренняя сторона ладони).
6. Питер Брейгель-старший, «Охотники на снегу» (1565)
Охотники на снегу. Цикл "Времена года", январь
1565, 117×162 см
С этой, безусловно, великолепной картиной связана еще и финансовая история. Тогдашний бизнесмен Йонгелинк, почитавший искусство Брейгеля, заказал художнику цикл из шести картин, изображавших времена года («Охотники на снегу» — одна из них). Брейгель еще не завершил работу, а у Йонгелинка начались финансовые трудности. Чтобы занять деньги из городской казны, предприниматель заложил еще ненаписанные картины мастера — точнее, документ, подтверждающий права на них. В результате сразу после написания работы Брейгеля попали в хранилище казначейства. Сам художник больше их не увидел.
7. Рембрандт Харменс ван Рейн, «Ночной дозор» (1642)
«Ночной дозор, или Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» — таково полное название картины. И она — одна из самых многострадальных в истории искусств. Во-первых, слой сажи изменил изначальный колорит «Ночного дозора»: сцена происходит белым днем, так что свое «темное» название работа получила по недоразумению. Во-вторых, полотно было урезано по горизонтали и вертикали. В-третьих, страдало от неумелых реставраций, а в 1990-м году душевнобольной посетитель Рейксмузеума плеснул на картину кислотой. При этом «Ночной дозор» остается шедевром и даже объектом паломничества.
8. Диего Веласкес, «Менины» (1656)
Менины
1656, 318×276 см
«Фрейлины» — так переводится название картины Веласкеса. На полотне, изображающем момент написания портрета королевской четы (монаршие супруги отображаются в зеркале на заднем плане) и повседневную жизнь инфанты Маргариты и ее фрейлин, Веласкес запечатлел и себя самого с палитрой в руках. На груди художника можно разглядеть орден Святого Яго — высшую государственную награду Испании тех времен. Художник был удостоен ордена в самом конце жизни. По приказу короля Филиппа IV уже другой живописец дорисовал награду на груди Веласкеса на «Менинах».
9. Ян Вермеер, «Девушка с жемчужной сережкой» (1665)
Девушка с жемчужной серёжкой
1665, 44.5×39 см
Голландский живописец Ян Вермеер не давал названий своим полотнам. «Девушкой с жемчужной сережкой» картину нарекли значительно позднее, и тут же начались споры, можно ли украшение считать жемчужиной? Большинство исследователей склоняются к тому, что в ухе натурщицы сережка из венецианского стекла, а сам портрет
в большей мере плод воображения живописца.
10. Карл Брюллов, «Последний день Помпеи» (1830-е)
Последний день Помпеи
1830-е
, 465.5×651 см
Брюллов написал «Последний день Помпеи» всего за 11 месяцев, но на подготовку к работе (эскизы, наброски) ушло целых шесть лет. Одновременно величественное и ужасающее полотно, рассказывающее о гибели города Помпеи от извержения вулкана Везувий, хранит в себе и портрет самого художника. В левой части картины, под ящиком с кистями и красками, Брюллов изобразил себя.
11. Кацусика Хокусай, «Большая волна в Канагаве» (1832)
Большая волна в Канагаве
1832, 25.7×37.9 см
Гравюра
на дереве японского художника Кацусики Хокусая является первым произведением из серии «Тридцать шесть видов Фудзи». Гора Фудзи виднеется вдалеке и является фоном к основному действию на картине. Работа выполнена в стилистике укиё-э и считается самым знаменитым и популярным произведений японского изобразительного искусства за пределами самой Японии.
12. Джеймс Уистлер, «Аранжировка в сером и черном №1. Мать художника» (1871)
Аранжировка в сером и черном №1. Мать художника
1871, 144.3×162.5 см
Один из самых известных и цитируемых портретов в мире. А между тем критики в Британии, куда из родного Массачусетса перебрался американец Уистлер, поначалу холодно приняли новую работу художника. Зато позднее во Франции ее встречали овациями. А в США в 1938 году установили бронзовую статую высотой 2,5 метра в честь Анны Уистлер — матери художника, изображенной на портрете.
13. Клод Моне, «Впечатление. Восходящее солнце» (1872)
Впечатление. Восход солнца
1872, 48×63 см
Составитель списка картин Клода Моне пожаловался, что художник дает своим работам слишком однообразные названия. Моне призадумался и эту картину назвал «l'impression» («Впечатление» — в переводе с французского). Позже эта картина дала имя целому явлению в мировой живописи — импрессионизму. Правда, поначалу слово «импрессионист» имело своей целью оскорбить живописцев. В Париже 25 апреля 1874 года вышла газета «Шаривари», где критик Луи Леруа обозвал молодых художников «импрессионистами», желая подчеркнуть, что рисовать они не умеют.
14. Пьер Огюст Ренуар, «Завтрак гребцов» (1881)
Завтрак гребцов
1881, 129.5×172.7 см
Ресторанчик «Мезон Фурнез», чью террасу запечатлел Ренуар, был излюбленным местом встреч молодых художников и писателей того времени. В «Завтраке гребцов» живописец изобразил своих друзей и знакомых: девушка, играющая с собачкой — это Алин Шариго, будущая жена художника; коллекционер Гюстав Кайботт в соломенной шляпе курит, сидя на стуле; актриса и модель Жанна Самари поправляет шляпку и беседует с искусствоведом Шарлем Эфрусси.
Сегодня ресторан «Мезон Фурнез» выглядит точно так же, как во времена художника, а терраса называется в его честь — «Ренуар».
Сегодня ресторан «Мезон Фурнез» выглядит точно так же, как во времена художника, а терраса называется в его честь — «Ренуар».
15. Винсент Ван Гог, «Звездная ночь» (1889)
Звездная ночь
Июнь 1889, 73.1×92.1 см
Одна из самых популярных картин в мире. Полотно написано в характерной для Ван Гога манере: густые длинные мазки аккуратно наложены рядом. Сочные синие и желтые цвета делают полотно особенно приятным для восприятия.
Тем не менее, сам художник считал свою работу неудачной. Когда картина попала на выставку, он небрежно о ней отозвался: «Может быть, она покажет другим, как изображать ночные эффекты лучше, чем это получилось у меня».
Тем не менее, сам художник считал свою работу неудачной. Когда картина попала на выставку, он небрежно о ней отозвался: «Может быть, она покажет другим, как изображать ночные эффекты лучше, чем это получилось у меня».
16. Эдвард Мунк, «Крик» (1893)
Крик
1893, 91×73.5 см
Вариантов этой картины несколько: Эдвард Мунк повторял сюжет «Крика» минимум четыре раза. Поэтому знаменитый «Крик» теперь экспонируется не только в двух музеях Осло, но и достался частному коллекционеру. 2 мая 2012 года за 119 млн. 922 тыс. 500 долларов счастливым обладателем пастельной авторской копии «Крика» стал американский бизнесмен Леон Дэвид.
17. Густав Климт, «Поцелуй» (1907-1908)
Поцелуй
1908, 180×180 см
Некоторые искусствоведы настаивают, что на полотне австрийский художник изобразил себя и свою любимую — Эмилию Флёге, с которой Климта связывали непростые отношения. Но есть и другие мнения, другие истории. По одной из версий, картину заказал ему некий граф. Он дал художнику медальон с изображением своей возлюбленной и попросил изобразить их вместе. Но во время работы над картиной Климт неожиданно для себя самого влюбился в девушку с медальона. И поэтому вместо графа изобразил рядом с ней самого себя, скрыв лицо.
18. Казимир Малевич, «Черный квадрат» (1915)
Черный супрематический квадрат
1915, 79.5×79.5 см
Одна из самых скандальных работ в истории изобразительного искусства. Некоторые вообще полагают, что с написанием «Черного квадрата» история искусств — изящных искусств в традиционном понимании, — закончилась.
По словам самого Малевича, создавая свой «квадрат» в 1915 году, он пережил особый опыт. Художник записал свои впечатления: «Мчались миллионы полос. Тупилось зрение и осязать не могло лучами места. Я перестал видеть. Глаз потух в новых проблесках».
В любом случае, именно «Черный квадрат» многие считают отправной точкой возникновения Нового искусства.
По словам самого Малевича, создавая свой «квадрат» в 1915 году, он пережил особый опыт. Художник записал свои впечатления: «Мчались миллионы полос. Тупилось зрение и осязать не могло лучами места. Я перестал видеть. Глаз потух в новых проблесках».
В любом случае, именно «Черный квадрат» многие считают отправной точкой возникновения Нового искусства.
19. Сальвадор Дали, «Постоянство памяти» (1931)
Постоянство памяти
1931, 24×33 см
Сальвадор Дали рассказывал историю возникновения картины: «Циферблаты я написал за два часа. Гала (супруга художника, — прим. авт.) ушла в кино с друзьями. Находясь в одиночестве, я рассматривал комнату. И мое внимание привлек сыр камамбер, который мы с Галой недавно ели. Сыр медленно таял на солнце».
Дали отправился в свою мастерскую, где на холсте уже был написан пейзаж окрестностей Порт-Лигата. Художник добавил недостающее. К моменту возвращения супруги картина была уже готова. Съел ли художник подтаявший сыр? Об этом ничего не известно.
Дали отправился в свою мастерскую, где на холсте уже был написан пейзаж окрестностей Порт-Лигата. Художник добавил недостающее. К моменту возвращения супруги картина была уже готова. Съел ли художник подтаявший сыр? Об этом ничего не известно.
20. Пабло Пикассо, «Герника» (1937)
Герника
1937, 349.3×776.6 см
Эта картина об ужасах войны. Всегда заявлявший о своей аполитичности Пабло Пикассо не мог не откликнуться на бомбежки города Герника в 1937 году. Двухчасовая атака, предпринятая нацистами, унесла сотни жизней. В основном погибли женщины и дети. Несмотря на ужас, который вселяет картина своей серо-коричневой гаммой, остается надежда. Ее олицетворяет зажженная лампа под абажуром. Пикассо однажды сказал, что «свет на картине и есть тот мир, к которому вечно будет стремиться всякое живое существо».
…Разумеется, все достойные шедевры в двадцатку никак не втиснуть. Поэтому просим вас, уважаемые читатели, указать те картины, которые достойны звания «самых-самых» (представляем и отдельный пост на фейсбуке, где можно и нужно оставлять комментарии). Мы учитываем пожелания и формируем следующий «арт-путеводитель» для детей — чтобы у родителей все было под рукой для приобщения ребенка к миру прекрасного и удивительного искусства. К слову, в редакции уже вовсю идут споры о «кандидатах» для грядущих выпусков. Спойлер, из диалогов в редакции: «Офелию» ставить или нет? Грустная история… и с натурщицей тоже… но ведь дети читают странные сказки и смотрят ужастики!"
В общем, продолжение следует.