Представляем первый выпуск нашего «арт-путеводителя» для детей: если вы желаете, чтобы ваш ребенок был подкован в культурной сфере — предлагаем начать с малого. Дети часто видят эти изображения, и мы предлагаем узнать побольше о популярных источниках «мемов». Шедевры расположены в хронологическом порядке, о каждой картине мы сообщаем по одному любопытному факту. Продолжение следует: новые выпуски рубрики мы составим вместе с вами.

Обратите внимание: «клик» на изображении открывает картину в полном размере, а под картинкой вы найдете полное описание каждой работы этой арт-подборки.
1. Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини» (1434)
Портрет четы Арнольфини
1434, 82×60 см
Это одна из самых загадочных картин в мировой живописи. Полагают, что на картине изображен итальянский торговец Джованни ди Николао Арнольфини и его супруга в их доме в Брюгге. А вот дальше начинаются загадки. Почему супруги разуты (их снятая обувь присутствует на полотне)? Почему над мужчиной горит свеча в люстре, а над женщиной — нет? Неужто так художник дает понять, что к моменту завершения картины жены Арнольфини уже не было на свете, и эта картина была заказана в память о ней? И обратите внимание на зеркало. Там видим не только отражение супругов. Что за фигуры? Свидетели? «Похоже, один из них — сам живописец, судя по изящной надписью между зеркалом и люстрой: «Johannes van eyck fuit hic» или «Ян ван Эйк был здесь». И это еще не все тайны культового полотна — искусствоведы вряд ли в ближайшее время придут к единому мнению по поводу этой работы.
2. Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры» (1482-1486)
Рождение Венеры
1486, 172.5×278.5 см
Рожденная из морской пены античная богиня любви — Венера — прибывает на остров Крит. Боттичелли написал картину на основе мифа, а со временем и его работа обросла мифами. Так, в некоторых исторических документах значится, как 7 февраля 1497 года доминиканский монах Джироламо Савонарола сподвиг христиан во Флоренции разжечь огромный костер, чтобы уничтожить «безделушки», не способствующие укреплению христианской веры. Якобы и Сандро Боттичелли был одним из участников церемонии (последователей идей монаха его же современники называли «плаксами»), и вроде бы он лично бросил в огонь несколько своих полотен на мифологические темы. Но пламя костра пощадило «Рождение Венеры».
3. Леонардо Да Винчи, «Тайная вечеря» (1495-1498)
Тайная вечеря
1498, 460×880 см
Художнику заказали создать фреску в соборе, но обожающий эксперименты Да Винчи предпочел пойти иным путем. Он не стал писать по мокрой штукатурке, как того требовала техника создания фресок, а изобрел свой метод, покрыв каменную стену слоем из смолы, гипса и мастики. Увы, эксперимент оказался неудачным. В результате религиозный сюжет — общение Христа с учениками накануне распятия — со временем стал настоящим бичом для реставраторов. На сегодня работа Леонардо да Винчи содержит примерно 20 процентов от оригинала.
4. Микеланджело Буонарроти, «Сотворение Адама» (1511-1512)
Сотворение Адама
1511, 570×280 см
Действие на фреске замерло за секунду до начала библейской истории — сотворения Всевышним человека. В Библии сказано, что Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Но у Микеланджело, как утверждают исследователи, было собственное видение: на его фреске мы видим сотворение не просто человека, а homo sapiens («человека разумного»). Ведь Адам уже явно способен и дышать, и двигаться, но еще является незавершенным творением. Чего же ему не хватает? Профессор Темпльского университета США Марша Холл отвечает на этот вопрос: «С точки зрения итальянского Ренессанса, наделение человека способностью мыслить означало быть созданным по образу и подобию Бога». Некоторые исследователи считают, что здесь Микеланджело изобразил Творца как источник разума буквально: в виде мозга. Посмотрите на него «в компании» окружающих объектов — все вместе действительно похоже на анатомическое изображение содержимого нашей черепной коробки!
5. Рафаэль Санти, «Сикстинская мадонна» (1513)
Сикстинская Мадонна
1513, 269.5×201 см
На полотне Рафаэль изобразил явление Девы Марии с младенцем Христом на руках святому Сиксту. Картину заказал художнику римский папа Юлий II. Живописец вписал в полотно много деталей, важных для собственного мировоззрения. Рафаэль был гностиком: стронники этого религиозного течения считали, что они обладают особыми знания о Боге и об устройстве мира. И они, в частности, очень ценили число «шесть». Исследователи отмечают значимость этого числа для картины. Ее композицию составляют шесть фигур, а на правой руке святого Сикста будто бы шесть пальцев (правда, если внимательно всмотреться, то «шестой палец» — это, скорее, внутренняя сторона ладони).
Читайте также
Видео Артхива. Рафаэль в цифрах
6. Питер Брейгель-старший, «Охотники на снегу» (1565)
Охотники на снегу. Цикл "Времена года", январь
1565, 117×162 см
С этой, безусловно, великолепной картиной связана еще и финансовая история. Тогдашний бизнесмен Йонгелинк, почитавший искусство Брейгеля, заказал художнику цикл из шести картин, изображавших времена года («Охотники на снегу» — одна из них). Брейгель еще не завершил работу, а у Йонгелинка начались финансовые трудности. Чтобы занять деньги из городской казны, предприниматель заложил еще ненаписанные картины мастера — точнее, документ, подтверждающий права на них. В результате сразу после написания работы Брейгеля попали в хранилище казначейства. Сам художник больше их не увидел.
7. Рембрандт Харменс ван Рейн, «Ночной дозор» (1642)
«Ночной дозор, или Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» — таково полное название картины. И она — одна из самых многострадальных в истории искусств. Во-первых, слой сажи изменил изначальный колорит «Ночного дозора»: сцена происходит белым днем, так что свое «темное» название работа получила по недоразумению. Во-вторых, полотно было урезано по горизонтали и вертикали. В-третьих, страдало от неумелых реставраций, а в 1990-м году душевнобольной посетитель Рейксмузеума плеснул на картину кислотой. При этом «Ночной дозор» остается шедевром и даже объектом паломничества.
8. Диего Веласкес, «Менины» (1656)
Менины
1656, 318×276 см
«Фрейлины» — так переводится название картины Веласкеса. На полотне, изображающем момент написания портрета королевской четы (монаршие супруги отображаются в зеркале на заднем плане) и повседневную жизнь инфанты Маргариты и ее фрейлин, Веласкес запечатлел и себя самого с палитрой в руках. На груди художника можно разглядеть орден Святого Яго — высшую государственную награду Испании тех времен. Художник был удостоен ордена в самом конце жизни. По приказу короля Филиппа IV уже другой живописец дорисовал награду на груди Веласкеса на «Менинах».
Читайте также
Веласкес, его раб и его зять: ученики великого испанца
9. Ян Вермеер, «Девушка с жемчужной сережкой» (1665)
Девушка с жемчужной серёжкой
1665, 44.5×39 см
Голландский живописец Ян Вермеер не давал названий своим полотнам. «Девушкой с жемчужной сережкой» картину нарекли значительно позднее, и тут же начались споры, можно ли украшение считать жемчужиной? Большинство исследователей склоняются к тому, что в ухе натурщицы сережка из венецианского стекла, а сам портрет
в большей мере плод воображения живописца.
10. Карл Брюллов, «Последний день Помпеи» (1830-е)
Последний день Помпеи
1830-е
, 465.5×651 см
Брюллов написал «Последний день Помпеи» всего за 11 месяцев, но на подготовку к работе (эскизы, наброски) ушло целых шесть лет. Одновременно величественное и ужасающее полотно, рассказывающее о гибели города Помпеи от извержения вулкана Везувий, хранит в себе и портрет самого художника. В левой части картины, под ящиком с кистями и красками, Брюллов изобразил себя.
11. Кацусика Хокусай, «Большая волна в Канагаве» (1832)
Большая волна в Канагаве
1832, 25.7×37.9 см
Гравюра
на дереве японского художника Кацусики Хокусая является первым произведением из серии «Тридцать шесть видов Фудзи». Гора Фудзи виднеется вдалеке и является фоном к основному действию на картине. Работа выполнена в стилистике укиё-э и считается самым знаменитым и популярным произведений японского изобразительного искусства за пределами самой Японии.
Читайте также
Укиё-э - японская ксилография
12. Джеймс Уистлер, «Аранжировка в сером и черном №1. Мать художника» (1871)
Аранжировка в сером и черном №1. Мать художника
1871, 144.3×162.5 см
Один из самых известных и цитируемых портретов в мире. А между тем критики в Британии, куда из родного Массачусетса перебрался американец Уистлер, поначалу холодно приняли новую работу художника. Зато позднее во Франции ее встречали овациями. А в США в 1938 году установили бронзовую статую высотой 2,5 метра в честь Анны Уистлер — матери художника, изображенной на портрете.
13. Клод Моне, «Впечатление. Восходящее солнце» (1872)
Впечатление. Восход солнца
1872, 48×63 см
Составитель списка картин Клода Моне пожаловался, что художник дает своим работам слишком однообразные названия. Моне призадумался и эту картину назвал «l'impression» («Впечатление» — в переводе с французского). Позже эта картина дала имя целому явлению в мировой живописи — импрессионизму. Правда, поначалу слово «импрессионист» имело своей целью оскорбить живописцев. В Париже 25 апреля 1874 года вышла газета «Шаривари», где критик Луи Леруа обозвал молодых художников «импрессионистами», желая подчеркнуть, что рисовать они не умеют.
Читайте также
Импрессионизм в 12 вопросах и ответах
14. Пьер Огюст Ренуар, «Завтрак гребцов» (1881)
Завтрак гребцов
1881, 129.5×172.7 см
Ресторанчик «Мезон Фурнез», чью террасу запечатлел Ренуар, был излюбленным местом встреч молодых художников и писателей того времени. В «Завтраке гребцов» живописец изобразил своих друзей и знакомых: девушка, играющая с собачкой — это Алин Шариго, будущая жена художника; коллекционер Гюстав Кайботт в соломенной шляпе курит, сидя на стуле; актриса и модель Жанна Самари поправляет шляпку и беседует с искусствоведом Шарлем Эфрусси.
Сегодня ресторан «Мезон Фурнез» выглядит точно так же, как во времена художника, а терраса называется в его честь — «Ренуар».
Сегодня ресторан «Мезон Фурнез» выглядит точно так же, как во времена художника, а терраса называется в его честь — «Ренуар».
15. Винсент Ван Гог, «Звездная ночь» (1889)
Звездная ночь
Июнь 1889, 73.1×92.1 см
Одна из самых популярных картин в мире. Полотно написано в характерной для Ван Гога манере: густые длинные мазки аккуратно наложены рядом. Сочные синие и желтые цвета делают полотно особенно приятным для восприятия.
Тем не менее, сам художник считал свою работу неудачной. Когда картина попала на выставку, он небрежно о ней отозвался: «Может быть, она покажет другим, как изображать ночные эффекты лучше, чем это получилось у меня».
Тем не менее, сам художник считал свою работу неудачной. Когда картина попала на выставку, он небрежно о ней отозвался: «Может быть, она покажет другим, как изображать ночные эффекты лучше, чем это получилось у меня».
16. Эдвард Мунк, «Крик» (1893)
Крик
1893, 91×73.5 см
Вариантов этой картины несколько: Эдвард Мунк повторял сюжет «Крика» минимум четыре раза. Поэтому знаменитый «Крик» теперь экспонируется не только в двух музеях Осло, но и достался частному коллекционеру. 2 мая 2012 года за 119 млн. 922 тыс. 500 долларов счастливым обладателем пастельной авторской копии «Крика» стал американский бизнесмен Леон Дэвид.
17. Густав Климт, «Поцелуй» (1907-1908)
Поцелуй
1908, 180×180 см
Некоторые искусствоведы настаивают, что на полотне австрийский художник изобразил себя и свою любимую — Эмилию Флёге, с которой Климта связывали непростые отношения. Но есть и другие мнения, другие истории. По одной из версий, картину заказал ему некий граф. Он дал художнику медальон с изображением своей возлюбленной и попросил изобразить их вместе. Но во время работы над картиной Климт неожиданно для себя самого влюбился в девушку с медальона. И поэтому вместо графа изобразил рядом с ней самого себя, скрыв лицо.
Читайте также
История любви в картинах: Густав Климт и Эмилия Флёге
18. Казимир Малевич, «Черный квадрат» (1915)
Черный супрематический квадрат
1915, 79.5×79.5 см
Одна из самых скандальных работ в истории изобразительного искусства. Некоторые вообще полагают, что с написанием «Черного квадрата» история искусств — изящных искусств в традиционном понимании, — закончилась.
По словам самого Малевича, создавая свой «квадрат» в 1915 году, он пережил особый опыт. Художник записал свои впечатления: «Мчались миллионы полос. Тупилось зрение и осязать не могло лучами места. Я перестал видеть. Глаз потух в новых проблесках».
В любом случае, именно «Черный квадрат» многие считают отправной точкой возникновения Нового искусства.
По словам самого Малевича, создавая свой «квадрат» в 1915 году, он пережил особый опыт. Художник записал свои впечатления: «Мчались миллионы полос. Тупилось зрение и осязать не могло лучами места. Я перестал видеть. Глаз потух в новых проблесках».
В любом случае, именно «Черный квадрат» многие считают отправной точкой возникновения Нового искусства.
19. Сальвадор Дали, «Постоянство памяти» (1931)
Постоянство памяти
1931, 24×33 см
Сальвадор Дали рассказывал историю возникновения картины: «Циферблаты я написал за два часа. Гала (супруга художника, — прим. авт.) ушла в кино с друзьями. Находясь в одиночестве, я рассматривал комнату. И мое внимание привлек сыр камамбер, который мы с Галой недавно ели. Сыр медленно таял на солнце».
Дали отправился в свою мастерскую, где на холсте уже был написан пейзаж окрестностей Порт-Лигата. Художник добавил недостающее. К моменту возвращения супруги картина была уже готова. Съел ли художник подтаявший сыр? Об этом ничего не известно.
Дали отправился в свою мастерскую, где на холсте уже был написан пейзаж окрестностей Порт-Лигата. Художник добавил недостающее. К моменту возвращения супруги картина была уже готова. Съел ли художник подтаявший сыр? Об этом ничего не известно.
20. Пабло Пикассо, «Герника» (1937)
Герника
1937, 349.3×776.6 см
Эта картина об ужасах войны. Всегда заявлявший о своей аполитичности Пабло Пикассо не мог не откликнуться на бомбежки города Герника в 1937 году. Двухчасовая атака, предпринятая нацистами, унесла сотни жизней. В основном погибли женщины и дети. Несмотря на ужас, который вселяет картина своей серо-коричневой гаммой, остается надежда. Ее олицетворяет зажженная лампа под абажуром. Пикассо однажды сказал, что «свет на картине и есть тот мир, к которому вечно будет стремиться всякое живое существо».
…Разумеется, все достойные шедевры в двадцатку никак не втиснуть. Поэтому просим вас, уважаемые читатели, указать те картины, которые достойны звания «самых-самых» (представляем и отдельный пост на фейсбуке, где можно и нужно оставлять комментарии). Мы учитываем пожелания и формируем следующий «арт-путеводитель» для детей — чтобы у родителей все было под рукой для приобщения ребенка к миру прекрасного и удивительного искусства. К слову, в редакции уже вовсю идут споры о «кандидатах» для грядущих выпусков. Спойлер, из диалогов в редакции: «Офелию» ставить или нет? Грустная история… и с натурщицей тоже… но ведь дети читают странные сказки и смотрят ужастики!"
В общем, продолжение следует.
Художники, упоминаемые в статье
Рекомендуем почитать
9 мин.Как художники Возрождения продвинули порнографию в массы11 мин.До Плейбоя: эротическое искусство прошлого25 мин.Импрессионизм в 12 вопросах и ответах7 мин.Детское искусствоведение: дети о работах Брейгеля, Шишкина, Айвазовского, Дали
21 мин.Самые известные картины русских художников: ТОП-20 по версии читателей Артхива20 мин.В класс к Павлу Чистякову. Великий учитель и его блестящие ученики в воспоминаниях художников10 мин.В здоровом теле. Полнота в искусстве - от древних времен до наших дней15 мин.Топ-15 самых известных картин Сальвадора Дали