Более 7600 рисунков Эдварда Мунка, многие из которых ранее не были известны, ныне доступны в интернете для неограниченного использования. Среди них — зарисовки, показывающие, как автор постепенно перерабатывал свою культовую картину «Крик».
«Я шёл по дорожке с двумя друзьями — солнце садилось. Внезапно я ощутил приступ меланхолии. Небо вдруг стало кроваво-красным», — именно так Мунк описывает прогулку в парке Экеберг в Осло однажды вечером в конце 1800-х годов. Он облокотился на ограду, чувствуя себя «невыносимо уставшим», в то время как его друзья продолжили свой путь. Художник отстал от них, «дрожа от страха, — и почувствовал чудовищный бесконечный вопль в природе». Этот променад произвёл неизгладимое впечатление на живописца, и в итоге получилась картина «Крик».
Крик
1893, 91×73.5 см
Теперь, более ста лет спустя, Музей Мунка опубликовал на своём сайте ранее неизвестные эскизы и рисунки экспрессиониста. Все они собраны в единую базу данных и предоставлены всем желающим в неограниченное пользование.
Эдвард Мунк (1863 — 1944) завещал все работы, оставшиеся у него к концу жизни, муниципалитету Осло. Коллекция состояла из более чем 26-ти тысяч оригинальных произведений искусства, включая 1150 картин, 7500 рисунков и 18000 графических шедевров.
По словам Стейна Олава Хенриксена, директора Музея Мунка, оцифровка собрания была давней мечтой учреждения. «Это то, над чем работают музеи по всей планете, и мы хотим, чтобы Мунк присутствовал в цифровом мире», — пояснил он.
Слева: Эдвард Мунк, «Автопортрет между часами и кроватью» (1943). Музей Мунка, Осло
Учреждение получило финансирование в 22 млн норвежских крон (2,85 млн долларов на сегодняшний день) от Фонда Бергезена. За четыре года 12 миллионов потрачено на оцифровку рисунков, оставшиеся деньги пойдут на обработку других произведений искусства, включая графику, фотографии, картины и скульптуры. Часть фондов будет отчислена на международную работу над новой биографией Мунка.
Рисунки показывают, что знаменитая картина «Крик» первоначально задумывалась совершенно иначе. Мунк изо всех сил пытался выразить на полотне свои ощущения от прогулки и заставить зрителей испытать те же чувства. Сначала художник изобразил человека у ограды Осло-фьорда и красные облака, но это его не удовлетворило. Экспрессионист посчитал, что люди будут обращать внимание лишь на небо, а не на тревогу.
«В какой-то момент он понял, что эскизы недостаточно сильны, вместо страха, который он испытывал, создаётся меланхолическая атмосфера. И для Мунка облака не были облаками, это была свернувшаяся кровь», — поясняет Магн Брутейг, старший куратор музея. Тогда Мунк стал менять зарисовки, постепенно разворачивая фигуру лицом к зрителю.
«В какой-то момент он понял, что эскизы недостаточно сильны, вместо страха, который он испытывал, создаётся меланхолическая атмосфера. И для Мунка облака не были облаками, это была свернувшаяся кровь», — поясняет Магн Брутейг, старший куратор музея. Тогда Мунк стал менять зарисовки, постепенно разворачивая фигуру лицом к зрителю.
Скриншот страницы цифрового архива Музея Мунка, посвящённой зарисовкам для «Фриза жизни», включающего «Крик» и «Женщину»
Все имеющиеся версии теперь можно просмотреть в базе данных. От чётко изображённого человека до антропоморфной фигуры на известной нам картине прошло несколько лет.
Помимо этого в электронной коллекции на сайте Музея Мунка можно найти работы, связанные с теми или иными произведениями. Например, к «Крику» относятся 32 из них. В частности, это тексты о событии, вдохновившем картину. Один из них написан разными цветами, с орфографическими ошибками. Искусствоведы утверждают, что Мунк всегда писал грамотно, а, значит, сделал их преднамеренно. Но вот зачем — остаётся загадкой.
Помимо этого в электронной коллекции на сайте Музея Мунка можно найти работы, связанные с теми или иными произведениями. Например, к «Крику» относятся 32 из них. В частности, это тексты о событии, вдохновившем картину. Один из них написан разными цветами, с орфографическими ошибками. Искусствоведы утверждают, что Мунк всегда писал грамотно, а, значит, сделал их преднамеренно. Но вот зачем — остаётся загадкой.
Один из нескольких текстов Мунка, описывающих его чувства по поводу «Крика». Фото: The Munch Museum
Лишь 6800 рисунков и эскизов, опубликованных сейчас на сайте, принадлежат Музею Мунка. Остальные содержатся у частных коллекционеров, которые пожелали включить свои сокровища в электронную базу данных. По словам Стейна Олава Хенриксена, учреждение продолжает добавлять в систему зарисовки, которые поступают от приватных владельцев. «Так что, если у кого-то есть рисунок от Мунка, например, унаследованный от прадеда, можно принести и показать его нам», — добавил учёный.
Другие специалисты с большим одобрением отнеслись к инициативе Музея Мунка. Профессор-искусствовед Ойвинд Сторм Бьерке из Университета Осло говорит, что общее использование может, например, внезапно раскрыть в произведениях аспекты, о которых раньше никто не думал.
«Крик» Мунка стал символом современной экзистенциальной тревоги и мировой иконой поп-культуры. В 2012 году единственная копия картины, выполненная пастелью на картоне и остающаяся в частных руках, была продана за ошеломляющие 119,9 млн долларов.
«Крик» Мунка стал символом современной экзистенциальной тревоги и мировой иконой поп-культуры. В 2012 году единственная копия картины, выполненная пастелью на картоне и остающаяся в частных руках, была продана за ошеломляющие 119,9 млн долларов.