Представляем традиционный обзор рубрики Артхива «Детское искусствоведение»: что дети думают о картинах известных художников? У наших собеседников нет предубеждений и клише: они высказывают собственные мысли, проводят ассоциации и желают во всем разобраться. При чем здесь Винни-Пух к Шишкину? Это интересно!
Философ или глупец?
Павел, 14 лет, рассказывает о своих впечатлениях от картины Сальвадора Дали «Лебеди, отраженные в слонах».— На меня эта картина произвела сильное впечатление. Лебеди и деревья так отражаются, что превращаются в слонов. А если перевернуть картину, то тоже будут лебедеслоны. Такая иллюзия, на которую можно очень долго смотреть. И при этом на картине есть человек, которому явно плевать на все, что там вокруг происходит. И вот теперь я думаю, что именно Дали нам хотел этим сказать? Что это настоящий философ, поэтому он не обращает никакого внимания ни на какие иллюзии? Или это просто дурак, потому что вокруг такое все интересное, а он отвернулся и ничего не замечает? Я специально ничего об этой картине не читал, потому что мне хочется самому разобраться.
Напоминаем, что в рамках проекта «Искусство детям» на главной странице «Артхива» мы печатаем небольшие заметки о том, что думает один ребенок об одной картине. Потом собираем несколько комментариев, и представляем их в виде публикации.
Хочу на море!
Мирослава (10 лет) рассказывает о своих впечатлениях о картине Ивана Айвазовского «Рыбаки на берегу моря».
Рыбаки на берегу моря
1852, 93×143 см
— Я сейчас только картины о море люблю. Потому что хочу на море! Самое красивое море рисовал Айвазовский. Я так считаю. Я вот смотрю на картину «Рыбаки на берегу моря», и мне нравится всё! И вода такая красивая, что я бы просто туда прыгнула. И облака над водой. И рыбаки. Мой папа любит ловить рыбу, так что и ему бы понравилось. А у мамы отпуск только в августе. И она мне говорит: «Посмотри лучше Айвазовского «Девятый вал». И смеется. А я смотрю. И мне все равно нравится! И я все равно хочу на море!
Душная свадьба
Алина, 13 лет, рассказывает о своих впечатлениях от картины Константина Маковского «Свадебный пир в боярской семье в ХVII веке».
Боярский свадебный пир в XVII веке
1883, 236×400 см
— Я люблю рассматривать такие картины, на которых сразу много людей. Можно долго смотреть на каждого и придумывать ему свою историю. Вот здесь, например, невеста такая грустная. Но, может, и не грустная, а просто стесняется, что эти трое бородатых дядек ее так разглядывают. И судя по старшему из них, может, еще и какие пошлости говорят. В те времена, я читала, нравы были суровые. Вон, слуга им лебедя тащит на стол всего в перьях. Если это просто украшение, то оно и ладно. Но ведь они его и съесть могут. И будут же при этом перьями плеваться. Как они вообще смогли его так приготовить, что перья белыми остались? Наверное, он на самом деле не так выглядел, просто художник так изобразил для красоты. Еще за столом сидит красивая девушка и так недобро смотрит. Завидует, наверное. Но можно еще подумать, что это она влюблена в жениха и ей теперь совсем неприятно. А вообще, я не знаю, как кому, но на меня от этой картины ничем радостным не веет. Я бы точно не хотела, чтобы у меня была такая свадьба. Вот я слышала выражение «душный человек». Так вот у меня такое впечатление от изображенного на картине — душное.
Хорошо это или плохо?
Евгения, 14 лет, рассказывает о своем любимом художнике Питере Брейгеле Старшем и его картине «Падение Икара».
Пейзаж с падением Икара
1558, 73.5×112 см
— Мне, вообще-то, все картины Брейгеля очень нравятся. И больше всего «Охотники на снегу». Я ее могу долго рассматривать. Но именно сейчас мое настроение лучше всего отражает «Падение Икара». Я не знаю, почему. Может, потому, что у нашего одноклассника умерла мама. И мы ему посочувствовали. А на следующий день все словно и не помнили, что произошло. Так это человек, который рядом с нами, совсем близко. А вот в мире каждый день умирают тысячи людей. И для большинства ведь это вовсе не трагедия! Жизнь продолжается. Большинство даже и не думает о трагедиях других людей. И, по-моему, именно это изобразил Брейгель. Ну, упал Икар и упал. Корабль плывет мимо, рыбак удит рыбу, крестьянин в поле работает. Я для себя до сих пор не могу это объяснить: хорошо это или плохо? Что мы такие равнодушные? Или, может, так и правильно? Что бы ни случилось, надо жить дальше…
— Некоторые исследователи полагают, что этой картиной Брейгель в том числе проиллюстрировал фламандскую пословицу: «Ни один плуг не остановится, пока кто-то умирает».
— Я не знала, что есть такая пословица. Но в ней все равно нет ответа: хорошо это или плохо.
— Некоторые исследователи полагают, что этой картиной Брейгель в том числе проиллюстрировал фламандскую пословицу: «Ни один плуг не остановится, пока кто-то умирает».
— Я не знала, что есть такая пословица. Но в ней все равно нет ответа: хорошо это или плохо.
Мёд Винни-Пуха наоборот
Илья (6 лет) рассказывает о своем впечатлении от картины Ивана Шишкина «Травки».
Травки
1892, 24×39 см
— Мама читает мне книжку о том, как брат и сестра стали совсем малюсенькими и теперь путешествуют среди насекомых (фантастическая повесть Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали», — прим. ред.). И мне теперь очень интересно рассматривать картины, где нарисованы всякие травки, потому что я теперь думаю, что это настоящий волшебный лес. И там могут жить жуки-великаны, пауки, тли-коровы, или злые медведки. И еще там где-то ходят маленькие человечки, которым нужно попасть домой. Их просто на картине не видно, но они точно есть.
— Не страшно?
— Немного страшно. Но больше интересно выдумывать всякое о бабочках там, или муравьях, или другом таком. Это интересно, когда думаешь, что вот тут ничего нет, а потом оказывается, что на самом деле много чего есть. Как мед Винни-Пуха наоборот.
— Что?
— Ну, Медвежонок Пух пел, что мед — это такой предмет, что если он есть, то его сразу нет. А тут — наоборот.
— Не страшно?
— Немного страшно. Но больше интересно выдумывать всякое о бабочках там, или муравьях, или другом таком. Это интересно, когда думаешь, что вот тут ничего нет, а потом оказывается, что на самом деле много чего есть. Как мед Винни-Пуха наоборот.
— Что?
— Ну, Медвежонок Пух пел, что мед — это такой предмет, что если он есть, то его сразу нет. А тут — наоборот.
Встречайте на главной странице Артхива новые публикации рубрики. Высказывания детей о картинах известных художников собираем под хештегом #детское_искусствоведение.