«Крик» знают все, даже далекие от изобразительного искусства люди, которые не сразу вспомнят фамилию художника. «Крик» стал страшным символом 20 века, многократно повторенный в массовой культуре, написанный на рубеже веков и перерисованный тысячу раз рекламщиками, аниматорами, киношниками и графическими дизайнерами. Такая неоднозначная популярность могла настичь шедевр мировой живописи только в одном случае: когда в нем на предельной мощности звучит техника, эмоция и идея.
Первый вариант «Крика» Эдвард Мунк написал в 1893 году. Есть, должно быть, какое-то глубокое психологическое объяснение тому, что самые важные свои картины Мунк повторял по несколько раз в течение всей жизни. Писал и писал заново одни и те же сюжеты. Но в истории с «Криком» самым важным смыслом четырех копий (плюс
литография) можно смело считать смысл экономический и авантюрно-криминальный. Та навязчивость, с которой художник повторял один и тот же сюжет в разных техниках и в разные периоды своей жизни, дала возможность обзавестись знаменитым полотном не только двум главным музеям Осло, но и частному коллекционеру - за рекордные на тот момент деньги. 2 мая 2012 года за 119 млн. 922 тыс. 500 долларов счастливым обладателем
пастельной авторской копии «Крика», созданной в 1895-м году, стал американский бизнесмен Леон Дэвид.
По одной копии «Крика», выполненной на картоне в смешанной технике с использованием масла и темперы, находятся в экспозиции Национальной галереи Осло (вариант, созданный в 1893-м, - его репродукция представлена на этой странице) и в Музее Мунка
(версия в 1910 года). В Музее Мунка есть
еще один «Крик» - написанный пастелью в 1893-м. Причем из обоих музеев картины однажды пытались украсть.
Впервые знаменитое полотно похитили в 1994 году из Национальной галереи: на всю авантюру понадобилось меньше минуты – разбить окно, снять картину, отключить сигнализацию. Похититель в записке поблагодарил охрану за плохую работу, но у той было серьезное оправдание – как раз в это время шла трансляция открытия зимних Олимпийских игр в Норвегии.
Второе похищение «Крика» Эдварда Мунка совсем не похоже на захватывающий интеллектуальный арт-детектив. В 2004 грабители просто ворвались в Музей Мунка среди бела дня, угрожая оружием смотрителям и посетителям, и сорвали со стены «Крик» и «Мадонну». Прошло два года, прежде чем слегка поврежденные полотна вернулись на свое место.
Насыщенная приключенческая история этого произведения связана не только с его немалой стоимостью, сколько с тем магическим воздействием, которое оказывает «Крик» на зрителя. Поговаривают, что все 4 копии прокляты, что они приносят боль и страх. Но самые главные шаманские приемы в этой картине – это, конечно, цвет и линия. Ощущение надвигающейся катастрофы, ужаса и безжалостной природной стихии здесь в дрожащих, как будто в знойном воздухе, линиях, в насыщенных, неестественных контрастах глубоких цветов. Это переживание настолько сильное, что критики, все как один, видят в этом образе всегда больше: то символ 20 века с его войнами, катастрофами и потрясениями, то враждебность природы, а иногда и всего мирозданья, по отношению к человеку.
Автор: Анна Сидельникова