войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Как продать картину: еще 6 рекламных трюков и приемов известных художников

В первой части статьи о способах продажи картин мы защищали право современных художников быть успешными и богатыми и рассказывали, как этого добивались их знаменитые предшественники. А в этой части расскажем о неочевидных проектах и пиар-акциях, которые на прямую продажу конкретных картин влияли мало, зато создавали незабываемый имидж их создателям. И главное — все эти способы работали!
Как продать картину: еще 6 рекламных трюков и приемов известных художников

Устраивать вечеринки и тусовки

Для организации вечеринок у художника есть главные качества: вкус, креативность и связи. Любая тусовка, орагнизованная художниками «для своих», рано или поздно перерастает в массовые действа и вызывает резонанс, а потом обеспечивает узнаваемость имени и рост продаж.

Студенты и известные преподаватели немецкой школы Баухауз начинали с обычных субботних танцев — только для своих, только чтобы развлечься. И если в первом городе, где обосновалась школа, в Веймаре, горожане относились к таким празднествам весьма холодно, то в следующем месте прописки школы, в Дессау, фестивали и вечеринки Баухауза стали всеобщим развлечением. Студенты готовились к четырем ежегодным фестивалям долго и обстоятельно: джазовый оркестр репетировал авангардные пьесы, студенты-витражники и студенты из мастерской настенных росписей несколько месяцев работали над декорациями, девушки из текстильной мастерской мастерили парики, усы, цветы и костюмы.
Студенты сценической мастерской в костюмах, специально разработанных для постановки Оскара Шлеммера
Студенты сценической мастерской в костюмах, специально разработанных для постановки Оскара Шлеммера «Триадический балет». Источник: www.topsimages.com
На фестиваль воздушных змеев, праздник фонарей или летнего солнцестояния в Дессау съезжались зрители из других городов и даже из-за границы. Однажды за одним из таких общегородских праздников Баухауза наблюдали два предпринимателя из Берлина — и пришли в такой восторг, что взялись оплатить подобный праздник в столице Германии. Баухаузовцы готовились основательно, пригласили еще одну музыкальную группу, но как раз накануне назначенной даты прдприниматели исчезли. Тогда решено было брать небольшую плату с посетителей, чтоб окупить расходы. Входные билеты и проданные посетителям цветы окупили затраты и принесли небольшой доход. Так студенты и руководство самой авангардной художественной школы Европы открыли для себя новую статью дохода. Отныне вход на все вечеринки Баухауза был платным.
Эрве Глоген. Энди Уорхол и Эди Седжвик, 1966
Эрве Глоген. Энди Уорхол и Эди Седжвик, 1966
Эрве Глоген. Энди Уорхол, 1966.
Эрве Глоген. Энди Уорхол, 1966.
Эрве Глоген. Фабрика, 1966.
Эрве Глоген. Фабрика, 1966.
Нат Финкельштейн. Уорхол, Дилан и Элвис, 1966
Нат Финкельштейн. Уорхол, Дилан и Элвис, 1966
Нат Финкельштейн. Энди Уорхол на Серебряной фабрике, 1966
Нат Финкельштейн. Энди Уорхол на Серебряной фабрике, 1966
Нат Финкельштейн. Энди Уорхол, 1965.
Нат Финкельштейн. Энди Уорхол, 1965.
Смыслом жизни Энди Уорхола были тусовки. И это не преувеличение — художник сам неоднократно об этом говорил: «У меня Социальная Болезнь. Я должен тусоваться каждую ночь. Если хотя бы один вечер я проведу дома, то начну сплетничать со своими собаками». Нью-Йорк 60-х был благодатным местом для любителей вечеринок. А Уорхол страстно желал быть в курсе всего, что происходило в богемной жизни Большого Яблока. Иногда он шел на одну вечеринку, а на несколько других отправлял своих двойников в «фирменных» париках и темных очках, создавая впечатление, что он может находиться в нескольких местах одновременно. И никто не мог с полной уверенностью сказать, где же был настоящий Энди.
Однажды Уорхол сказал, что, если бы в Нью-Йорке устраивали вечеринку в честь открытия общественного

Однажды Уорхол сказал, что, если бы в Нью-Йорке устраивали вечеринку в честь открытия общественного туалета, он пришел бы на нее первым. И однажды художник решил создать собственное место для тусовок — так появилась Фабрика. Знаменитая студия Энди Уорхола, получившее свое название благодаря «конвейерному» способу создания произведений искусства, за годы своего существования сменила три локации, пережила неудачное покушение на жизнь своего создателя и закрылась в 1987 году после его смерти.
Завсегдатаи студии Уорхола, позже ставшие известными журналистами, писателями, музыкантами и дизайнерами, говорили, что самой «настоящей» и лучшей была первая Фабрика, открывшаяся в 1963 году. Её называли Серебряной Фабрикой из-за оформления: все здесь (даже лифт) было покрыто серебряной краской, битыми зеркалами и алюминиевой фольгой. На Фабрике создавались картины и принты, обувь и скульптуры, фильмы и музыка. Она стала художественной меккой для контркультурных изгоев и центром притяжения неординарных личностей. В разное время на Фабрике успели побывать Лу Рид и Боб Дилан, Трумен Капоте и Сальвадор Дали. Жизнь здесь не прекращалась ни на минуту — как и мечтал Энди.

Директор «Мулен Руж» показывает Тулуз-Лотреку, как надо делать афиши. 1889. Источник: https://nk.pl
Директор «Мулен Руж» показывает Тулуз-Лотреку, как надо делать афиши. 1889. Источник: https://nk.pl

Вести настолько богемный образ жизни, насколько позволяет здоровье

Как показывает многовековая история, первыми поклонниками, восторженными критиками и покупателями любого малоизвестного или даже гонимого художника были его коллеги и люди, близкие к артистическим кругам: композиторы, музыканты, писатели, поэты, певцы, актрисы, журналисты и даже продавцы художественных материалов. Слава богу, для налаживания связей в богемной тусовке ядовитый абсент сейчас глотать не обязательно. Ассортимент модного общепита предлагает художникам даже весьма полезные альтернативы виски и абсенту.
  • Анри де Тулуз-Лотрек. Плакат
    Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. Читать дальше
    "Ла Гулю в Мулен Руж"
  • Анри де Тулуз-Лотрек. Аристид Брюан в «Амбассадоре»
Анри де Тулуз-Лотрек, потомок благородного дворянского рода, не просто захаживал по вечерам в самые многолюдные заведения — он буквально в них жил. За время монмартрских похождений у Лотрека выработался идеальный нюх на будущих звезд и чью-то грядущую славу. Его знали все хозяева кафешантанов, кабаре и баров на Монмартре, ему наливали и кормили бесплатно, а взамен принимали блестящие наброски завсегдатаев и артистов, в течение бурной ночи нарисованные Лотреком. Он мог разглядеть будущую звезду в пока еще начинающей, но очень талантливой, певице — и предложить ей сделать серию афиш для концертов. Однажды он набросал углем портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
певицы Иветт Гильбер и отправил ей с предложением о сотрудничестве. Гильбер согласилась, несмотря на угрозы антрепренера разорвать контракт и ужас друзей — набросок был вызывающе некрасивым. С певцом Аристидом Брюаном Лотрек был дружен, восхищался и поддерживал его дерзкие выступления в кабаре «Мирлитон». И когда Брюану предложили выступить в достаточно престижном «Амбассадоре», певец поставил единственное условие: афишу для концерта будет делать Тулуз-Лотрек.
Макс Бирбом. Россетти в своем знаменитом саду с постоянными гостями: Джоном Рёскином, Джеймсом Уистл
Макс Бирбом. Россетти в своем знаменитом саду с постоянными гостями: Джоном Рёскином, Джеймсом Уистлером, Эдвардом Бёрн-Джонсом, Уильямом Моррисом, Алджерноном Суинберном.
Англичанин Данте Габриэль Россетти умудрялся вести богемный образ жизни, не выходя из дома. Самое посещаемое и культовое место встречи поэтов, критиков, художников и дизайнеров он устроил в собственном саду. В середине 1860 годов в лондонском районе Челси Россетти снял дом с большим садом, устроил там экзотический зверинец и стал самым звездным обитателем этих мест. Вслед за ним в Челси начали селиться другие художники. Эксцентричный образ жизни, реки виски, сигарный дым, ночные разговоры — все это работало лучше, чем самые восторженные и обстоятельные статьи критика Джона Рёскина. Коллекционеры съезжались в дом Россетти и заказывали копии самых известных картин одну за другой. Один из ушлых арт-дилеров даже устроил за спиной художника успешный бизнес по продаже поддельных «россетти», при этом без зазрения совести продолжал присутствовать на вечеринках и даже числился в друзьях.
Тимоти Беренс, Люсьен Фрейд, Фрэнсис Бэкон, Франк Ауэрбах и Майкл Эндрюс в ресторане в Сохо, 1963. И
Тимоти Беренс, Люсьен Фрейд, Фрэнсис Бэкон, Франк Ауэрбах и Майкл Эндрюс в ресторане в Сохо, 1963. Источник: www.christies.com
Еще один англичанин Фрэнсис Бэкон прожил на удивление долгую жизнь, учитывая его саморазрушительный образ жизни. Художнику было 83 года, когда он умер от сердечного приступа. Питейные заведения района Сохо были для Бэкона естественной средой обитания, местом встреч и знакомств, ареной скандалов и бурных любовных сцен. Хозяйка паба «Colony Room» наливала Бэкону бесплатно — а взамен он обещал приводить сюда известных друзей. Чтобы повторить успешный богемный опыт Фрэнсиса Бэкона, нужно обладать, конечно, особой стойкостью и чертами характера, но современному художнику никто же не запрещает устроить богемную тусовку в модном веганском баре и пить там бесплатные смуззи и зеленый чай взамен на большие компании тусовщиков, которых он пообещает туда приводить.

Организовывать флешмобы

Привлекайте заказчика к своим затеям, выстраивая личные связи и вовлекая его в творческий процесс.
Кому быстрее закажут работу — отстраненному молчуну, для которого клиент — лишь очередной статист для создания картины, или же душевному персонажу, который не прочь по-дружески что-нибудь учудить вместе с клиентом на равных?
«Сандро был человек очень приятный и любил пошутить с учениками и друзьями», — писал в своей книге первый в мире историк искусства Джорджо Вазари. Как-то раз Боттичелли, устраивая розыгрыш, подговорил заказчика на весьма сложную «многоходовую комбинацию». Принимая готовую работу ученика Боттичелли, предупрежденный клиент «не заметил» красных головных уборов флорентийских синьоров на ангельских головах. Бумажные колпаки нарезали и прикрепили над вывешенной высоко на стене работе с изображением Мадонны, пока ученика не было в мастерской.

Бедолага был в ужасе, однако клиент пребывал в спокойствии, и даже отправился с исполнителем картины за деньгами, выплатить обещанную за работу сумму. Заказчик получил и картину, и удовольствие от затеи, став «сообщником» художника. Ученик, которому «померещились» колпаки, получил свои законные 6 флоринов. Ну, а Боттичелли, возможно, приобрел нового постоянного клиента, соратника по эскападам.

Создавать группы, объединения и отправляться на гастроли

Дождаться персональной выставки в какой-нибудь европейской столице — это, конечно, классическая мечта любого художника. Вот тогда будет признание, слава, тогда уж лучшие музеи и коллекционеры начнут делать предложения и оформлять их в чеки с большим количеством нулей. Но даже признанным и прославленным художникам дожидаться исполнения этой мечты приходилось по несколько десятилетий. Так что же делали художники в ожидании такой чести? Правильно, объединялись в группы и устраивали выставки сами. Причем, не обязательно в столицах.

Еще в середине XIX века у художника была единственная возможность стать востребованным и продать картину — попасть на выставку, организованную Художественной академией, а для этого пройти жесткий отбор жюри. Не попал — старайся в следующем году, а пока голодай, пиши портреты лавочников или трать разумно отцовское наследство (с этим везло не многим). Но потом отверженные художники начали собираться в группы — и устраивать первые неофициальные выставки. Будущие импрессионисты создали «Анонимное общество живописцев, скульпторов и граверов», внесли организационные взносы, в ателье знакомого фотографа арендовали зал, определили небольшую плату за вход — и показали свои картины в Париже в обход всех жюри и Салонов. Несмотря на всеобщее возмущение и высмеивание в прессе, им удалось на этой, самой первой, выставке продать несколько работ. Например, «Дом повешенного» Сезанна купил коллекционер граф Арман Дориа за 300 франков, а «Впечатление. Восход солнца» Моне — коллекционер Эрнест Ошеде за 800 франков.
Картины художников-передвижников, участвовавшие в Первой выставке Товарищества
Но импрессионисты вовсе не были первой независимой группой художников, устроивших выставку отдельно от академических. За два года до них Товарищество передвижных художественных выставок в России впервые устраивает, а Петербурге подобное мероприятие. 16 художников, 47 работ. После этого выставка побывала в Москве, Киеве и Харькове -и положила начало уникальному просветительскому проекту, который оказался еще и выгодным стартапом. Передвижники
Товарищество передвижных художественных выставок, как и предшествующая ему Санкт-Петербургская Артель художников, стало одним из первых объединений живописцев и скульпторов России, которое занималось продвижением и продажей произведений искусства. С одной стороны, творческий союз, с другой - финансовое предприятие, - Товарищество не только противопоставляло себя классицизму, навязываемому Академией художеств, но и произвело революцию в русской живописи, вводя в искусство сюжеты из русской истории и картины народного быта, приемы реалистической и натуралистической живописи, тонкий психологизм персонажей.  Читать дальше
приезжали в маленькие городки, жители которых о русском искусстве знали только понаслышке или, в лучшем случае, по черно-белым репродукциям в журналах. Плату за вход назначали небольшую, всего 40 копеек, вдвое меньше — для учеников, а учителей приходских школ впускали бесплатно — и окупали полностью расходы на организацию и переезды. Доходы поначалу были совсем небольшими. Но картины начали покупать не только богатые столичные и московские коллекционеры вроде Третьякова, но и провинциальные любители искусства. Всего передвижники
Товарищество передвижных художественных выставок, как и предшествующая ему Санкт-Петербургская Артель художников, стало одним из первых объединений живописцев и скульпторов России, которое занималось продвижением и продажей произведений искусства. С одной стороны, творческий союз, с другой - финансовое предприятие, - Товарищество не только противопоставляло себя классицизму, навязываемому Академией художеств, но и произвело революцию в русской живописи, вводя в искусство сюжеты из русской истории и картины народного быта, приемы реалистической и натуралистической живописи, тонкий психологизм персонажей.  Читать дальше
провели 47 основных выставок, а вскоре начали устраивать и параллельные: собирали не проданные за предыдущие годы работы и отправляли их по мелким городам России одновременно с основной экспозицией. Случалось, что как раз параллельные охватывали большее количество городов и посетителей.
  • Пабло Пикассо. Эскиз костюма Китайского фокусника к балету "Парад"
  • Леон Бакст. Эскиз костюма Синей султанши к балету "Шахерезада"

Использовать смежные отрасли, особенно - поле театра и моды

Было бы наивно полагать, что все великие художники (особенно те, кого не признавали при жизни) зарабатывали на жизнь исключительно живописью. Конечно, среди них были счастливые исключения: у кого-то находились богатые и влиятельные покровители, кого-то поддерживали состоятельные родители, кому-то доставалось наследство, позволявшее заниматься любимым делом без оглядки на финансы. Но большинство все же вынуждено было зарабатывать на пропитание любыми способами, не дожидаясь, пока современники разглядят их талант или оценят новаторство. Конечно, по возможности художники старались выбирать работу, так или иначе связанную с искусством. Рене Магритт, к примеру, вручную разрисовывал обои. Другие же его коллеги находили себя в сфере театра или моды.
Само собой, звание главного театрала в живописи безоговорочно принадлежит Анри де Тулуз-Лотреку. Одн

Само собой, звание главного театрала в живописи безоговорочно принадлежит Анри де Тулуз-Лотреку. Однако самым ярким примером того, как работа, косвенно связанная с живописью, может дать мощный толчок карьере, стал Альфонс Муха. Переехав в Париж и отучившись в двух престижных художественных школах, молодой Муха вдруг лишился финансовой помощи от покровителя и оказался почти нищим. Он хватался за любую работу: рисовал визитные карточки и приглашения, рекламные плакаты и афиши, меню для ресторанов и этикетки. Накануне Рождества 1893 года Муха оказался единственным хорошо зарекомендовавшим себя художником, не отправившимся в отпуск. К нему и обратился владелец типографии, у которого просто не было другого выбора: «Мой дорогой Муха, только что мне позвонила Сара Бернар. Ей нужен рекламный плакат для постановки. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное?» Муха честно ответил: «Нет. Но я могу попробовать». Он прекрасно понимал, какая это ответственная работа, но и вообразить не мог, что после появления афиш «Жисмонды» на улицах Парижа, он проснется знаменитым. Кроме афиш к спектаклям Сары Бернар он создавал театральные декорации, эскизы костюмов и украшений. Работал над обложками и иллюстрациями для журнала, над рекламными плакатами, дизайном интерьеров и разнообразных этикеток.

Говоря о театре, нельзя не вспомнить о «Русских сезонах» Сергея Дягилева. Многие из художников, создававших декорации и костюмы для постановок Дягилева, на тот момент уже были достаточно знаменитыми, и это было взаимовыгодное сотрудничество. «Русские сезоны» получали доселе невиданное художественное оформление, а имя художника постоянно было на слуху, что повышало спрос на его работы. Валентин Серов, например, создал такую невероятную афишу с портретом Анны Павловой в роли Сильфиды, что некоторые ехидные критики заявляли, будто плакат
Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров. Читать дальше
привлек больше внимания, чем сама балерина на сцене. А костюмы, которые сочинил к балету «Клеопатра» Леон Бакст, так восхитили парижанок, что в моду немедленно вошли тюрбаны, полупрозрачные ткани и юбки-шальвары.
Одним из самых скандальных балетов «Русских сезонов» стала постановка «Весна священная», художественным оформлением которой занимался Николай Рерих. Легенда из жизни выдуманного славянского племени, танцующего дикие языческие танцы в просторных полотняных рубахах, привела публику в исступление. Зал взбунтовался, посыпались оскорбления, и все закончилось дракой. Но еще более скандальным оказался балет «Парад», декорации и костюмы к которому создавал Пабло Пикассо, а музыку написал Эрик Сати. Танцоров нарядили в костюмы из дерева, жести и папье-маше, которые сковывали движения (и это тоже соответствовало замыслу). Музыку, дополненную городским шумом и треском пишущих машинок, публика тоже не поняла. В общем, этот балет, к удовольствию любителя скандальной славы Дягилева, тоже закончился дракой. Но через два года, когда «Парад» показали в Лондоне, этот балет назвали «самым большим успехом английских русских сезонов».
Рекомендуемые работы
Сергей Борисович Кривоногов. Горячий день в Испании. Консуэгра.
Горячий день в Испании. Консуэгра.
2021, 30×30 см
$160
Копия
$53
Цифровая копия
Копии
$53
Цифровая копия
Андрей Люмес. Баня
  • Реклама
Баня
2022, 60×50 см
$120
Оригинал
Татьяна Кравченко. Русалка
  • Реклама
Русалка
50×70 см
$120
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
  • Реклама
Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
2023, 30×30 см
$249
Копия
€75
Цифровая копия
Копии
€75
Цифровая копия
Андрей Викторович Максимов. "На теплых камнях"
  • Реклама
"На теплых камнях"
2022, 130×140 см
$20 000
Оригинал
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$349
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
  • Реклама
"Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
2021, 140×160 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. Перетекание
  • Реклама
Перетекание
150×120 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
  • Реклама
"ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
130×130 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "В радуге"
  • Реклама
"В радуге"
2023, 120×210 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Меж двух дорог"
  • Реклама
"Меж двух дорог"
150×180 см
$20 000
Оригинал
Дарья Мотовилова. Вятская Джоконда
  • Реклама
Вятская Джоконда
2024, 80×60 см
$349
Оригинал

Всегда вести себя достойно и помнить, что вы художник, вы так видите

Наконец, самый очевидный и самый простой совет, о котором легко забыть в погоне за славой и коммерческим успехом. Оставайтесь верны своему взгляду на мир и на искусство, каким бы финансовым провалом ни грозила эта верность. В перспективе самоуважение принесет гораздо большую выгоду, чем потакание заказчику.

Однажды шведскому художнику, известному портретисту Андерсу Цорну, поступил заказ на портрет руского купца и покровителя искусства Саввы Мамонтова. По окончании работы Мамонтов спросил у художника, почему на его костюме нет ни одной пуговицы. Цорн ответил: «Я художник, а не портной».