Регистрация
Илларион Михайлович Прянишников
Илларион
 Михайлович Прянишников
Россия 1840−1894
Подписаться3                
Подписаться3                
Биография и информация
 

Илларио́н Миха́йлович Пря́нишников (1840—1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества Передвижников.

Илларион Прянишников родился 20 марта (1 апреля) 1840 г. в селе Тимашово (нынешняя Калужская область), в купеческой семье.

С 1856 по 1866 г. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у таких мастеров, как Е. С. Сорокин и С. К. Зарянко. Многое для себя Прянишников открывал самостоятельно, прокладывая путь новому, реалистическому видению в искусстве.

Уже в первых работах начала 1860-х гг. («Мальчик-коробейник», «Чтение письма в мелочной лавке») отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, — «Шутники. Гостиный двор в Москве» (1865) — сразу принесла ему широкую известность.

Картина вызвала негодование некоторых «ревнителей» официального академического искусства, считавших, что молодой живописец выступил разрушителем «высокого» предназначения искусства в идеальной форме выражать вечные истины.

Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами «Погорельцы» (1871), «Порожняки» (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни.

Широкую известность получила картина «Эпизод из войны 1812 года» (1874). Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы. В 1880−90-х гг. Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: «Спасов день на Севере» (1887), «Общий жертвенный котел в престольный праздник» (начало 1890-х). А рядом в его творчестве возникали камерные, «сумеречные» по настроению образы и сюжеты «В мастерской художника» (1890), «В провинции» (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, «чеховского» поколения.

Прянишников был участником товарищества передвижных художественных выставок с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления товарищества.

Как живописец испытал также сильное влияние В. Г. Перова.

В 1870 г. Прянишников был удостоен звания художника 1-й степени.

Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873−94), учителем многих известных впоследствии живописцев — С. В. Иванова, Н. А. Касаткина, К. А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и др. В 1893 г. Прянишников был избран действительным членом АХ, но начать преподавание в ней не успел. И последняя картина Прянишникова — «Крестный ход» — осталась незаконченной из-за смерти автора. Жил преимущественно в Москве, однако ездил на русский север для зарисовок с натуры. Принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве.

Прянишников скончался 12 (24) марта 1894 г. в Москве. Его именем названа улица на севере Москвы.

Читать дальше
Работы понравились
Татьяна Иванова

Лента
Илларион Михайлович Прянишников. Жестокие романсы. 1881
Илларион Михайлович Прянишников. На Волге. Баржи. Этюд 1880-е
Илларион Михайлович Прянишников. Конец охоты. 1884
Илларион Михайлович Прянишников. Казаки. 1888  белила, лак
Илларион Михайлович Прянишников. Закладка московского Успенского собора. Эскиз росписи Храма Христа Спасителя в Москве. 1876-1877
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Илларион Михайлович Прянишников. В ожидании шафера
В ожидании шафера
Илларион Михайлович Прянишников
1891,
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 11 работ
Илларион Михайлович Прянишников. Шутник, торговые ряды в Москве
2
Шутник, торговые ряды в Москве
1865, 87×63 см
Илларион Михайлович Прянишников. В 1812 году
0
В 1812 году
1874, 141×83 см
Илларион Михайлович Прянишников. Порожняки
2
Порожняки
1872, 71×48 см
Илларион Михайлович Прянишников. В мастерской художника
1
В мастерской художника
1890, 42×49 см
Илларион Михайлович Прянишников. Крестный ход
1
Крестный ход
Илларион Михайлович Прянишников. В ожидании шафера
1
В ожидании шафера
1891
Илларион Михайлович Прянишников. Закладка московского Успенского собора. Эскиз росписи Храма Христа Спасителя в Москве. 1876-1877
0
Закладка московского Успенского собора. Эскиз росписи Храма Христа Спасителя в Москве. 1876-1877
34×30 см
Илларион Михайлович Прянишников. Казаки. 1888  белила, лак
0
Казаки. 1888 белила, лак
26.5×39.6 см
Илларион Михайлович Прянишников. Конец охоты. 1884
0
Конец охоты. 1884
89.3×69 см
Посмотреть все 11 работ художника
HELP