войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Плакат

Возникновение искусства плаката

Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках, развитии, особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров.
Плакат

Когда и где?

Афиши известны с древних времен. На улицах античных Афин и Рима, в открытых домах Помпеи, размещенные на колоннах или столбах в людных местах, они информировали граждан о текущих событиях городской жизни. На мраморных и металлических пластинах выбивались своды государственных законов, судебные решения, объявлении о театральном действии, спортивном состязании.
Однако в качестве уникального явления в истории искусства плакат как детище художников появился лишь во второй половине XIX века в Западной Европе: это событие стало возможным лишь в определенном контексте времени и места.

Почему?

В середине XIX века вместо ранее выступавших в роли синтетических жанров архитектуры, ландшафтного парка, замка и музея, именно театр интегрирует различные виды искусств. После Великой Французской революции театр покидает дворцы знатных особ, тесня площадные балаганы, и становится доступным широкой публике — буржуазии. Сценическое искусство Европы со свежими силами начинает новую жизнь. Как раз в этот период строятся самые значительные театральные здания и оперные дворцы.
Живопись также начинает служить задачам театра, развиваясь в двух направлениях: внутреннем и внешнем. Первое — декорации, эскизы костюмов, интерьеров, разного рода декоративная и оформительская работа. Второе, внешнее направление — афиша как «лицо» театра, которая, собственно, и дает жизнь художественному плакату.
В то же время вторая промышленная революция дарит художникам новые возможности для творческих экспериментов. Появляется хромолитография, а затем и фото-хромолитография, позволяющая с наименьшими трудностями создавать многоцветные изображения крупными тиражами.
И еще один важный момент. Печатание афиш все больше уходит из-под регламентированного контроля государственных типографий и типографий при императорских театрах (в России право печати объявлений и афиш было только у полицейского начальства). Частные мастерские с печатными и литографскими станками с ростом благосостояния среднего класса множатся как грибы.

Особенности плаката

На живопись плаката особо повлиял тот факт, что она демонстрируется в принципиально ином для себя месте: не в интимных пространствах музея или галереи, а на рекламных тумбах, в театральных помещениях и рекламных проспектах. Другими словами, выходит на улицы, «в люди». Вспомним Маяковского: «Улицы — наши кисти. Площади — наши палитры».
Парижская улица на старой фотографии: внимание — афиши! Источник фото: forum.infrance.su
Парижская улица на старой фотографии: внимание — афиши! Источник фото: forum.infrance.su
Этот принципиальный момент определяет композиционные черты плаката. Яркие, кричащие краски, крупные объекты, плоские формы, лаконичное художественное решение. Ведь главной задачей плаката является привлечение внимания зрителя к какой-либо информации, причем непосредственное на него воздействие кратковременно.
Средняя публика, которая видит плакаты в общественных местах, не в курсе тонкостей и нюансов высокого искусства живописи, поэтому без упрощения и усреднения в этом деле никак.
Помимо прочего, оперативность полиграфического тиражирования выдвигает дополнительные требования к о

Помимо прочего, оперативность полиграфического тиражирования выдвигает дополнительные требования к ограничению количества цветов и стандартам размера листа.
Важное значение в искусстве плаката приобретает соотношение «фигура — фон». При должном использовании трех-четырех локальных контрастирующих цветов, резкости контура, силуэтности изображения (весьма экономичных изобразительных средств), автор может добиться необходимой выразительности.



Слева: Фриц Блейль. Афиша к первой выставке художественного объединения «Мост». 1906

Понятно, что при таких условиях и требованиях художникам-плакатистам приходилось исхитряться, чтобы, сохраняя художественность, не впасть в вульгарность. Поэтому мастера балансировали между голой эстетикой, казавшейся наиболее выгодной в таких условиях, и содержательным, но приземленным сообщением.

Важным для искусства плаката является и новое соотношение между шрифтом и изображением. Шрифт становится самостоятельной, часто орнаментальной фигурой, задействованной в общем пространстве работы. Когда плакат войдет в сферу агитации и пропаганды, надпись станет даже значительней изображения.
Новую эру плаката — технически в виде трех- или четырехцветной литографии — открывает своими работами в 1870-е годы Жюль Шере.
Служащий Мулен Руж и Тулуз-Лотрек у плаката Жюля Шере «Бал в Мулен Руж».
Источник фото: izbrannoe.co
Служащий Мулен Руж и Тулуз-Лотрек у плаката Жюля Шере «Бал в Мулен Руж».
Источник фото: izbrannoe.com

Первопроходец

Интересно, что Шере, с одной стороны — потомственный литограф. С другой — художник-самоучка. В 13 лет Жюль, не окончив школы, на три года поступил учеником к литографу. Затем посещал Национальную школу дизайна в Париже, потом бросил все и занялся самообразованием.
Жюль Шере. Обложка журнала Pan. Литография. 1900. Источник: sotherans.co.uk
Жюль Шере. Обложка журнала Pan. Литография
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
. 1900. Источник: sotherans.co.uk
До того, как заняться театральными афишами, Шере создавал иллюстрации и обложки к романам, журналам, газетам, буклетам и прочей подобной продукции. Всего таких работ было выполнено свыше 120. В 1858 году, после недолгих мытарств, он получает первый крупный заказ — афиши для оперетты Оффенбаха «Орфей в аду».
Афиша оперетты Оффенбаха «Орфей в аду» Жюля Шере. Интересный факт: художником, который работал над д
Афиша оперетты Оффенбаха «Орфей в аду» Жюля Шере. Интересный факт: художником, который работал над декорациями спектакля, был Гюстав Доре.
В этой работе Жюля Шере еще присутствует достаточно длинная и проработанная перспектива, насыщенный деталями фон, где разворачивается грандиозное действие, композиционно выстроенное по направлению к главным героям — крупно очерченным фигурам переднего плана. Здесь еще нет броских, ярких и контрастных цветов, колорит достаточно мягкий.
Все это появится после: Шере едет в Лондон для изучения английской техники цветной литографии. Здесь он знакомится с Эженом Риммелем — парфюмером, нанявшим Шере для работы над дизайном упаковок духов.
Это, конечно, не духи. Оцените тонкий ход: на плакате, рекламирующем «Саксолин» — безопасный керосин
Это, конечно, не духи. Оцените тонкий ход: на плакате, рекламирующем «Саксолин» — безопасный керосин для ламп — самого продукта не показано. Зато как грамотно представлен нехитрый товар с помощью теплых тонов и эффектной композиции!
В 1866 году все тот же Риммель командирует Шере (вместе с литографским станком) обратно в Париж с целью открытия там магазина цветных плакатов: подобного в «столице мира» не было. Добившись таким образом творческой независимости, Шере с головой уходит в искусство плаката.
В 1869 году художник вводит новую систему печати из трех камней: один черный, один красный и третий — «декоративный» (фон, выполненный путем печати двух цветов из одного камня, с «прохладными» цветами вверху и «теплыми» — внизу). Этот процесс стал основой цветных плакатов Шере в 1870-х и 1880-х годах. Этот мастер достиг того, чего раньше не делал никто. На этой же технической основе стали работать его коллеги — Стейнлен, Грассе, более именитый Тулуз-Лотрек и многие другие.
С помощью театрофона, изображенного на плакате, можно было послушать стереофоническую трансляцию опе
С помощью театрофона, изображенного на плакате, можно было послушать стереофоническую трансляцию оперного или театрального представления.
Главным героем, точнее — героиней афиш Шере стала легкая изящная красавица — «шеретка», кокетливо заигрывающая с публикой парижских улиц.
За 15 лет до того, как Флоренц Зигфельд прославлял красоту и раскованность американской девушки, про
За 15 лет до того, как Флоренц Зигфельд прославлял красоту и раскованность американской девушки, проявление сексуальной привлекательности на сцене (а значит, и на афишах) вовсю приветствовалось в Париже.
Жюля Шере называют «отцом художественного плаката» — он придал литографии новый, высокий статус, сравнимый с живописным жанром, а выдающееся художественное достоинство его работ соревнуется разве что с произведениями Анри де Тулуз-Лотрека.

Работа Анри де Тулуз-Лотрека - афиша из собрания музея Ван Гога в Амстердаме.
Работа Анри де Тулуз-Лотрека - афиша из собрания музея Ван Гога в Амстердаме.

Последователи

Шере был знаком со многими известными художниками того времени и, как уже было сказано, его творческий метод брали на вооружение собратья по ремеслу. Среди них — Эжен Грассе и Теофил Стейнлен.
В творчестве Грассе уклон в сторону ар-нуво еще более ощутим. В этом стиле он создает дизайн множества вещей: от витражей до книжных обложек, от пианино до меню, исполняя призыв философии модерна — сделать красивым все предметное окружение человека.

Во Франции Грассе, как и Уильям Моррис в Англии, первый пытался примирить искусство и промышленность. Заинтересованный во всех прикладных искусствах, он естественно пришел к плакату.
Произведения Грассе в особом стиле — с элементами графики, с отчетливым контуром и отчетливо выраженным цветовым пятном, — современники сравнивали с витражами. А по поводу работ для календаря, заказ на который художник получил в 1894 году, поэт и писатель Леон Блуа писал, что по качеству и высоте исполнения они напоминают ему религиозную иконографию эпохи Возрождения.

Календарь «La Belle Jardiniere» («Прекрасный сад») — одна из наиболее выдающихся и известных работ Эжена Грассе.
Грассе глубоко интересовался старыми японскими гравюрами, книжными иллюстрациями эпохи Ренессанса, г





Грассе глубоко интересовался старыми японскими гравюрами, книжными иллюстрациями эпохи Ренессанса, графикой художников средневековья. Влияние мастеров прошлого угадывается в его чутких, тонких и деликатных изображениях. По сравнению с плакатами Шере его работы более камерные, спокойные и декоративные.




Эжен Грассе. Плакат для выставки в знаменитой лондонской Grafton Galleries. 1983

Младший современник Грассе и Шере, Стейнлен стал известен своими плакатами кабаре «Черный кот».
В фокусе внимания художника была ночная жизнь Монмартра — «столицы искусств», а кабаре было центральным энергетическим узлом, «местом силы» всего богемного движения Парижа.
На афише выставки импрессионистов «Моту и Дория» (1893 г.) Стейнлен завуалировано выразил занимавшие
На афише выставки импрессионистов «Моту и Дория» (1893 г.) Стейнлен завуалировано выразил занимавшие его проблемы классового неравенства с помощью противопоставления «Парижа, который развлекается» и «Парижа, который работает».
Стейнлен не изображает девиц, он изображает кошек. Они становятся символом его живописи; «кошачий стиль» делает ему имя.
Первая иллюстрация слайдера — рекламный плакат молока, на котором изображена дочь Стейнлена Колетт: она пробует продукт, прежде чем дать его кошкам. Эта работа вызвала массу восторженных откликов.
Другая сторона творческой карьеры Стейнлена — живопись и графика, посвященная событиям Первой мировой войны и военным конфликтам в Сербии, — осталась малозамеченной.

Что дальше?

Со временем, получивший начальный импульс на театральной стезе, художественный плакат начал обслуживать другие области общественной жизни. С возникновением кино создается автономное направление художественного киноплаката.
33 постера легендарного дизайнера Сола Басса к культовым фильмам - в специальной публикации Артхива
33 постера легендарного дизайнера Сола Басса к культовым фильмам - в специальной публикации Артхива
В период Первой мировой войны плакат активно используют как средство агитации. В экспериментах Баухауза он встраивается в общую концепцию промышленного дизайна. В России, в эпоху революции, плакат становится мощным средством пропаганды, а после Второй мировой войны призывает к миру и согласию.

Изменяются технологии производства, постоянно меняется стиль. В какой-то момент (ближе к нашему времени) плакат уходит из сферы художественного творчества и занимает прочное место в сфере рекламного дизайна.

Вид экспозиции «Эфемероиды. ХХ век в плакате» в Киеве
Вид экспозиции «Эфемероиды. ХХ век в плакате» в Киеве
…Изменяются технологии производства, постоянно меняется стиль. В какой-то момент (ближе к нашему времени) плакат уходит из сферы художественного творчества и занимает прочное место в сфере рекламного дизайна.
Рекомендуемые выставки и показы
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Автор: Денис Миронов.
Титульная иллюстрация: Анри де Тулуз-Лотрек. Аристид Брюан в «Амбассадоре». 1893. (деталь. Работа с описанием — в Артхиве).