Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках,развитии,особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров.
Когда и где?
Афиши известны с древних времен. На улицах античных Афин и Рима,в открытых домах Помпеи,размещенные на колоннах или столбах в людных местах,они информировали граждан о текущих событиях городской жизни. На мраморных и металлических пластинах выбивались своды государственных законов,судебные решения,объявлении о театральном действии,спортивном состязании. Однако в качестве уникального явления в истории искусства плакат как детище художников появился лишь во второй половине XIX века в Западной Европе: это событие стало возможным лишь в определенном контексте времени и места.
В середине XIX века вместо ранее выступавших в роли синтетических жанров архитектуры,ландшафтного парка,замка и музея,именно театр интегрирует различные виды искусств. После Великой Французской революции театр покидает дворцы знатных особ,тесня площадные балаганы,и становится доступным широкой публике — буржуазии. Сценическое искусство Европы со свежими силами начинает новую жизнь. Как раз в этот период строятся самые значительные театральные здания и оперные дворцы. Живопись также начинает служить задачам театра,развиваясь в двух направлениях: внутреннем и внешнем. Первое — декорации,эскизы костюмов,интерьеров,разного рода декоративная и оформительская работа. Второе,внешнее направление — афиша как«лицо» театра,которая,собственно,и дает жизнь художественному плакату.
В то же время вторая промышленная революция дарит художникам новые возможности для творческих экспериментов. Появляется хромолитография,а затем и фото-хромолитография,позволяющая с наименьшими трудностями создавать многоцветные изображения крупными тиражами. И еще один важный момент. Печатание афиш все больше уходит из-под регламентированного контроля государственных типографий и типографий при императорских театрах(в России право печати объявлений и афиш было только у полицейского начальства). Частные мастерские с печатными и литографскими станками с ростом благосостояния среднего класса множатся как грибы.
Особенности плаката
На живопись плаката особо повлиял тот факт,что она демонстрируется в принципиально ином для себя месте: не в интимных пространствах музея или галереи,а на рекламных тумбах,в театральных помещениях и рекламных проспектах. Другими словами,выходит на улицы,«в люди». Вспомним Маяковского: «Улицы — наши кисти. Площади — наши палитры».
Парижская улица на старой фотографии: внимание — афиши! Источник фото: forum.infrance.su
Этот принципиальный момент определяет композиционные черты плаката. Яркие,кричащие краски,крупные объекты,плоские формы,лаконичное художественное решение. Ведь главной задачей плаката является привлечение внимания зрителя к какой-либо информации,причем непосредственное на него воздействие кратковременно.
Средняя публика,которая видит плакаты в общественных местах,не в курсе тонкостей и нюансов высокого искусства живописи,поэтому без упрощения и усреднения в этом деле никак.
Помимо прочего,оперативность полиграфического тиражирования выдвигает дополнительные требования к ограничению количества цветов и стандартам размера листа. Важное значение в искусстве плаката приобретает соотношение«фигура — фон». При должном использовании трех-четырех локальных контрастирующих цветов,резкости контура,силуэтности изображения(весьма экономичных изобразительных средств), автор может добиться необходимой выразительности.
Слева: Фриц Блейль. Афиша к первой выставке художественного объединения«Мост». 1906
Понятно,что при таких условиях и требованиях художникам-плакатистам приходилось исхитряться,чтобы,сохраняя художественность,не впасть в вульгарность. Поэтому мастера балансировали между голой эстетикой,казавшейся наиболее выгодной в таких условиях,и содержательным,но приземленным сообщением.
Важным для искусства плаката является и новое соотношение между шрифтом и изображением. Шрифт становится самостоятельной,часто орнаментальной фигурой,задействованной в общем пространстве работы. Когда плакат войдет в сферу агитации и пропаганды,надпись станет даже значительней изображения.
Новую эру плаката — технически в виде трех- или четырехцветной литографии — открывает своими работами в 1870-е годы Жюль Шере.
Служащий Мулен Руж и Тулуз-Лотрек у плаката Жюля Шере«Бал в Мулен Руж». Источник фото: izbrannoe.com
Первопроходец
Интересно,что Шере,с одной стороны — потомственный литограф. С другой — художник-самоучка. В 13 лет Жюль,не окончив школы,на три года поступил учеником к литографу. Затем посещал Национальную школу дизайна в Париже,потом бросил все и занялся самообразованием.
Жюль Шере. Обложка журнала Pan. Литография
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
До того,как заняться театральными афишами,Шере создавал иллюстрации и обложки к романам,журналам,газетам,буклетам и прочей подобной продукции. Всего таких работ было выполнено свыше 120. В 1858 году,после недолгих мытарств,он получает первый крупный заказ — афиши для оперетты Оффенбаха«Орфей в аду».
Афиша оперетты Оффенбаха«Орфей в аду» Жюля Шере. Интересный факт: художником,который работал над декорациями спектакля,был Гюстав Доре.
В этой работе Жюля Шере еще присутствует достаточно длинная и проработанная перспектива,насыщенный деталями фон,где разворачивается грандиозное действие,композиционно выстроенное по направлению к главным героям — крупно очерченным фигурам переднего плана. Здесь еще нет броских,ярких и контрастных цветов,колорит достаточно мягкий. Все это появится после: Шере едет в Лондон для изучения английской техники цветной литографии. Здесь он знакомится с Эженом Риммелем — парфюмером,нанявшим Шере для работы над дизайном упаковок духов.
Это,конечно,не духи. Оцените тонкий ход: на плакате,рекламирующем«Саксолин» — безопасный керосин для ламп — самого продукта не показано. Зато как грамотно представлен нехитрый товар с помощью теплых тонов и эффектной композиции!
В 1866 году все тот же Риммель командирует Шере(вместе с литографским станком) обратно в Париж с целью открытия там магазина цветных плакатов: подобного в «столице мира» не было. Добившись таким образом творческой независимости,Шере с головой уходит в искусство плаката.
В 1869 году художник вводит новую систему печати из трех камней: один черный,один красный и третий — «декоративный»(фон,выполненный путем печати двух цветов из одного камня,с «прохладными» цветами вверху и «теплыми» — внизу). Этот процесс стал основой цветных плакатов Шере в 1870-х и 1880-х годах. Этот мастер достиг того,чего раньше не делал никто. На этой же технической основе стали работать его коллеги — Стейнлен,Грассе,более именитый Тулуз-Лотрек и многие другие.
С помощью театрофона,изображенного на плакате,можно было послушать стереофоническую трансляцию оперного или театрального представления.
Главным героем,точнее — героиней афиш Шере стала легкая изящная красавица — «шеретка», кокетливо заигрывающая с публикой парижских улиц.
За 15 лет до того,как Флоренц Зигфельд прославлял красоту и раскованность американской девушки,проявление сексуальной привлекательности на сцене(а значит,и на афишах) вовсю приветствовалось в Париже.
Жюля Шере называют«отцом художественного плаката» — он придал литографии новый,высокий статус,сравнимый с живописным жанром,а выдающееся художественное достоинство его работ соревнуется разве что с произведениями Анри де Тулуз-Лотрека.
Шере был знаком со многими известными художниками того времени и,как уже было сказано,его творческий метод брали на вооружение собратья по ремеслу. Среди них — Эжен Грассе и Теофил Стейнлен. В творчестве Грассе уклон в сторону ар-нуво еще более ощутим. В этом стиле он создает дизайн множества вещей: от витражей до книжных обложек,от пианино до меню,исполняя призыв философии модерна — сделать красивым все предметное окружение человека.
Во Франции Грассе,как и Уильям Моррис в Англии,первый пытался примирить искусство и промышленность. Заинтересованный во всех прикладных искусствах,он естественно пришел к плакату.
Произведения Грассе в особом стиле — с элементами графики,с отчетливым контуром и отчетливо выраженным цветовым пятном, — современники сравнивали с витражами. А по поводу работ для календаря,заказ на который художник получил в 1894 году,поэт и писатель Леон Блуа писал,что по качеству и высоте исполнения они напоминают ему религиозную иконографию эпохи Возрождения.
Календарь«La Belle Jardiniere»(«Прекрасный сад») — одна из наиболее выдающихся и известных работ Эжена Грассе.
Грассе глубоко интересовался старыми японскими гравюрами,книжными иллюстрациями эпохи Ренессанса,графикой художников средневековья. Влияние мастеров прошлого угадывается в его чутких,тонких и деликатных изображениях. По сравнению с плакатами Шере его работы более камерные,спокойные и декоративные.
Эжен Грассе. Плакат для выставки в знаменитой лондонской Grafton Galleries. 1983
Младший современник Грассе и Шере,Стейнлен стал известен своими плакатами кабаре«Черный кот».
В фокусе внимания художника была ночная жизнь Монмартра — «столицы искусств», а кабаре было центральным энергетическим узлом,«местом силы» всего богемного движения Парижа.
На афише выставки импрессионистов«Моту и Дория»(1893 г.) Стейнлен завуалировано выразил занимавшие его проблемы классового неравенства с помощью противопоставления«Парижа,который развлекается» и «Парижа,который работает».
Стейнлен не изображает девиц,он изображает кошек. Они становятся символом его живописи; «кошачий стиль» делает ему имя.
Первая иллюстрация слайдера — рекламный плакат молока,на котором изображена дочь Стейнлена Колетт: она пробует продукт,прежде чем дать его кошкам. Эта работа вызвала массу восторженных откликов.
Другая сторона творческой карьеры Стейнлена — живопись и графика,посвященная событиям Первой мировой войны и военным конфликтам в Сербии, — осталась малозамеченной.
Со временем,получивший начальный импульс на театральной стезе,художественный плакат начал обслуживать другие области общественной жизни. С возникновением кино создается автономное направление художественного киноплаката.
33 постера легендарного дизайнера Сола Басса к культовым фильмам - в специальной публикации Артхива
В период Первой мировой войны плакат активно используют как средство агитации. В экспериментах Баухауза он встраивается в общую концепцию промышленного дизайна. В России,в эпоху революции,плакат становится мощным средством пропаганды,а после Второй мировой войны призывает к миру и согласию.
Изменяются технологии производства,постоянно меняется стиль. В какой-то момент(ближе к нашему времени) плакат уходит из сферы художественного творчества и занимает прочное место в сфере рекламного дизайна.
…Изменяются технологии производства,постоянно меняется стиль. В какой-то момент(ближе к нашему времени) плакат уходит из сферы художественного творчества и занимает прочное место в сфере рекламного дизайна.