Анри Фантен-Латур (фр.
Henri Fantin-Latour; 14 января 1836, Гренобль — 25 августа 1904, Буре) - французский живописец и литограф, известный своими натюрмортами и групповыми портретами художников и музыкантов.
Особенности творчества художника Анри Фантен-Латура: Мастерски писал цветочные натюрморты, его кисти принадлежат примерно 800 полотен. Благодаря дружбе с
Уистлером, нашел в Англии свою публику и покупателей для картин. Во Франции больше известен как художник-портретист. Дружил со многими импрессионистами, хотя сам он работал в реалистической манере.
Известные картины Анри Фантена-Латура: «Посвящение Делакруа»,
«Портрет Эдуара Мане»,
«Ателье в Батиньоле",
«Юбилей композитора Гектора Берлиоза»,
«У фортепиано»,
«Маки в вазе».
Анри Фантен-Латур родился в семье портретиста Жана-Теодора Фантен-Латура и Елены Найденовой, русской по происхождению - из города Орел. В 1841 семья переехала из Гренобля в Париж, глава семейства надеялся, что в столице продажа картин будет более успешной.
Отец рано заметил талант сына и стал его первым учителем - учеба заключалась в копировании гравюр и литографий. В 15 лет в Париже Анри поступил в художественную школу Лекока де Буабодрана с новаторскими методами обучения: ученики выходили на улицу, а потом по памяти рисовали все, что видели.
Лувр в творческой и личной жизни Фантен-Латура
Лувр для художника был особенным местом. В 16 лет Анри Фантен-Латур пришел копировать картины и был очарован музеем. Он говорил:
«Лувр! Лувр! Только Лувр! Чем больше вы будете копировать, тем лучше». Репродукции старых мастеров - Тициана, Веронезе и Ван Дейка - стали частью обучения и приносили постоянный доход в течении 12 лет. Даже квартиру Анри выбрал рядом с Лувром на улице Искусств, дом 8. Фантен-Латур жил в ней 30 лет, почти ежедневно навещая любимый музей.
В 1866 в Лувре художник познакомился с
Викторией Дюбург - художницей, пианисткой и будущей женой. Застенчивый Анри на самом деле уже был «главой» семьи - после смерти матери в 1858 он заботился о больном отце и сестре Натали, которую пожизненно поместили в больницу для душевнобольных Шаратон. Они поженятся только через 10 лет, после смерти отца, и этот брак станет счастливым союзом единомышленников.
Свой среди чужих
Фантен-Латура трудно отнести к какому-либо художественному течению. Он не называл себя реалистом, как
Курбе, учеником которого он был. С импрессионистами его связывала больше дружба и идейное родство, чем живописная практика. Он наблюдал за художественными течениями XIX века, не присоединяясь ни к одному из них. На картинах Фантен-Латура
«Портрет Альфонса Легро»,
«Стул у окна» можно заметить эксперименты со стилем: крупные нерастушеванные мазки, эмоциональность, живость портрета - это явное влияние импрессионистов.
Портреты людей, портреты цветов и абсолютная живопись
Его картины были популярны в Англии. Благодаря Уистлеру и художнику-любителю
Эдвину Эдвардсу, цветочные натюрморты Фантен-Латура раскупали, как горячие пирожки, и художнику постоянно поступали новые заказы. Во Франции же он известен как портретист - его сдержанные реалистичные картины и групповые изображения художников и музыкантов тепло принимала публика.
Несмотря на признание, художник мечтал о новом жанре, об абсолютной живописи, совершенно противоположной реализму, которая не имеет «ничего общего с жизнью». Он назвал свои экспериментальные композиции «воображаемые сюжеты» (
1,
2,
3). Это картины с фантастическими и мифологическими сценами, на которых фигуры обнажены или одеты в пеструю одежду, с нечеткими контрастами света и тени, иногда элементы на полотне буквально растворяются и трудно различить, что рисовал живописец в своем воображении и на полотне.
Часто это картины по сюжетам музыкальных произведений (
1,
2) - художник был страстным поклонником музыки. Он назвал Вагнера, Шумана, Берлиоза, Брамса «композиторами будущего» и вдохновлялся их музыкой:
«Если бы был музыкантом - писал бы как они, но увы» В последние годы жизни Фантен-Латур уделял большое внимание литографии, которой он заинтересовался еще в 1862 году. Тогда его произведения посчитали слишком революционными, и работу в этом жанре художник возобновил за несколько лет до своей смерти в 1904.
Автор: Александра Бережная