При этом Джон Рёскин считал борьбу за избирательные права женщины вздором и яростно этому сопротивлялся, он не признавал железную дорогу и утомлял себя длительными поездками на перекладных почтовых каретах. Противник механизированного труда, он настаивал, чтобы его книги печатались на бумаге ручной работы, а по магазинам развозились на тележках. Он водил оксфордских студентов, которым преподавал изящные искусства, чинить дороги. Одним из них был, кстати, Оскар Уайльд, очарованный Рёскином и «прозревший» под впечатлением от его лекций по изящным искусствам.
Рёскин потратил милионное наследство на общественные дела и самым неприличным образом провалил брак. Его жена Эффи добилась развода в Англии, стране, в которой бракоразводные процессы случались реже, чем солнечные дни. Рёскин не считал себя большим художником и признавался, что у него напрочь отсутствует воображение — он брал в руки кисть или карандаш только для того, чтобы во всех подробностях изучить красоту окружающего мира. Желательно, подальше от железной дороги, которая неумолимо портила его любимые пейзажи.
Один на один с миром
«Начало всей моей художественной деятельности в жизни зависело не от моей любви к искусству, а от любви к горам и морю», — говорил Рёскин. Еще ребенком он проводил все погожие дни в саду: пребывая в созерцательном восторге, рассматривал цветы и разбирал их на части, пока не понимал, как в них все устроено. Горы, травы, облака, реки и море были главными детскими чудесами Джона. Дело не в том, что он сознательно отказывался от привычных мальчишеских игр с ровесниками или шумных посиделок с гостями. Он просто ничего этого никогда не видел. Его родители жили в полном уединении, были набожны и суровы — и посвятили все свои мысли воспитанию сына. Отец Рёскина был успешным и состоятельным виноторговцем, но для Джона готовил совсем другое будущее. Ежегодно мальчик должен был прочитывать Библию, а ежедневно, едва проснувшись, выбирал из нее главу, которую собирался сегодня выучить. В доме редко бывали гости, на многие мили вокруг никаких соседей, игрушки запрещались, за нытье и сопротивление, даже за неуклюжее падение — пороли. В 4 года мальчик выучился читать, к 6 годам уже писал романы, а к 8 — весьма торжественные поэмы о событиях из своей жизни. При этом события большим разнообразием не отличались.Еще десятилетним мальчишкой Джон услышал от отца, что ему предстоит просвещать людей своей мудростью и изменить этот мир. Это пророчество сбудется. Но, кроме того, Рёскину придется учиться простейшим житейским делам и человеческим отношениям, потому что в этом вопросе он оказался совершенным невеждой.
Дело Тёрнера
Родители Рёскина мечтали, чтобы сын стал епископом. Но когда выпускник Оксфорда Джон Рёскин начал писать статьи и книги, решили, что литературная слава тоже вполне подходит для него. Юноше было всего 23 года, когда он встал на защиту любимого художника Уильяма Тёрнера. В то время как уважаемые и убеленные сединами критики брызгали слюной и доказывали, что Тёрнер совсем сошел с ума и мешает воображение в мыльной пеной, юный Джон пишет эссе, которое со временем перерастает в книгу «Современные живописцы».Тёрнер не похож ни на кого, его нельзя судить по принятым в критике правилам. Тёрнер — герой и бог для Рёскина. Впервые он увидел репродукцию своего будущего кумира в 11-летнем возрасте в литературном иллюстрированном альманахе, а уже в следующем году начал брать уроки рисования сам. Потом ему в руки попала книга с иллюстрациями Тёрнера — и он нашел в этом художнике героя юности. В студенчестве он потратил треть годового содержания на покупку картины Тёрнера. К моменту смерти своего кумира Джон успел приобрести 2 его картины и 30 акварелей. Когда умрет сам Рёскин, в его коллекции будет 300 работ Тёрнера. И это при том, что некоторые ему пришлось продать.
Блестящий литературный талант Рёскина превращает эти идеи в культовые — его боготворят юные художники, которые уже как раз пошли на пленэры, научились отличать чертополох от можжевельника и начали звать в свои студии живых натурщиц. Но и почтенные члены Академии теперь с Рёскином считаются. Имена, освященные его пером, автоматически обретают знак качества, картины продаются, художники к выставкам допускаются.
Тёрнер останется непревзойденным художником для Рёскина: он один способен вызывать почти религиозные переживания, проникать в смысл божественного творения, но при этом ни на йоту не искажать уникальность каждого природного явления, воссоздавать, а не просто изображать, энергию стихий. Джон Рёскин докажет всем, что Тёрнер — гений, и станет одним из 8 распорядителей наследия художника, когда в 1851 году тот умрет. Сотни эротических зарисовок, найденных среди безукоризненных пейзажных мотивов, повергнут Рёскина в отчаянье. Сам для себя он решит, что его кумир страдал от психического расстройства и просто не мог рисовать эту непристойность, будучи в своем уме. Ради очищения имени покойного и сохранения его репутации рисунки решено было уничтожить — Рёскин лично наблюдал за костром, в котором исчезали пикантные фантазии Тёрнера. Можно только строить догадки об объеме и разнообразии этих работ — сохранилось совсем немного.
Но какими бы скверными эскизами не были наполнены папки с рисунками Тёрнера, именно этот художник вдохновил Рёскина на многолетнее проповедование нового искусства. И, конечно, за его пылкими проповедями последовали молодые художники, целое братство.
Забыть Рафаэля
Рёскин написал книгу о Тёрнере и еще несколько — о средневековой архитектуре, к нему прислушивались и ценили его взгляды, но на магистральную линию в британском искусстве это мало повлияло. Стены национальной галереи были украшены традиционными картинами, подернутыми коричневатой дымкой, которая должна была имитировать благородную старину. Дамы в париках, глуховатые, неразборчивые пейзажи, утомительно однообразные позы на классических портретах — ничего не менялось с тех пор, как первым президентом академии был Джошуа Рейнольдс.Когда в залах Королевской академии появились картины Данте Габриэля Россетти, Холмана Ханта и Джона Эверета Милле, их просто высмеяли. Критики любого авангардного движения
Рёскину немного за 30, но он настоящая звезда. К тому же его книги так блестяще написаны и так убедительны — вскоре он напишет о новом искусстве так, что зрители и даже члены академии поверят ему, а не Чарльзу Диккенсу, например, возмущенному святотатственными картинами прерафаэлитов. Но Рёскин никогда не ограничивался лишь декларацией идей, а искренне осуществлял их. Он покупал картины Россетти, восхищался его возлюбленной Элизабет — и чтобы подвигнуть беспечного Россетти к браку, выделил девушке денежное приданое к свадьбе. Он покровительствовал Эдварду Бёрн-Джонсу и во многом вдохновил его дизайнерские проекты. Но самым талантливым и последовательным из прерафаэлитов Рёскин считал Милле: поручал ему делать эскизы для своих лекций по архитектуре, заказывал проекты витражей и попросил, в конце концов, написать свой портрет , который стал причиной большого личного скандала.
В спальне Рёскина
Джон Рёскин в свои 27 лет был завидным женихом: его родители были богаты, он сам успел прославиться, он носил шейный платок небесного цвета, который выгодно оттенял его голубые глаза, много путешествовал, писал стихи и прекрасно рисовал. Но он продолжал жить с родителями и во всем слушался их советов. Он женился на 18-летней Ефимии Грей, потому что давно ее знал и потому что его отец поддержал этот выбор. Об этом браке придумали миллион легенд и пикантных подробностей. Эмма Томпсон, например, написала сценарий для фильма «Эффи», не избежав грубых преувеличений и игнорирования некоторых обстоятельств. Страсть к подглядыванию в чужие спальни — очень сильное вдохновение. Но в случае с Рёскином и его женой Эффи все еще интересней: подглядывать было некуда. Они прожили вместе 5 лет и при разводе мадам Рёскин предъявила врачам и адвокату неоспоримое доказательство несостоятельности мужа — собственную девственность. Они побывали вместе в Венеции, где Рёскин собирал материалы для книги, он обучал ее живописи и подписал несколько работ в том числе и ее именем рядом со своим. Они бывали вместе в свете — и юная жена знаменитого художественного критика обзавелась важными и интересными знакомствами. Она позировала Милле и выглядела на этих картинах привлекательной, очень привлекательной. Но только не для собственного мужа.Но это был влиятельный чудак. И художник Джон Эверет Милле посчитал за честь, когда Рёскин попросил написать его портрет . В качестве фона для позирования выбирается прекрасный пейзаж с водопадом в Шотландии, куда и отправляются Милле и Рёскин с женой. Чтоб не терять времени даром, Джон договаривается о первых в его карьере публичных лекциях в Эдинбурге — для тысячи студентов несколько дней подряд рассказывает о Тёрнере и прерафаэлитах как пророках нового искусства. И оставляет (некоторые биографы утверждают, что намеренно) жену один на один с молодым и пылким художником, которому предстоит поработать над фоном, пока его модель занята лекциями. Эффи и Эверетт полюбят друг друга, и вскоре по возвращении из Шотландии она добьется развода, выйдет замуж за Милле, счастливо проживет с ним всю жизнь и станет матерью 8 детей. А эти 5 лет брака с Рёскином забудет как страшный сон, который вспомнится ей лишь однажды.
Джону Рёскину было 40 лет, когда он по-настоящему влюбился. Его возлюбленной было… 11. Стоит опять вспомнить о сожженых рисунках Тёрнера, чтобы не сомневаться: эта любовь была невинной, но всепоглощающей и безумной. Рёскин ждал совершеннолетия Розы ла Туш, чтобы попросить ее руки у родителей. Но те, испуганные его настойчивостью и разницей в возрасте, решили спросить рекомендаций у его бывшей жены. И Эффи не стала ничего скрывать. Жениху отказали, Роза умерла спустя 10 лет от изнурительного поста, нервного истощения или религиозной истерии. Она была впечатлительным и мечтательным ребенком, а во взрослом возрасте эти черты обрели все признаки нездоровой мании. А Рёскин после ее смерти пережил первый приступ психического расстройства.
Жить по написанному
Джона Рёскина легко вообразить самовлюбленным скоморохом, помешанным на нравственности и собственной персоне, или Дон Кихотом, который всю жизнь провел в выдуманном мире, принимая мельницы за рыцарей, а статуи — за женщин. Сценаристы биографических кино-драм чаще всего так и поступают. Конечно, постоянная опека и вера родителей в его исключительность (мать, кстати, поселилась в университетском городке по соседству, даже когда Джон поступил в Оксфорд) не способствовала правильному представлению о мире, не дала развиться простым житейским навыкам. Поэтому Рёскину приходилось самому писать правила своей жизни. И он бы так и остался виртуозным литератором-мечтателем, если бы не принимался менять мир всякий раз, когда ставил точку в новой книге.Ему, богатому мальчику, не видевшему бедности, удалось во взрослой жизни сначала выстроить умозрительную теорию социального равенства и необходимости образования для каждого. А потом он вместе с двумя единомышленниками создал колледж для рабочих, где они могли бы после работы получать необходимые знания абсолютно бесплатно. Рёскин был одержим этой идеей доступности знаний, а потому написал самоучитель «Азы рисования» и издавал образовательный журнал для рабочих.
Отказавшись от газового освещения в своем доме и от железной дороги, он при этом с восторгом принимал фотографию. Для него это было чудо: теперь не нужно зарисовывать стену собора со всеми орнаментами и барельефами, чтобы описать их значение и красоту в книге. Можно просто сделать фото, которое сохранит даже небольшие сколы, фактуру камня и не исказит пропорций. Он же со знакомой нам настойчивостью защищал художников, которых обвиняли в использовании фотографий в процессе работы над картинами. Любые способы познания мира хороши, если обеспечивают точность и приближают к истине.
Эта одержимость истиной и точностью привела Рёскина в суд. Художник Джеймс Уистлер обвинял его в несправедливой критике. В одной из лондонских газет Рёскин опубликовал статью, где наотрез отказался считать пейзажи Уистлера искусством: «Я много слышал о бесстыдстве и самомнении кокни. Но не думал, что мне доведется увидеть, как самодовольный скоморох станет требовать двести гиней за то, что плеснул из горшка с краской в лицо публике». Растеряные судьи сами-то не знали, как судить этот случай и что считать искусством. В итоге Уистлер получил символическую компенсацию от обидчика и разорился на судебных расходах, к тому же, его пейзажи, опороченные Рёскином, перестали покупать.
Автор: Анна Сидельникова