Проект уже называют одним из главных событий выставочного года: более 250 работ, весь цвет русского авангарда представлен в честь юбилея музея, которого уже нет. Музей живописной культуры просуществовал с 1919 по 1929 годы и успел стать горнилом авангардных творческих идей, которые Третьяковская галерея исследовала по архивным документам для выставки «Авангард. Список № 1».
Экспозиция приурочена к 100-летию первого в мире государственного музея современного искусства. Для проекта собрали более 250 работ из 18 российских и 5 зарубежных коллекций. Василий Кандинский и Казимир Малевич, Давид Штеренберг и Владимир Татлин, Михаил Ларионов, Любовь Попова — весь цвет русского авангарда начала XX века сто лет назад был собран в большую яркую коллекцию. Помимо живописных, графических и скульптурных работ на выставке в Третьяковке представлена крупная подборка ценнейших архивных и аналитических материалов, посвященных истории МЖК.
«Выставочно-учебный музей современного искусства» — такова была изначальная концепция этого беспрецедентного проекта Советской России, на который были выделены государственные средства. Для его организации была создана специальная комиссия, в которую вошли Александр Родченко, Роберт Фальк, Натан Альтман, Павел Кузнецов и Василий Кандинский. Последний не только описал концепцию новых советских музеев, но и стал первым руководителем МЖК, называя старые музеи «хранилищами явлений искусства», которые могли послужить разве что «сырым материалом для разнообразных исследований и выводов».
Импровизация 7
1910, 131×97 см
Если в первом списке художников, подготовленного Малевичем, присутствовали имена иностранных мастеров — а были там и Дерен, и Пикассо, — то через пару лет о них никто и не вспоминал. Вокруг МЖК объединились только свои передовые авангардисты — Татлин и Древин, Дымшиц-Толстая, Родченко. Здесь не было места для «классиков» — они не вписывались в новый прогрессивный формат. Но и между собой члены нового музейного движения ладили не очень хорошо — были споры идейные, не обходилось и без финансовых склок.
Всероссийскую закупочную комиссию при Музейном бюро с ноября 1919 по март 1921 возглавлял Кандинский — именно под его руководством отбирались произведения, которые распределялись по вновь организованным музеям страны. Время было холодное, голодное, а за каждую картину платили от 700 рублей — средняя зарплата в 1918 году.
Всероссийскую закупочную комиссию при Музейном бюро с ноября 1919 по март 1921 возглавлял Кандинский — именно под его руководством отбирались произведения, которые распределялись по вновь организованным музеям страны. Время было холодное, голодное, а за каждую картину платили от 700 рублей — средняя зарплата в 1918 году.
На «самом верху» за закупки и организацию МЖК отвечал народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский. Являясь связующим звеном между коммунистической партией и художественной интеллигенцией, Луначарский всегда отстаивал сохранение исторического и культурного наследия. В конце 1918 года он утвердил список, в который вошли 143 «революционных», «надежных» художника, чье искусство было призвано просвещать широкие массы. В течение двух последующих лет государством было приобретено 1926 произведений на более чем 26 миллионов рублей, а круг художников расширился до 415. Но как только наступила эпоха НЭПа, бюджет на приобретение картин быстро иссяк.
Пейзаж в горах
1916
Фонды были распределены между тремя десятками городов; самая представительная часть осталась в Москве. Собственно, именно она и вошла в так называемый «Список № 1», произведения из которого показывают на нынешней выставке в Третьяковской галерее.
Рабочая шкатулка
1915, 58×33 см
Несмотря на прекращение закупок, бурные дискуссии в среде революционеров от искусства продолжались, рождались и умирали новые художественные общества. В 1922 году образовалась группа «проекционистов», в которую входили среди прочих Лучишкин, Тышлер и Никритин. Два года спустя из их среды вышло еще одно объединение — «конкретивисты». Вместе с «группой трех» — Дейнекой, Пименовым и Гончаровым — эти три группировки основали в Москве Общество художников-станковистов во главе с Давидом Штеренбергом.
Параллельно развивалась Ассоциация художников революционной России, отвергающая авангард
как таковой. К АХРР примыкали более мелкие художественные объединения, в том числе Новое общество живописцев, группа «бубновалетовцев». А Музей живописной культуры все никак не мог воспрять и в полную силу провозгласить ведущую роль русского авангарда — его постоянно переводили с места на место, а нет залов — нет и постоянной экспозиции, и регулярной работы со зрителем и художниками. Только в 1924 году в помещении на Рождественке была развернута экспозиция МЖК и начал работать аналитический кабинет, которым заведовал Соломон Никритин. За годы деятельности МЖК собрал крупнейшую коллекцию современной живописи, графики и скульптуры, в основном представителей русского авангарда. Всего через фонды московского музея прошло около 2000 работ.
Важность современного искусства, пришедшего на смену классицизму, в начале XX века осознали не только в советской России — знаменитый ныне Музей современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке открылся примерно тогда же, когда работа МЖК подходила к концу. К сожалению, в отличие от американского музея, которым ведала семья Рокфеллеров, МЖК курировало государство. Это сослужило музею плохую службу — стоило измениться политике партии, и культурную институцию расформировали.
Аристарх Лентулов. «Париж», 1911
Музей живописной культуры закрыли в конце 1928 года, а вскоре его покровителя, Луначарского, сместили с поста наркома просвещения: со смертью Ленина некому было поддерживать «товарища с заданиями исключительного свойства» в политических баталиях. Произведения из коллекции МЖК на короткое время были включены в экспозицию новейших течений Третьяковской галереи, однако с середины 1930-х годов картины «эпохи формализма» исключили из музейной практики. На долгое время история Музея живописной культуры была забыта.
Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)
1911, 144×129 см
Выставка в Третьяковке была задумана как реконструкция экспозиции московского Музея живописной культуры в том виде, в котором она была представлена в 1926−27 годах. К тому времени МЖК, сменивший три помещения и перешедший в ведение Третьяковской галереи, обосновался на Рождественке, 11 вместе с архитектурным отделением Высших художественно-технических мастерских. Благодаря серьезной исследовательской работе кураторам удалось восстановить план развески произведений и собрать экспозицию практически в том самом виде, который был задуман ее первоначальными организаторами. Для этого произведения собирали не только по российским региональным музеям, но и везли из-за рубежа — в том числе из лондонской Тейт Модерн и Музея Людвига в Кельне.
Надежда Удальцова. «Бутылка и рюмка». 1915. ГТГ
В экспозицию включен раздел «История без купюр», в котором впервые раскрыта судьба произведений коллекции МЖК после ликвидации музея. Здесь можно познакомиться с открытиями новых атрибуций, сделанных в процессе подготовки. Выставка «Авангард
. Список № 1» призвана восстановить историческую справедливость и спасти от забвения интересную концепцию и уникальные идеи Музея живописной культуры, вызывающие большой интерес в мире искусства.
Выставка «Авангард . Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры» в Новой Третьяковке работает до 23 февраля 2020 года.
Выставка «Авангард . Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры» в Новой Третьяковке работает до 23 февраля 2020 года.