Александр Тышлер (26 июля 1898, Мелитополь — 23 июня 1980, Москва) — признанный классик сценографии, известный своими работами к постановкам Шекспира, живописец-станковист, автор графических серий.
Будущий художник был восьмым ребенком в семье потомственного столяра-краснодеревщика с фамилией «Тышлер» (в переводе с идиша — «столяр»). Александр Тышлер пять лет учился в Киевском художественном училище, два года посещал мастерскую Александры Экстер. В Киеве Тышлер сблизился и подружился с Ильей Эренбургом, Осипом Мандельштамом.
В 1919 году записался добровольцем в Красную Армию (выполнял оформительские работы), после демобилизации отправился учиться в Москву — училище ВХУТЕМАС. Занимался у известного графика Владимира Фаворского в 1921 — 1924 годах, однако в большей степени, чем учеба, молодого художника увлекало артистическое окружение. В Москве Тышлер дружил с литераторами Маяковским, Есениным, Багрицким, художниками Фальком, Осмеркиным, Альтманом.
В собственном творчестве художник начинал с геометрических форм и абстракции, но вскоре обрел свой стиль в сфере фигуративного искусства. Выпускники ВХУТЕМАСа организовали объединение ОСТ — «Общество художников-станковистов», одной из ключевых фигур которого был Тышлер, присоединившийся к движению в 1925 году.
Основные вехи карьеры мастера связаны с театром, он сотрудничал с такими режиссерами, как Соломон Михоэлс, Всеволод Мейерхольд. С 1927 года работал в Белорусском еврейском театре в Минске, с 1930-х годов разрабатывал сценографию для театров Москвы и Ленинграда — в частности, для цыганского театра «Ромэн», Московского еврейского театра. С последним связан эпизод спасения Тышлером работ Марка Шагала. Свою работу сценографа художник завершил в 1961 году в Большом театре оформлением оперы Родиона Щедрина «Не только любовь».
Александр Тышлер был дважды женат: первая супруга — модистка Настасья Гроздова, вторая — искусствовед Флора Сыркина. У художника было двое внебрачных детей.
Работы художника активно выставляли на родине и за рубежом до 1933 года: после обвинения в «формализме» выставки Тышлера стали редким событием, к тому же их не освещали в прессе и на ТВ.
Особенности творчества художника Александра Тышлера: мастеру нравилось изображать конструкции, выстроенные на основе фигур или вокруг голов своих героев и героинь, а также сооружения, составленные из мелких человеческих фигур. Тышлер намеренно создавал серии работ с похожими сюжетами и названиями — это, в основном, лирические циклы («Любовь, или Мечта о прекрасной даме», «Океанида», «Карусель», «Легенда о девушке-кентавре»), но также и серии «Махновщина», «Расстрел и погром», «Фашизм», созданные как отклик на гибель близких и друзей. Художника считают предтечей «неофициального искусства», нонконформизма: отдав должное теме революционной агитации в юности, мастер на протяжении долгой жизни создавал оригинальные фантасмагорические сюжеты и не следовал курсу соцреализма.
Известные картины Александра Тышлера: «Балалайка», «День рождения», «Шекспировские сказки», «Легенда о девушке-кентавре», «Портрет Анастасии Степановны Тышлер».
Автор: Ольга Потехина