Регистрация
Владимир Евграфович Татлин
Россия 1885−1953
Подписаться6             
Подписаться6             
Биография и информация
 

Учился в МУЖВЗ, в Пензенском художественном училище. Преподавал в Государственных свободных художественных мастерских в Москве (1918 — 1920). В первые годы Советской власти заведующий Московской коллегией Отдела изобразительного искусства Наркомпроса (1918 — 1919), участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды, проектировал «Памятник III Интернационала». Участник движения производственного искусства, один из основоположников художественного конструирования в СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931).

В. Е. Татлин — одна из самых ярких фигур нового искусства 1910−20-х гг., родоначальник конструктивизма; вообще уникальный человек русского авангарда. Жизнь его была жизнью фанатика и подвижника, творчество заполнило ее целиком.

В искусство он пришел как самородок — почти без серьезной школы. В Пензенском художественном училище (1905−10) получил основы профессиональных знаний, а в авангардных студиях Москвы и Петербурга (у И. И. Машкова, Я. Ф. Ционглинского, М. Д. Бернштейна, М. Ф. Ларионова — у него особенно) набрал мастерства.

Не учился за границей, хотя полмира объездил матросом (еще мальчиком сбежав из дому, уплыл юнгой в Турцию) и отразил этот факт биографии в «Автопортрете» (1911); но, впервые попав в Париж (1914) и посетив там П. Пикассо, отнесся к нему как равный к равному. Возможно, с этим слегка курьезным визитом (Татлин приехал в Париж из Берлина, где на выставке русского народного искусства исполнял роль слепого бандуриста; он и для Пикассо сыграл на бандуре) косвенно связан переход художника от живописи, сочетавшей ларионовское влияние с элементами кубизма, к «живописным рельефам» (они же «контррельефы», или «материальные подборы»).

Эти объемно-пространственные абстракции из железа и дерева, с использованием стекла, штукатурки, обоев, фрагментов готовых вещей и отчасти обработанные живописными средствами, впервые были показаны им на выставке в собственной студии (1914; тогда они назывались «синтезо-статичными композициями»), затем на выставках «Трамвай Б», «1915 год», «Магазин». С них началась конструктивистская линия в русском авангарде, линия материаловедения, противопоставляемая — во всяком случае, автором — отвлеченно-знаковому супрематизму К. С. Малевича. Однако победивший конструктивизм 1920-х гг. — и в утилитарно-производственном его варианте, и в варианте техницистском — далек от стремления вслушиваться в органику материала.

В соответствии с общей программой Татлин делает эскизы посуды, одежды и даже печей, но его модели, как правило, утопичны, это проекты идей, а не вещей. Таков «Памятник III Интернационала» («Башня Татлина», 1919−20) — символическое воплощение революционной эпохи, впечатляющий, но вряд ли рассчитанный на реализацию синтез скульптуры, архитектуры и техники. Таков «махолет» «Летатлин», сборкой которого художник занимался в течение трех лет (1929−32) в башне Новодевичьего монастыря (образ башни сродни Татлину — его первая студия в Москве тоже звалась «Башней»), — конструкция абсолютно природная и эстетически поразительная, напоминающая чертежи Леонардо да Винчи; художник не сомневался в ее воздухоплавательных возможностях и первое испытание планировал провести со своим маленьким сыном.

В 1920-х гг. Татлин активно работает в Наркомпросе (1919−23; инициатор «музеев художественной культуры», член Отдела музеев, куратор реформы художественного образования и монументальной пропаганды) и в Инхуке (1923−24; руководитель Отдела материальной культуры), преподает в Киевском художественном институте (фото-кинотеатральное отделение, 1925−27) и во Вхутеине (отделение обработки дерева и керамики, 1927−30).

Общественные обязанности не являются для него чем-то внешним, но как бы составляют часть занятий искусством. Художник тотального и экзистенциального склада, Татлин не разделяет искусство на виды и жанры — он занимается конструированием новых форм во всем сразу, от архитектуры до книжного дела и от дизайна до сценографии. Десятилетие спустя именно сценография вынужденно выделится из общего ряда его занятий, — после разгрома авангарда эта область деятельности останется для Татлина единственно возможной.

Его поздние театральные работы («Не сдадимся», Камерный театр, 1935; «Дело», Центральный театр Красной Армии, 1939−40, и др.), уступая ранним («Царь Максимилиан», Московский литературно-художественный кружок, 1911; неосуществленные постановки опер М. И. Глинки «Жизнь за царя» и Р. Вагнера «Летучий голландец», 1913−18; драма «Зан-гези» В. Хлебникова, Инхук, 1923) в размахе сценических идей, сохраняют высокий уровень мастерства и художественного мышления. Этот уровень сохраняет и его поздняя живопись — камерная, тонкая; исполняемые «для себя» натюрморты чужды какому бы то ни было насилию над натурой.

Чем дальше, тем меньше было возможностей для работы. Панно Татлина для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в 1938 г. были уничтожены как «политически вредные». В конце жизни он для заработка консультировал студентов Московского архитектурного института и делал наглядные пособия для Московского университета. Новое открытие его творчества произошло в 1970-х, тогда же стало ясно, сколь многое в современном искусстве он предвосхитил.

Читать дальше
Работы понравились
Алтынай Муханова
Михаил Чернин
Alexandr Brijevatyy
+2

Лента
Владимир Евграфович Татлин. Башня III Интернационала. Модель.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Владимир Евграфович Татлин. Башня III Интернационала
Владимир Евграфович Татлин. Башня III Интернационала. Модель.
Владимир Евграфович Татлин. Башня III Интернационала
Вся лента
Работы художника
всего 18 работ
Владимир Евграфович Татлин. Обнаженная натура
2
Обнаженная натура
Владимир Евграфович Татлин. Портрет женщины
0
Портрет женщины
Владимир Евграфович Татлин. Купание женщины
0
Купание женщины
Владимир Евграфович Татлин. Моряк
0
Моряк
Владимир Евграфович Татлин. Модель художника
0
Модель художника
Владимир Евграфович Татлин. Сюжет 1
0
Сюжет 1
Владимир Евграфович Татлин. Месяц май
0
Месяц май
Владимир Евграфович Татлин. Эскиз для декорации Иван Сусанин, Глинка
0
Эскиз для декорации Иван Сусанин, Глинка
Владимир Евграфович Татлин. Портрет художника
0
Портрет художника
Посмотреть все 18 работ художника
HELP