Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
10 статей  •  3 теста
Александр Михайлович Родченко
Александр
 Михайлович Родченко
Россия 1891−1956
Подписаться36                
Подписаться36                
Биография и информация
 

Учился в Казанской худ. школе (1911−14) у Н. Фешина, Г. Медведева, в 1914−17 — в Строгановском уч-ще в Москве. С 1913 участник выставок. С 1916 и до конца жизни — в личном и творческом союзе с художницей В. Ф. Степановой. В 1918−21 сотр. ИЗО, зав. музейным бюро, член коллегии Наркомпроса РСФСР. Один из лидеров конструктивизма и производственного искусства. В 1921−24 работал в моск. ИНХУКе. В 1917−18 секр. Левой федерации союза художников, в 1923−30 участник АСНОВА, член Левого фронта искусств (ЛЕФ), в 1928−32 член худ. об-ия «Октябрь». Преподавал прикладное искусство, с 1920−30 профессор ВХУТЕМАСа — ВХУТЕИНа. С 1924 занимался фотографией, проводник идей конструктивизма в фотоискусстве, мастер портрета, репортажной съемки, фотомонтажа. С 1923 сотрудничал как график и фотограф в ж. «Кино-фото», «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», «Огонек», «Смена», в 1933−41 — «СССР на стройке». В 1940−50 фоторепортер и художник в Музее Революции и Доме техники в Москве. Живописные композиции («Конструкция», 1917; «Черное в черном», 1918; «Композиция», 1920; «Гладкие доски», 1921), портреты («Спортсменка», 1938), станковая и кн. графика, оформление театр. спектаклей и др. работы.

Родился в Москве 23 ноября (5 декабря) в семье театрального бутафора. Учился в Казанской художественной школе (1910−1914) у Н. И. Фешина, затем поступил в московское Строгановское училище, откуда был призван на военную службу. В 1916 обосновался в Москве и познакомился с В. Ф. Степановой, которая стала его женой и соратницей по искусству. Сперва авангардные поиски Родченко развивались в русле станковой живописи и графики. Испытав этапное воздействие супрематизма К. С. Малевича, он придавал своим абстрактно-геометрическим произведениям (серии Композиции движений проецированных и окрашенных плоскостей, Концентрация цвета и форм, обе работы — 1918; серии Плотность и вес, Линиизм, обе работы — 1919) еще более минималистский строго-рациональный, чем у Малевича, характер: с 1915 он создавал их, словно чертежи, с помощью циркуля. Работа по декорации кафе «Питтореск» (1917; совместно с В. Е. Татлиным, Г. Б. Якуловым и др.; не сохранилась) обозначила переход к трехмерным пространственным формам — к ажурным подвесным композициям 1918−1921, известным по старым фото и современным реконструкциям. Здесь были заложены основы конструктивизма — стиля, призванного инженерно смоделировать мир будущего.

Восторженно встретив революцию как стихию, созвучную «пылающему творчеству» авангарда (из стихотворения 1918), художник служил в ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса (1918−1921), был одним из самых активных членов «Левого фронта искусств» (ЛЕФ). Важным очагом нового дизайна стали дерево- и металлообрабатывающие факультеты Всесоюзных художественно-технических мастерских (Вхутемас), где Родченко преподавал в 1920—1930. С 1924, купив первые свои фотоаппараты, он обновлял язык фотографии, придав ей невиданную силу выражения: его штучные фото, в том числе портреты (Маяковский с псом Скотиком, 1924; Портрет матери, 1924; Н. Н. Асеев, 1927; и др.), равно как и репортажи (с парадов, строек и т. д.), — это поразительная летопись «великого перелома» в обществе, зафиксированного, благодаря резким и неожиданным, нарочито-«остраненным» ракурсам, именно «на сломе», в резком разрыве старого и нового. Сотрудничал в журналах «Кино-фот», «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», «СССР на стройке», «Советское кино».

Был замечательным художником книги: шедевром изобразительной поэтики абсурда в духе дадаизма явились его фотоколлажи для книги Маяковского Про это (1923, Музей Маяковского, Москва). Художник широкого профиля, Родченко конструктивистски реформировал также стилистику мебели (проект рабочего клуба для Международной выставки декоративных искусств в Париже, 1924), одежды (собственный комбинезон 1923, напоминающий современный джинсовый покрой), рекламы и промграфики (плакаты, реклама, конфетные обертки, ярлыки для «Моссельпрома», «Резинотреста», ГУМа и «Мосполиграфа», 1923−1925), наконец, киноплаката. Внес также выдающийся вклад в авангардную сценографию (мебель и костюмы для спектакля Клоп в театре В. Э. Мейерхольда, 1929; и др.). В 1926—1928 работал в кинематографе как художник-постановщик фильмов Ваша знакомая Л. В. Кулешова, 1927; Москва в Октябре Б. В. Барнета, 1927; Альбидум С. С. Оболенского, 1928; Кукла с миллионами С. П. Комарова, 1928.

В 1930-е годы творчество мастера как бы раздваивается. С одной стороны, он занимается прочно вправленной в программу соцреализма агитпропагандой (оформление коллективных книг Беломорско-Балтийский канал имени И. В. Сталина, 1934; Красная Армия, 1938; Советская авиация, 1939; и др.). С другой — стремится сохранить внутреннюю свободу, символом которой для него с середины 1930-х годов служат образы цирка (в фоторепортажах, а также в станковой живописи, к которой он в этот период возвращается). В 1940-е годы, примыкая к «неофициальному искусству», Родченко пишет серию «декоративных композиций» в духе абстрактного экспрессионизма.

Читать дальше
Работы понравились
+11

Лента
Дадаизм
Дадаизм или дада – авангардистское нигилистическое движение (по большей части, в живописи и литературе), которое зародилось в Швейцарии во время Первой мировой войны и просуществовало с 1916-го по 1922-й год. После этого французский дадаизм слился с сюрреализмом, а немецкий – с экспрессионизмом. Этот стиль возник как реакция на ужасы войны, бессмысленность уничтожения человеческих жизней. Главными причинами всех вооруженных конфликтов дадаисты считали рационализм и логику, поэтому фундаментальными ценностями их художественного движения стали цинизм, отсутствие эстетики, отрицание стандартов, иррациональность и разочарованность. Читать дальше
Дадаизм, или дада - временное авангардистское течение, которое зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии и распространилось по всей Европе. Существовал примерно с 1916 по 1922 годы. Со временем французский дадаизм слился с сюрреализмом, немецкий – с экспрессионизмом.
Читать дальше
, или кратко "дада" - интригующая, и в то же время хорошо известная художественная шутка, насмешка над старыми порядками и общественным мнением. Артхив уже рассказывал  об этом удивительно серьезном явлении, а сегодня публикует перевод эссе  Джулии Волкофф, журналиста и автора Artsy.net, о влиянии русских художников и литераторов на международное движение дадаистов. Похоже, русский…
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Современное искусство от граффити до проектов Кабаковых и Кошлякова, изящество работ Дюрера и Вермеера, вызов "арте повера" и гармония ар-деко, мультимедийные проекты... Лето не сдает культурные позиции!
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 41 работа
Александр Михайлович Родченко. Диск и крышка
1
Диск и крышка
1919, 129×160 см
Александр Михайлович Родченко. Композиция
1
Композиция
1917, 35×40 см
Александр Михайлович Родченко. Необъективная композиция
0
Необъективная композиция
1917, 50×78 см
Александр Михайлович Родченко. Супрематизм
2
Супрематизм
Александр Михайлович Родченко. Белый круг
1
Белый круг
1918, 71×89 см
Александр Михайлович Родченко. Белый круг
0
Белый круг
Александр Михайлович Родченко. Цель композиции
0
Цель композиции
Александр Михайлович Родченко. Реалистичная абстракция
0
Реалистичная абстракция
Александр Михайлович Родченко. Цель композиции
0
Цель композиции
Посмотреть 41
HELP