Регистрация
Александр Михайлович Родченко
Россия 1891−1956
Подписаться8             
Подписаться8             
Биография и информация
 

Учился в Казанской худ. школе (1911−14) у Н. Фешина, Г. Медведева, в 1914−17 — в Строгановском уч-ще в Москве. С 1913 участник выставок. С 1916 и до конца жизни — в личном и творческом союзе с художницей В. Ф. Степановой. В 1918−21 сотр. ИЗО, зав. музейным бюро, член коллегии Наркомпроса РСФСР. Один из лидеров конструктивизма и производственного искусства. В 1921−24 работал в моск. ИНХУКе. В 1917−18 секр. Левой федерации союза художников, в 1923−30 участник АСНОВА, член Левого фронта искусств (ЛЕФ), в 1928−32 член худ. об-ия «Октябрь». Преподавал прикладное искусство, с 1920−30 профессор ВХУТЕМАСа — ВХУТЕИНа. С 1924 занимался фотографией, проводник идей конструктивизма в фотоискусстве, мастер портрета, репортажной съемки, фотомонтажа. С 1923 сотрудничал как график и фотограф в ж. «Кино-фото», «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», «Огонек», «Смена», в 1933−41 — «СССР на стройке». В 1940−50 фоторепортер и художник в Музее Революции и Доме техники в Москве. Живописные композиции («Конструкция», 1917; «Черное в черном», 1918; «Композиция», 1920; «Гладкие доски», 1921), портреты («Спортсменка», 1938), станковая и кн. графика, оформление театр. спектаклей и др. работы.

Родился в Москве 23 ноября (5 декабря) в семье театрального бутафора. Учился в Казанской художественной школе (1910−1914) у Н. И. Фешина, затем поступил в московское Строгановское училище, откуда был призван на военную службу. В 1916 обосновался в Москве и познакомился с В. Ф. Степановой, которая стала его женой и соратницей по искусству. Сперва авангардные поиски Родченко развивались в русле станковой живописи и графики. Испытав этапное воздействие супрематизма К. С. Малевича, он придавал своим абстрактно-геометрическим произведениям (серии Композиции движений проецированных и окрашенных плоскостей, Концентрация цвета и форм, обе работы — 1918; серии Плотность и вес, Линиизм, обе работы — 1919) еще более минималистский строго-рациональный, чем у Малевича, характер: с 1915 он создавал их, словно чертежи, с помощью циркуля. Работа по декорации кафе «Питтореск» (1917; совместно с В. Е. Татлиным, Г. Б. Якуловым и др.; не сохранилась) обозначила переход к трехмерным пространственным формам — к ажурным подвесным композициям 1918−1921, известным по старым фото и современным реконструкциям. Здесь были заложены основы конструктивизма — стиля, призванного инженерно смоделировать мир будущего.

Восторженно встретив революцию как стихию, созвучную «пылающему творчеству» авангарда (из стихотворения 1918), художник служил в ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса (1918−1921), был одним из самых активных членов «Левого фронта искусств» (ЛЕФ). Важным очагом нового дизайна стали дерево- и металлообрабатывающие факультеты Всесоюзных художественно-технических мастерских (Вхутемас), где Родченко преподавал в 1920—1930. С 1924, купив первые свои фотоаппараты, он обновлял язык фотографии, придав ей невиданную силу выражения: его штучные фото, в том числе портреты (Маяковский с псом Скотиком, 1924; Портрет матери, 1924; Н. Н. Асеев, 1927; и др.), равно как и репортажи (с парадов, строек и т. д.), — это поразительная летопись «великого перелома» в обществе, зафиксированного, благодаря резким и неожиданным, нарочито-«остраненным» ракурсам, именно «на сломе», в резком разрыве старого и нового. Сотрудничал в журналах «Кино-фот», «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», «СССР на стройке», «Советское кино».

Был замечательным художником книги: шедевром изобразительной поэтики абсурда в духе дадаизма явились его фотоколлажи для книги Маяковского Про это (1923, Музей Маяковского, Москва). Художник широкого профиля, Родченко конструктивистски реформировал также стилистику мебели (проект рабочего клуба для Международной выставки декоративных искусств в Париже, 1924), одежды (собственный комбинезон 1923, напоминающий современный джинсовый покрой), рекламы и промграфики (плакаты, реклама, конфетные обертки, ярлыки для «Моссельпрома», «Резинотреста», ГУМа и «Мосполиграфа», 1923−1925), наконец, киноплаката. Внес также выдающийся вклад в авангардную сценографию (мебель и костюмы для спектакля Клоп в театре В. Э. Мейерхольда, 1929; и др.). В 1926—1928 работал в кинематографе как художник-постановщик фильмов Ваша знакомая Л. В. Кулешова, 1927; Москва в Октябре Б. В. Барнета, 1927; Альбидум С. С. Оболенского, 1928; Кукла с миллионами С. П. Комарова, 1928.

В 1930-е годы творчество мастера как бы раздваивается. С одной стороны, он занимается прочно вправленной в программу соцреализма агитпропагандой (оформление коллективных книг Беломорско-Балтийский канал имени И. В. Сталина, 1934; Красная Армия, 1938; Советская авиация, 1939; и др.). С другой — стремится сохранить внутреннюю свободу, символом которой для него с середины 1930-х годов служат образы цирка (в фоторепортажах, а также в станковой живописи, к которой он в этот период возвращается). В 1940-е годы, примыкая к «неофициальному искусству», Родченко пишет серию «декоративных композиций» в духе абстрактного экспрессионизма.

Читать дальше
Работы понравились

Лента
Александр Михайлович Родченко. Наездница
Александр Михайлович Родченко. Цирк
Александр Михайлович Родченко. Роботы
Александр Михайлович Родченко. Автопортрет
Александр Михайлович Родченко. Атлет
Александр Михайлович Родченко. Композиция с наложенными треугольникаами
Александр Михайлович Родченко. Обтекаемая болванка
Александр Михайлович Родченко. Нонсенс
Александр Михайлович Родченко. Мандолинист
Александр Михайлович Родченко. Восточны танцор
Александр Михайлович Родченко. Конструкция
Александр Михайлович Родченко. Клерк
Александр Михайлович Родченко. Абстракция
Александр Михайлович Родченко. Композиция
Александр Михайлович Родченко. Реалестическая абстракция
Александр Михайлович Родченко. Композиция
Александр Михайлович Родченко. Танец
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Королевская академия художеств  в Лондоне отмечает столетие одного из самых судьбоносных событий в мировой истории проектом «Революция: российское искусство 1917 – 1932 годов» . Публике представляют неординарное исследование данного периода: в экспозиции - как известные, так и редко выставляемые работы Кандинского, Малевича, Бродского, Шагала, Родченко и не только.


Юрий Горбунов
, 19 февраля 20:14 0
А разве Кандинский и Шагал советские художники? Оба драпанули из СССР на всегда. Да и русские ли они (славяне). Оба прожили заграницей и к социалистическому реализму не имеют никакого отношения.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 27 работ
Александр Михайлович Родченко. Диск и крышка
1
Диск и крышка
1919, 129×160 см
Александр Михайлович Родченко. Композиция
0
Композиция
1917, 35×40 см
Александр Михайлович Родченко. Необъективная композиция
0
Необъективная композиция
1917, 50×78 см
Александр Михайлович Родченко. Супрематизм
1
Супрематизм
Александр Михайлович Родченко. Белый круг
0
Белый круг
1918, 71×89 см
Александр Михайлович Родченко. Беспредметная композиция №88 (66). "Плотность и вес"
5
Беспредметная композиция №88 (66). "Плотность и вес"
1919, 73.5×122.3 см
Александр Михайлович Родченко. Костюм шансонетки для спектакля "Мы" (нереализованный)
1
Костюм шансонетки для спектакля "Мы" (нереализованный)
1919
Александр Михайлович Родченко. Абстрактная композиция №60
1
Абстрактная композиция №60
1918, 61×50 см
Александр Михайлович Родченко. Плакат "Добролет"
0
Плакат "Добролет"
XX век
Посмотреть все 27 работ художника
HELP