войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Давид
Петрович Штеренберг

Россия • 1881−1948

В 1907—17 жил в Вене и Париже, где учился в АХ и в академии Витти. Заведующий отделом изобразительных искусств Наркомпроса (1918—20). Один из организаторов и председатель художественного объединения ОСТ (1925—30). Преподавал в Государственных свободных художеств. мастерских, Вхутемасе, Вхутеине в Москве (1920—30). Как активный сторонник западных модернистских течений, Ш. односторонне подходил к задачам переосмысления художественного наследия в условиях новой революционной действительности. Произведениям Ш. присуща заострённая экспрессивность образов, лаконичная композиция, чёткость и обобщенность рисунка, подчёркнуто плоскостное построение пространства.

В 1906 г. учился в художественных студиях Одессы. В том же году уехал в Вену, а вскоре в Париж, где учился в Школе изящных искусств, а затем в академии Витти под руководством А.Мартена, К. Ван Донгена и Э. Англады. Жил в Париже до 1917 г. в колонии художников «La Ruche» («Улей»). По своим творческим устремлениям был близок представителям «парижской» школы (А.Модильяни, Х.Сутин и другие). Собственный стиль складывается к 1916 г. После Февральской революции возвращается в Россию, где сразу же активно включается в осуществление новой культурной политики. Назначается комиссаром по делам искусств в Петрограде, а после переезда в Москву в 1918 г.-заведующим отделом ИЗО Наркомпроса (до 1920 г.).

После ранних умеренно-авангардистских экспериментов разработал особый тип плоскостного натюрморта, порой декоративного, порой остродраматического (Селедки, 1917—1918, Третьяковская галерея, Москва). Как администратор активно поддерживал «левых» футуристического толка, в то же время отстаивая (в пику тем же «левым») непреходящую ценность станкового искусства. Выступал как мастер портрета и символически-обобщенной фигурной композиции, экспрессивно выразившей трагические разломы времени (Старик (Старое), 1925—1926; Аниська, 1926; обе работы — там же). С годами его экспрессионизм принял более камерный, лирически-созерцательный характер (живописный цикл Травы, 1929; серия детских книжек-картинок 1930—1931; натюрморты и пейзажи 1930—1940-х годов). В своей живописи, офортах и ксилографиях этих лет мастер явился по сути одним из основоположников уединенно-студийного «тихого искусства», противостоящего официальному «тематическому» соц-заказу.

В 1925 году принимал участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже, где возглавлял «русский раздел»[1].

Особой психологической силы это лирическое созерцание достигает в серии Библейские сюжеты (1947—1948), где Штеренберг, обращаясь в основном к Распятию и смежным темам, стремился возродить — в зыбких цветовых видениях — внеконфессиональное религиозное изобразительное искусство в духе Н. Н. Ге. Много работал как педагог — в Высших художественно-технических мастерских — Высшем художественно-техническом институте (Вхутемас — Вхутеин) (1920—1930).

Перейти к биографии