Регистрация
Давид Петрович Штеренберг
Россия 1881−1948
Подписаться3             
Подписаться3             
Биография и информация
 

В 1907—17 жил в Вене и Париже, где учился в АХ и в академии Витти. Заведующий отделом изобразительных искусств Наркомпроса (1918—20). Один из организаторов и председатель художественного объединения ОСТ (1925—30). Преподавал в Государственных свободных художеств. мастерских, Вхутемасе, Вхутеине в Москве (1920—30). Как активный сторонник западных модернистских течений, Ш. односторонне подходил к задачам переосмысления художественного наследия в условиях новой революционной действительности. Произведениям Ш. присуща заострённая экспрессивность образов, лаконичная композиция, чёткость и обобщенность рисунка, подчёркнуто плоскостное построение пространства.

В 1906 г. учился в художественных студиях Одессы. В том же году уехал в Вену, а вскоре в Париж, где учился в Школе изящных искусств, а затем в академии Витти под руководством А. Мартена, К. Ван Донгена и Э. Англады. Жил в Париже до 1917 г. в колонии художников «La Ruche» («Улей»). По своим творческим устремлениям был близок представителям «парижской» школы (А.Модильяни, Х. Сутин и другие). Собственный стиль складывается к 1916 г. После Февральской революции возвращается в Россию, где сразу же активно включается в осуществление новой культурной политики. Назначается комиссаром по делам искусств в Петрограде, а после переезда в Москву в 1918 г.-заведующим отделом ИЗО Наркомпроса (до 1920 г.).

После ранних умеренно-авангардистских экспериментов разработал особый тип плоскостного натюрморта, порой декоративного, порой остродраматического (Селедки, 1917—1918, Третьяковская галерея, Москва). Как администратор активно поддерживал «левых» футуристического толка, в то же время отстаивая (в пику тем же «левым») непреходящую ценность станкового искусства. Выступал как мастер портрета и символически-обобщенной фигурной композиции, экспрессивно выразившей трагические разломы времени (Старик (Старое), 1925—1926; Аниська, 1926; обе работы — там же). С годами его экспрессионизм принял более камерный, лирически-созерцательный характер (живописный цикл Травы, 1929; серия детских книжек-картинок 1930—1931; натюрморты и пейзажи 1930—1940-х годов). В своей живописи, офортах и ксилографиях этих лет мастер явился по сути одним из основоположников уединенно-студийного «тихого искусства», противостоящего официальному «тематическому» соц-заказу.

В 1925 году принимал участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже, где возглавлял «русский раздел"[1].

Особой психологической силы это лирическое созерцание достигает в серии Библейские сюжеты (1947—1948), где Штеренберг, обращаясь в основном к Распятию и смежным темам, стремился возродить — в зыбких цветовых видениях — внеконфессиональное религиозное изобразительное искусство в духе Н. Н. Ге. Много работал как педагог — в Высших художественно-технических мастерских — Высшем художественно-техническом институте (Вхутемас — Вхутеин) (1920—1930).

Читать дальше
Работы понравились
Анастасия Штыкова
Юрий Николаев
Nicolas Bombar
Bohdana Kramar
+4

Лента
Давид Петрович Штеренберг. Натюрморт с тарелкой и салфеткой
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Работы художника
всего 106 работ
Давид Петрович Штеренберг. Портрет Н. Д. Штеренберг, жены художника
0
Портрет Н. Д. Штеренберг, жены художника
1925
Давид Петрович Штеренберг. Тетя Саша
1
Тетя Саша
1922
Давид Петрович Штеренберг. Красный стол
0
Красный стол
60×50 см
Давид Петрович Штеренберг. Стол
0
Стол
1920, 53×89 см
Давид Петрович Штеренберг. Из цикла "Библейские мотивы"
0
Из цикла "Библейские мотивы"
21×23 см
Давид Петрович Штеренберг. Натюрморт с голубой вазой
2
Натюрморт с голубой вазой
1919, 68×67 см
Давид Петрович Штеренберг. Лестница в мастерскую. Ля Рюш
0
Лестница в мастерскую. Ля Рюш
1912, 48×80 см
Давид Петрович Штеренберг. Портрет Эллы
0
Портрет Эллы
1916, 70×112 см
Давид Петрович Штеренберг. Крыши
1
Крыши
1916, 64×81 см
Посмотреть все 106 работ художника
HELP