войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Александра Экстер: амазонка, унесенная вихрем революции

Малевич, «изобретая» супрематизм
Супрематизм – одно из самых влиятельных направлений абстрактного искусства ХХ века. Структура мироздания в супрематизме выражается в простых геометрических формах: прямой линии, прямоугольнике, круге, квадрате на светлом фоне, знаменующем бесконечность пространства. Идеи супрематизма, отсчёт которому положил знаменитый «Черный квадрат», нашли воплощение в архитектуре, сценографии, полиграфии, промышленном дизайне. Читать дальше
, в мастерскую никого не пускал. Единственным исключением была художница-авангардистка Александра Экстер. Некогда жительница Киева, переехав во Францию, она преподавала в школе Фернана Леже, создавала «модельную» одежду, и после долгого забвения ее картины сегодня ценятся «на миллион». Наш небольшой экскурс — по киевским маршрутам «амазонки русского авангарда».
Александра Экстер: амазонка, унесенная вихрем революции
«Художники-киевляне прежде всего не художники, а какие-то без всякого вкуса люди, для которых, судя по их произведениям, рисунки на конфетных коробках представляют недосягаемый идеал», — эти слова написала Александра Экстер, посетив одну из городских художественных выставок в 1912 году.
Увы, в то время Украина не была средоточием художественной мысли, и авангардные вернисажи на берегах Днепра были скорее скандалом, чем нормой художественной жизни. Однако революционный вихрь взбудоражил умы и вдохновил немало творческих натур, а ветер перемен разнес их затем по всему миру. Одной из таких ярких фигур киевской художественной сцены была Александра Экстер, которую поэт Бенедикт Лившиц назвал «амазонкой и скифской наездницей», и чьей причастностью к украинскому искусству мы сейчас искренне гордимся.
Нигде, кроме России, авангард не выдвинул женщин-художниц столь выдающегося масштаба. Например, в том же итальянском футуризме и других прогрессивных художественных течениях европейского искусства ХХ века, вообще не оказалось ни одной дамы, чье творчество требовало бы подробного изучения.

Королева кубизма с Фундуклеевской

Александра родилась в г. Белосток (сейчас — территория Польши) 6 (18 января) 1882 года в семье акцизного чиновника Александра Григоровича. Переехав в Киев и закончив частную гимназию, увлеченная рисованием Ася поступила в Киевское художественное училище Николая Мурашко, где училась вместе с Аристархом Лентуловым, Александром Архипенко, Абрамом Маневичем и др. В начале ХХ века художники, даже небогатые, много путешествовали, изучали музейные коллекции, знакомились со своими сверстниками в других странах. Ася тоже вскоре отправилась в столицу Франции и довольно быстро оказалась в самом эпицентре художественной жизни Парижа, где, наконец, после замужества за своим кузеном, преуспевающим адвокатом Николаем Экстером, у нее появилась собственная мастерская. Надо признать, пара вообще жила не бедно, и ничто не мешало Асе серьезно и настойчиво заниматься искусством, пройдя в поисках собственного стиля практически все направления искусства конца XIX-начала ХХ века. Детей у супругов не было, и «свободная художница» полностью отдавалась творчеству, участвуя в многочисленных вернисажах.
Александра Экстер: амазонка, унесенная вихрем революции
Александра Экстер: амазонка, унесенная вихрем революции

Искусство без границ - для Александры

Каждый раз, возвращаясь из поездок по Европе в свой дом по ул. Фундуклеевской, 27 (ныне ул. Богдана Хмельницкого), а затем на Круглоуниверситетскую, № 6 (увы, но на этих зданиях нет никаких памяток об этом), Александра Александровна привозила свежие новости с парижских выставок и мастерских: ведь она дружила с Пабло Пикассо, Жоржем Браком, Гийомом Аполлинером. С парижской богемой и российскими футуристами ее связывала не только личная дружба, но и совместные художественные проекты (выставка «Звено» в Киеве в 1908 году). Она также принимала активное участие в экспозициях «Бубнового валета», «Трамвай B» и других исторически значимых культурных проектах русского авангарда.
Александра Экстер: амазонка, унесенная вихрем революции
Александра Экстер: амазонка, унесенная вихрем революции

Революционная «Саломея»

В 1915 году, когда Малевич писал свои первые супрематические картины, он никого не пускал в мастерскую, потому что боялся, что об этом станет известно раньше времени. А он хотел доказать, что открыл совершенно новое искусство. И только одному человеку было позволено приходить к художнику — Александре Экстер.
После смерти любимого мужа она навсегда покинула Киев и отправилась в Москву, работать с Камерным театром Александра Таирова.
В 1917-м оформленная ею «Саломея» Оскара Уайльда стала сенсацией в Белокаменной, а Экстер прославила

В 1917-м оформленная ею «Саломея» Оскара Уайльда стала сенсацией в Белокаменной, а Экстер прославилась как реформатор сценического костюма: ее декорации были исполнены внутреннего ритма, эмоционально подчеркивали игру актёров. Она максимально добивалась «архитектурности» и выразительности форм и остроты рисунка.

Работа Александры Экстер над костюмами к фильму Якова Протазанова «Аэлита» (1924) была равносильна взрыву бомбы в кинематографе.
Александра Экстер: амазонка, унесенная вихрем революции
Александра Экстер: амазонка, унесенная вихрем революции
Александра Экстер: амазонка, унесенная вихрем революции

«Моды Парижа» и родная кухня

Кстати, была успешной и работа Александры Экстер в разработке дизайна модной одежды. Так что, возмож

Кстати, была успешной и работа Александры Экстер в разработке дизайна модной одежды. Так что, возможно, в феномене «парижской моды» есть вклад и нашей бывшей соотечественницы.

Любопытно, что, уезжая из Киева, а потом из Москвы, Ася не забывала забрать дорогие для нее предметы быта, произведения друзей, рисунки и вышивки народных художников, которыми она увлекалась. Ее горничная Аннушка, прожившая у Экстеров всю жизнь, умудрилась вывезти во Францию горшочки и мисочки, в которых подавала еврейские и украинские блюда, пользовавшиеся у парижских знакомых Аси большим успехом.

Наследство и наследие

Умерла Александра Экстер в Париже в 1949 году. Несмотря на стесненные финансовые обстоятельства, последние месяцы жизни она неустанно реставрировала свои работы и запаковывала в ящики для отправки за океан — в Нью-Йорк, поскольку у нее не было наследников. Она, как и многие ее коллеги — художники-эмигранты, — исчезла с отечественного культурного горизонта на долгие годы. В России первая монографическая выставка Экстер была организована московским Театральным музеем имени Бахрушина только в 1987 году. В Украине несколько ее работ можно увидеть в Национальном художественном музее Украины и Музее театрального, музыкального и киноискусства Украины.
Александра Экстер: амазонка, унесенная вихрем революции
Александра Экстер: амазонка, унесенная вихрем революции
Александра Экстер: амазонка, унесенная вихрем революции
Александра Экстер: амазонка, унесенная вихрем революции
Александра Экстер: амазонка, унесенная вихрем революции

Картина на миллион и «группа риска»

В последнее время интерес к работам мастеров русского авангарда значительно возрос. Ее работы частенько появляются на аукционах, однако, желающим их приобрести следует быть внимательными, поскольку ее произведения, также как и других мастеров русского авангарда, входят в «группу риска» по подделкам. В 2009 году французская полиция даже опечатала выставку Александры Экстер, проходившую в замке города Тура. Это и другие похожие события болезненно отразились на рынке русских имен.
Тем не менее, рекордом стали торги Sotheby’s 1 декабря 2009 года. В тот день «Венеция» Александры Эк

Тем не менее, рекордом стали торги Sotheby’s 1 декабря 2009 года. В тот день «Венеция» Александры Экстер принесла 1,05 миллиона долларов и стала самым дорогим произведением художницы.