Sign up

Работы из собраний братьев Морозовых впервые объединят для специальной выставки в Париже

I like3 
Музей французского фонда Louis Vuitton совместно с Эрмитажем, Государственной Третьяковской галереей и ГМИИ им. А.С. Пушкина 18 июля 2017 года обнародовал заявление о грядущей сенсационной выставке в Париже. Около двухсот шедевров современного искусства из собрания братьев Морозовых, которое в настоящее время разделено между упомянутыми российскими музеями, соберут в рамках одной экспозиции.
Событие назначено на осень 2020 года: предварительно оговорено, что работы из коллекций Морозовых будут гостить во Франции 4 месяца, а затем выставка будет показана в Москве и Санкт-Петербурге.
Показ в Париже коллекций братьев Морозовых рассматривается как логичное продолжение выставки «Шедевры нового искусства. Коллекция Сергея Щукина», которая с грандиозным успехом экспонировалась в музее фонда Louis Vuitton до начала марта 2017 года: ее посетили более 1,2 млн человек. И, хотя старт новой экспозиции назначен на далекий 2020 год, публику уже готовят к встрече с двумя сотнями шедевров, среди которых — работы выдающихся французских мастеров: Огюста Ренуара, Винсента Ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Пьера Боннара, Мориса Дени, Андре Дерена.

Вообще, благодаря Сергею Щукину, а также братьям Михаилу и Ивану Морозовым, которые играли ключевую роль в культурной жизни Москвы начала XX века, российские музеи сегодня обладают одним из богатейших собраний французских импрессионистов и постимпрессионистов в мире. В заявлении Фонда Louis Vuitton по поводу будущей выставки работ из собраний братьев Морозовых особо подчеркивают французскую часть коллекции, не забывая, впрочем, и о работах выдающихся русских живописцев.

Из двух братьев — коллекционеров Морозовых мы больше знаем младшего, Ивана Абрамовича Морозова. Однако именно старший брат первым вступил на стезю коллекционирования и успел составить великолепное собрание.
Оба брата с подросткового возраста брали уроки рисования, учились у «первого русского импрессиониста» Константина Коровина и у пейзажиста-передвижника Егора Хруслова. Повзрослев, Михаил снова было взялся за кисть, однако поняв, что выдающимся художником ему не стать, страстно отдался коллекционированию. Он быстро усвоил науку выбирать, благо предпосылки для этого имелись весомые: Михаил Морозов окончил историко-филологический университет, писал романы и занимался историческими исследованиями, вращался в художественно-артистическом кругу, много читал, изучал музейные коллекции и посещал выставки, а также мастер-классы художника Сергея Виноградова.

Михаил был горяч, азартен и богат. Не проживи он всего 33 года, как знать, которого бы из братьев-коллекционеров мы бы сегодня знали больше.
О Морозове-старшем оставил воспоминания Сергей Виноградов, выступавший консультантом при покупке многих картин братьями Морозовыми. Например, он рассказывает о том, как достался Михаилу Морозову парадный «Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
актрисы Жанны Самари» (ныне — в коллекции Эрмитажа): «Начались переговоры о приобретении м-м Самари. Как это было интересно, прямо поэтично, ежедневно по нескольку раз осматривание этого дивного произведения на знаменитой рю Лаффитт в галерее-магазине. Самари… в светло-розовом платье, смешной моды 70-х годов, вся в свету, без теней, так совершенно написана, что немного и у французов такой высоты достижения в искусстве. Начался торг. Воляр (арт-дилер Амбруаз Воллар — прим. ред.) спросил 24 тысячи франков, мы стали давать меньше, наконец вещь купили за 20 тысяч франков».
Всего в коллекции Морозова-старшего было 83 полотна.
В 1910 году 60 из них вдова коллекционера, выполняя его волю, передала в Третьяковскую галерею — среди оставленных себе была «Царевна-Лебедь» Врубеля. Еще с десятком работ Маргарите Кирилловне Морозовой (в девичестве — Мамонтовой) пришлось расстаться в 1918 году: ее дом был национализирован, однако благодаря подаренным картинам вдове оставили две комнатки в полуподвальном этаже. Все остальные картины в итоге также были изъяты и переданы государству.
Младшему брату Морозову, более известному из братьев коллекционеру, посвящен отдельный материал Артхива: «"Русский, который не торгуется» — именно так в начале 1900-х годов в Париже называли Ивана Абрамовича Морозова. Он с легкостью и изяществом непринужденно тратил баснословные деньги на понравившиеся ему картины. Однажды, за один свой визит в лавку парижского галериста и арт-дилера Амбруаза Воллара он приобрел 15 шедевров ван Гога, Матисса, Гогена, Сезанна, потратив 17 000 рублей — такую роскошь не мог себе позволить ни один европейский коллекционер".
Всего Иваном Морозовым было куплено 256 полотен
выдающихся западных художников.
В 1919 году Иван Абрамович эмигрировал во Францию и в 1921 году скончался в Карлсбаде. Сегодня русская коллекция Морозова находится в Третьяковской галерее, а французская — поделена между Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. По подсчетам Sotheby’s в 2012 году коллекция Морозова оценивалась в 5 миллиардов долларов. С учетом роста цен и новых рекордов на аукционах, которые ставят работы художников из «его» коллекции, теперь эта внушительная цифра изрядно выросла.
«Исключительная коллекция культовых произведений французского импрессионизма, постимпрессионизма и модернизма наряду с работами художников русского авангарда, образуют уникальную экспозицию, аналогов которой в Париже еще не было», — сообщает пресс — релиз ГМИИ им. Пушкина о выставке собрания Морозовых в музее фонда Louis Vuitton.

Российскому зрителю планируют показать обе воссоединенные коллекции выдающихся коллекционеров и меценатов. Сначала собрание Щукина, а затем и собрание Морозовых будут экспонировать в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам пресс-релиза ГМИИ им. А. С. Пушкина, публикации на artdaily.com и собственным материалам Артихва. Титульная иллюстрация: фрагмент работы Огюста Ренуара «Портрет актрисы Жанны Самари» (1877 г., собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина)
I like3 
 Comments
To post comments log in or sign up.