войти
опубликовать

Морис
Дени

1870−1943
Морис Дени (фр. Maurice Denis; 25 ноября 1870, Гранвиль – 13 ноября 1943, Париж) – французский художник, постимпрессионист и символист, член художественной группы «Наби», один из ее главных теоретиков.

Особенности творчества художника Мориса Дени: один из самых известных и признанных художников своего времени, Морис Дени считал вершиной художественного профессионализма роспись стен и потолков. Он писал фрески на стенах храмов и часовен, дворцов, театров и государственных зданий. По большей части это многофигурные аллегорические и мистические сцены, в которых классическая традиция соединяется с новыми художественными принципами и техниками: плоские пятна насыщенных цветов, отсутствие перспективы, упрощенные формы.
При этом живописные и графические работы Дени – очень личные, пронзительные. Наблюдения за реальными объектами преобразуются у него в ритмичные композиции, выстроенные по умозрительным законам. Морис Дени постоянно искал баланс между личным впечатлением, точным изучением природы и вымышленной декоративностью.

Известные картины Мориса Дени: «Вакх и Ариадна», «Музы», «Католическое таинство», «Мадам Рансон с кошкой», «Портрет Марты Дени, жены художника».

К концу XIX века, когда в Париже независимые художники устраивают выставки и пишут обнаженных проституток, фиолетовые тени, скачки, балерин и яблоки, пятнадцатилетний ученик знаменитого лицея Морис Дени напишет в дневнике: «Я должен стать христианским художником, который будет прославлять чудеса христианства». Пройдет 35 лет, выставочные залы заполнятся картинами кубистов, фовистов, экспрессионистов - а он откроет в Париже «Студию духовного искусства», где будет учить молодых художников организовывать религиозные композиции по законам музыки, а в колористике использовать авангардные художественные приемы, мирить современную цивилизацию с церковью и человека с Богом.

Живопись и философия
Морис Дени, сын железнодорожного служащего и швеи, с самого детства всерьез интересовался только двумя вещами: искусством и религией. В 13 лет он начал вести дневник - и продолжал делать личные записи до конца жизни: об искусстве, о любви, об отношении к жизни и к людям. Но тогда, в самом начале, подростка Дени восхищают церковные таинства, запахи и свет свечей. Все, что есть красивого и впечатляющего в католической церемонии.

Когда юный Морис окажется студентом самого старого и престижного французского лицея Кондорсе, главной его страстью будет философия. Но достаточно быстро под впечатлением от луврской коллекции, от общения с друзьями Эдуаром Вюйаром и Кер-Ксавье Русселем (эта дружба тоже окажется самой важной, на всю жизнь) он решает бросить лицей и поступает с первого раза в Академию изящных искусств. Здесь отчаянно скучно и безжизненно - и Дени, не смотря на изматывающий учебный график, поступает еще и в частную Академию Жюлиана. Учится одновременно в обеих. Уже определившись с будущим занятием и выбрав живопись, настойчивый и целеустремленный, он параллельно сдаст экзамен и все-таки станет бакалавром философии.

Влюбленный пророк
В первые годы 1890-х у студента Академии Жюлиана Мориса Дени случаются две самые важные, поворотные встречи: с современным искусством и с будущей женой Мартой.

Первую встречу обеспечит однокурсник и друг, Поль Серюзье. Он съездил в Понт-Авен и получил от Поля Гогена важный урок: художника не должно волновать слепое копирование, живопись - это попытка передать внутреннее состояние художника, наблюдающего за пейзажем, обнаженной женщиной, ребенком или кувшином. И состояние это может выразить только цвет, ритм и форма. Серюзье привозит из Понт-Авена этюд, который становится талисманом для компании юных студентов Академии Жюлиана. Они объединяются в группу, называют ее «Наби» (с древнееврейского «пророк»), наряжаются в ритуальные одежды, читают древние сакральные тексты и дерзкую символистскую поэзию, пишут небольшие картины смелыми плоскими цветовыми пятнами.

Вторая встреча состоялась без помощников и проводников - Марту Мерье юному набиду пошлет Бог, в которого он так искренне верит. Морис Дени влюблен и счастлив, сосредоточен и окрылен. Марта - блестящая пианистка, муза, модель, постоянный объект восхищения и узнавания. Она занимает мысли, она разгоняет сердцебиение до едва переносимой скорости, она вдохновляет на лирические литографические альбомы, многофигурные полотна, заселенные только ее фигурой в разных проявлениях и настроениях, на мистические переосмысления библейских легенд.

Морис Дени проживет с Мартой почти 30 лет, у них будет 7 детей, огромный дом и мастерская с часовней, устроенная в здании старой больницы, вилла на побережье Бретани, где они будут проводить каждое лето. И только одна трагедия - тяжелая многолетняя болезнь Марты, от которой она умрет в 1919 году.

Теория и практика
Морис Дени с самого начала, с первых лет существования группы «Наби», интересуется не только художественным воплощением общих принципов, но и сочинением убедительной теории. Он пишет статьи, которые публикует издатель авангардного журнала La Revue blanche Таде Натансон. Двадцатилетний Дени формулирует идеи нового искусства так провокационно точно, что его будут цитировать даже десятилетия спустя представители других модернистских течений, связывающих свое искусство с чистой выразительностью цвета и формы: «Картина — прежде чем стать боевым конем, обнаженной женщиной или какой-то историей — по сути плоская поверхность, покрытая цветами в определенном порядке».

С середины 1890-х Дени увлеченно работает над декоративными проектами: пишет панно для частных вилл и эскизы гобеленов, обоев, витражей. Он побывал в Италии - и после встречи с работами Рафаэля и Микеланджело вернулся в Париж с новым зрением, новыми идеями. Его восхищают пространственные, стилистические и смысловые масштабы и возможности фресковой и интерьерной живописи. В 1908 году он пишет по заказу русского мецената и коллекционера Ивана Морозова серию панно для украшения концертного зала, лично присутствует при установке и с негодованием освобождает помещение от громоздкой мебели. Его панно о Психее совсем теряются - в зале, говорит Дени, должны быть только несколько статуй, ваз и низкие (друзья Морозова ворчали, что совсем неудобные) банкетки.

Дени получает приличные гонорары и завоевывает невиданную славу. За гонорар от Ивана Морозова он, например, сможет купить виллу на побережье. В это же время он соберет книгу эссе, которая называется «Теории» и которую за ближайшие 10 лет переиздадут 3 раза. Он больше 10 лет преподает живопись в частной Академии Рансона.

После Первой мировой войны, во время разрухи, опустошения и отчаянья Морис Дени взбирается на леса разграбленных старых церквей и концептуальных новых часовен. Он открывает «Студию духовного искусства», где учит художников и ремесленников при помощи искусства укреплять расшатанный бедами стержень европейского общества, потерявшего связь с идеалом и Богом. Он работает над фресками в церкви Святого духа в Париже, в церкви Сен-Луи в Венсенне. От одного перечисления украшенных Морисом Дени католических храмов голова кружится. Но в эти же годы он пишет и маленькую, личную живопись, возвращая перспективе глубину, фигурам - объемы, линиям - мягкость. Работает во Франции и за ее пределами на росписью стен и потолков самых грандиозных гражданских зданий - дворца, построенного к Всемирной выставке, здания сената, Бюро труда в Женеве.

В 1922 году художник снова женится - и будет счастлив и востребован до конца жизни, которая оборвется внезапно. В 1943 году Мориса Дени собьет грузовик на одной из парижских улиц.

Автор: Анна Сидельникова
Перейти к биографии