Начиная с 1905 года настроение картин Пикассо ощутимо меняется. Художник уже почти оправился после самоубийства своего друга
Касагемаса, в его жизни наконец-то наступила светлая полоса. Изменения происходят постепенно, и чем больше Пикассо переживает радостных моментов, тем больше жизни появляется в его работах. В первую очередь это отражается на цветовой гамме картин: на смену холодным оттенкам синего и серого приходят теплые, приглушенные цвета – красный, розовый, оранжевый, коричневый. Но предпочтение Пикассо отдает розовому, который и дал название новому периоду в творчестве художника.
Картину Пикассо
"Девочка на шаре" можно назвать неким синтезом
"голубого" и
"розового" периодов. Она удивительным образом совмещает в себе и неуловимую тревожность первого, и легкую безмятежность второго. Это как будто столкновение прошлого и будущего в одной точке, видимая трансформация творческих методов и приемов Пикассо. Противоречие усиливается и за счет использования двух разных цветовых палитр, и за счет противопоставления главных героев картины.
Юная гимнастка, затянутая в тесное голубовато-серое трико, кажется продолжением шара, на котором она балансирует, изгибы ее тела повторяют его форму. Но неустойчивость позы девочки больше похожа на игру, она будто бы парит в воздухе, едва касаясь шара пальцами ног. В противовес ей атлет, изображенный на переднем плане, практически врастает в землю. Внушительный куб, на котором он сидит, и угловатая, мощная фигура мужчины превращают его буквально в олицетворение понятия устойчивости. Но между героями полотна, несмотря на всю их непохожесть, существует незримая связь, подчеркнутая с помощью цвета. В конце концов, становится понятно, что оба они составляют идеальную гармонию равновесия, где один невозможен без другого.
Автор: Евгения Сидельникова