Пикассо говорил, что ни одну из самых красивых женщин XX века не писали так часто, как Амбруаза Воллара. Угрюмый внешне, но обаятельный характером арт-дилер открыл миру Гогена, Ван Гога и Сезанна — а ведь изначально публика била витрины за такое творчество.
С 1888 года — торговец искусством
С 1893 года — галерист
С 1893 года — галерист
От законов - к картинам
В 21 год сын юриста Амбруаз Воллар приехал в Париж совершенствовать знания в области права, а в итоге органично перешел от юриспруденции к искусству. В годы учебы студенту из провинции (а точнее — из африканской колонии Франции Реюньон) без подработки просто нечего было бы есть. Находчивый Воллар устроился клерком к арт-дилеру. Занимаясь бумагами, он «подглядывал» за своим работодателем и учился у него искусству — искусству продавать. Еще до окончания университета Амбруаз стал маршаном-любителем.
В неполных 27 Воллар открыл свою первую галерею Rue Laffitte. Для перестраховки насушил сухарей — на случай, если галерея провалится.
Однако со временем Rue Laffitte стала главным парижским центром современного (на тот момент) искусства. Месье Амбруаз выбирал неизвестных творцов, раскручивал их, поднимал цену и тем зарабатывал.
Бывало так, что клиенты уходили из галереи с дорогущим полотном, приговаривая: «Не понимаю, почему высокое искусство такое страшное». Морщили нос — и покупали. Вот что значит авторитет арт-дилера.
Бывало так, что клиенты уходили из галереи с дорогущим полотном, приговаривая: «Не понимаю, почему высокое искусство такое страшное». Морщили нос — и покупали. Вот что значит авторитет арт-дилера.
На фото: улица Лафитт (Rue Laffitte) в Париже, на которой располагалась одноименная галерея Амбруаза Воллара.
Сезанн по дешевке
Cогласно легенде, однажды месье Амбруаз Воллар заглянул в мастерскую Поля Сезанна — и одним махом купил абсолютно все работы молодого автора, а это около 150 полотен.
Когда полотна попали в витрину Rue Laffitte, прохожие угрожали хозяину побить витрины за такую мазню — а уже через пару месяцев за «мазней» стояли очереди. Каждое полотно Воллар продал в 2−3 раза дороже, чем купил.
В витрину на открытии первой персональной выставки Сезанна Воллар поставил картину «Купальщики на отдыхе», которую до этого академисты официально заклеймили позором. Это был вызов обществу.
Экспозиция наделала в Париже шороху, а работники галереи боялись, что из-за нее хозяин получит в глаз — в прямом смысле. Однако хозяин получил не синяк, а прибыль.
Интересно, что Сезанн и Воллар испытывали друг к другу смешанные чувства — так обычно любят и одновременно ненавидят женщин. Художник полушутя называл своего арт-дилера «работорговцем», утверждая, что он покупает картины слишком дешево — по сравнению с выручкой за продажу. Воллар же считал, что у Сезанна случаются приступы самовлюбленности, рожденные комплексами. И понять, когда Сезанн любит себя, а кода ненавидит, невозможно.
Однако арт-дилер подчеркивал: когда Сезанн рисует, все его плохие качества улетучиваются — остается красота личности.
Однако арт-дилер подчеркивал: когда Сезанн рисует, все его плохие качества улетучиваются — остается красота личности.
В благодарность за славу Сезанн написал портрет
маршана, а Воллар спустя годы — книгу о Сезанне, в которой проявил себя как отличный портретист: словами месье Амбруаз рисовал не хуже, чем его подопечные — кисточками.
В «Воспоминаниях торговца картинами» Воллар описал встречи и пересказал диалоги с Гогеном, Моне, Ренуаром, Писсарро, Роденом, а еще писателями Эмилем Золя, Стефаном Малларме и другими выдающимися современниками.
Острый ум и язык Воллара сделали свое дела: книга прекрасно передает дух времени и читается на одном дыхании.
Острый ум и язык Воллара сделали свое дела: книга прекрасно передает дух времени и читается на одном дыхании.
Книги «Сезанн» и «Ренуар» посвящены каждому художнику в отдельности.
Деньги для Гогена
Несмотря на то, что Воллар обладал чутьем на таланты, с Гогеном он однажды промахнулся: арт-дилеру не понравились его первые картины, зато приглянулись полотна Ван Гога, которые были у Гогена в коллекции. Их он купил, а вот работы хозяина мастерской — нет.
Впрочем, буквально в считанные месяцы Воллар исправился. Гоген к тому моменту уже перебрался на Таити. Арт-дилер написал подопечному письмо и оптом выкупил все картины таитянского периода. Многие из них через время уехали в Россию благодаря коллекционерам Щукину и Морозову: с ними Воллар имел тесные деловые и приятельские отношения. Теперь полотна хранятся в Пушкинском музее и Эрмитаже.
Впрочем, буквально в считанные месяцы Воллар исправился. Гоген к тому моменту уже перебрался на Таити. Арт-дилер написал подопечному письмо и оптом выкупил все картины таитянского периода. Многие из них через время уехали в Россию благодаря коллекционерам Щукину и Морозову: с ними Воллар имел тесные деловые и приятельские отношения. Теперь полотна хранятся в Пушкинском музее и Эрмитаже.
Самое дорогое полотно Гогена на сегодня «Когда ты выйдешь замуж?» в свое время тоже прошло через руки Воллара. Он купил его оптом за небольшие деньги. Сегодняшний эстимейт работы — 300 млн. долларов.
Также в число клиентов Амбруаза Воллара входили писательница Гертруда Стайн, врач и коллекционер Альберт Барнс и многие другие.
Первый для Пикассо: в два счета, в два цвета
В розовый и голубой период творчества испанского мэтра месье Воллар покупал и продавал его работы по приятной для художника цене с приятной для себя комиссией. В 1901 году Воллар организовал первую крупную выставку Пикассо. Затем испанец переключился на кубизм, но Воллар такие эксперименты продавать отказался. Однако спустя пару десятков лет их сотрудничество восстановилось.
Многие художники рисовали портреты Воллара, но Пикассо был, пожалуй, самым продуктивным в этом вопросе. Первый портрет в стиле кубизм (1910 г.) Воллару не понравился, зато понравился Щукину — работа уехала в Москву и теперь обитает в Государственном музее им. Пушкина. В следующие годы Пикассо нарисовал множество портретов, классических и не очень — всего около 20-ти. Публика видела далеко не все.
Именно Воллар надоумил Пикассо рисовать на керамике, понимая, что дорогие сувениры — именно то, что может заинтересовать богатых покупателей. Так и случилось.
Искусство - в книгах
В Париже начала XX века было так много талантов, что не выжать из них что-то принципиально новое для Воллара было бы стыдно. В какой-то момент маршан понял, что галерея — слишком мало для его бизнеса. Он осознавал, что мир в XX веке быстро меняется, запросы публики — тоже, а значит, надо заранее угадывать, что станет популярным завтра.Воллар первым придумал издавать арт-буки и привлекать к этому художников.
Пикассо, Матисс, Сезанн, Шагал и многие другие сотрудничали с издательством Амбруаза Воллара.
Пикассо создал для арт-дилера серию офортов про Минотавра, Шагал — иллюстрации к Библии.
Дега проиллюстрировал «Заведение Телье» Ги де Мопассана. Кстати, эта книга вышла ограниченным тиражом, и Пикассо очень гордился экземпляром в своей коллекции.
На фото — маршан в своих парижских апартаментах, где хранил многие эскизы к картинам, проектам и арт-букам.
Без Воллара Шагалу в первые годы эмиграции пришлось бы очень несладко. Маршан организовал для него заказы на иллюстрации к Гоголю и Лафонтену — на эти гонорары Шагал прожил несколько месяцев.
Офорт
Марка Шагала к «Басням» Лафонтена.
Вечно недовольный Матисс и немножко фовизма на ваши головы
Прежде чем попасть в галерею к Воллару, Матисс успел неплохо поскитаться по Европе — долго, но безуспешно. Вернувшись в Париж, он был в таком отчаянии, что пытался устроиться в театр на постыдную работу: охранять за кулисами лестницу без перил, с которой однажды упал работник и разбился насмерть. На эту работу художника не взяли.
Воллар же устроил у себя в галерее первую персональную выставку Матисса. За окном стоял 1894 год. Полотна фовиста продались неплохо в основном не из-за спроса, а из-за низкой цены. Это позволило художнику хоть как-то удержать брюки на талии.
При этом Матисс Воллара яро, люто ненавидел. После окончания деловых отношений он смело мог бросить кому-то из общих знакомых после короткого диалога: «Ах, сегодня ужинаете у этого скота? Я вам не завидую». Воллар же при упоминании Матисса просто холодно молчал.
Портреты Воллара
Арт-дилера трижды писал Ренуар, несметное количество раз — Пикассо, дважды — Морис Дени, а также многие другие. Казалось, вся арт-богема Парижа хочет потешить тщеславие Воллара, чтобы получить награду — отличного арт-дилера. Хотя месье Амбруаза сложно было назвать просто арт-дилером — скорее, он был бизнесменом и куратором искусства в одном флаконе.
Интересно, что любимым для Воллара был не портрет кисти Сезанна (1895 г.), которого арт-дилер очень любил, а работа Боннара (1924 г., на фото).
Портрет Амбруаза Воллара
1905, 74×93 см
Секрет прост: Боннар «посадил» на руки арт-дилеру любимого кота. Этот прием использовали и другие художники, но только Боннару удалось выполнить портрет
без китча и лишних экспериментов (последними грешил Пикассо).
Работа была жизнью Воллара, а вот семью он так и не завел. Постоянно рядом с ним находились только картины и кот — именно поэтому на половине портретов питомец увековечен вместе с хозяином.
Работа была жизнью Воллара, а вот семью он так и не завел. Постоянно рядом с ним находились только картины и кот — именно поэтому на половине портретов питомец увековечен вместе с хозяином.
О личной жизни Амбруаза Воллара известно мало. Его называли «человеком с лицом бульдога, но богатым внутренним миром», обвиняли в излишней бизнес-хватке, но при этом любили, временно уходили к другим агентам — но возвращались.
Погиб «патрон постимпрессионизма» в автокатастрофе в свои 73 (1939 г.), не дожив до ужасов войны. Их увидели «дети» Амбруаза — коллекция полотен. Часть из них досталась дальним родственникам, часть разлетелась по свету.
Мы привыкли думать, что музы — бестелесые духи или красивые девушки. Но реальная «муза» выглядит как Воллар: человек с угрюмым лицом, отличным вкусом и большими планами.
Для искусства XX века он сделал не меньше, чем сами художники — он дал им свободу творчества. Как такого не любить?
Заглавное фото: Огюст Ренуар. Портрет Амбруаза Воллара, 1908.
Для искусства XX века он сделал не меньше, чем сами художники — он дал им свободу творчества. Как такого не любить?
Заглавное фото: Огюст Ренуар. Портрет Амбруаза Воллара, 1908.