За всю свою жизнь Матисс написал очень много открытых окон. Вид из широко распахнутого окна или балкона – один из наиболее узнаваемых образов в творчестве французского художника (
1,
2,
3,
4).
Картина «Вид из окна. Танжер» - правая часть «Марокканского триптиха», созданного им во время пребывания в Танжере в 1912 году.
На всех картинах триптиха убедительно доминирует синий цвет (
1,
2). Причин тому может быть несколько. Во-первых, стены старого города, на который открывался вид из окна гостиничной комнаты, где жили Матиссы, были бело-голубыми, и в сочетании с синевой небом и залива, что также виднелся из их номера, действительно сливались в один сплошной синий фон.
Во-вторых, «Марокканский триптих» благодаря этой прохладной сине-голубой гамме навевает умиротворение и спокойствие, а это были именно те эмоции, к каким стремился Матисс и которые хотел дарить зрителю своими работами.
«Я мечтаю об уравновешенном искусстве, полном чистоты и спокойствия, – писал он. –
Искусстве без суетных и беспокойных сюжетов, искусстве, которое могло бы дать отдых уму интеллектуального работника, делового человека, литератора, подобно тому как удобное кресло дает отдых физически усталому человеку».
Художник рассказывал политику и журналисту Марселю Самба, жившему неподалеку от дома Матисса в Исси, что именно в Танжере он начал в значительной степени упрощать картины и стремиться к абстракции:
«Я иду к моему чувству, к восторгу. И потом нахожу там покой», – говорил он. Темпераментный Самба чрезвычайно экспрессивно отзывался об этом стремлении Матисса:
«Спокойствие! Как много раз в течение многих лет он повторял мне это снова и снова! Спокойствие — вот чего он страстно желает! Спокойствие — вот в чем он нуждается! Спокойствие — вот то, что он хочет выразить! Матисс держит свои горести при себе. Он не желает их никому показывать. Людям он дарит только спокойствие».
Хилари Сперлинг, автор обширной биографии художника, связывает страстное желание покоя в марокканской серии Матисса с тревожными событиями, происходившими в Танжере в те дни. Во время его пребывания там усилилось напряжение между местным населением и французами в связи с подписанием султаном договора о переходе страны под протекторат Франции. В связи с этим Матисс поспешно покинул Марокко, и уже в Париже узнал о страшной резне, учиненной повстанцами, в которой погибли многие французы, оставшиеся в городе.
К счастью, художнику удалось избежать столкновений и вывезти из мятежного Танжера все написанные там работы. Почти все они уехали в Россию и осели в коллекциях
Морозова и
Щукина. По этому поводу сильно сокрушалась жена Марселя Самба, которому удалось приобрести две картины марокканского цикла:
«Скоро ваши картины мы сможем снова увидеть только в Москве, – писала Жоржетт Матиссу. –
Их там уже столько, причем самых замечательных. Неужели же ни один французский художник их никогда не увидит? Это такая огромная потеря для развития эстетического вкуса во Франции».
Автор: Наталья Азаренко