Регистрация
Иван Абрамович Морозов
В одну из поездок в Париж Морозов за один день покупает картин на 17 тысяч рублей — Сезанн, Дерен, Гоген. Годовой бюджет Русского музея на покупку современного искусства в ту пору составляет 15 тысяч рублей.

Иван Абрамович Морозов

Мне нравится2       0  
В одну из поездок в Париж Морозов за один день покупает картин на 17 тысяч рублей — Сезанн, Дерен, Гоген. Годовой бюджет Русского музея на покупку современного искусства в ту пору составляет 15 тысяч рублей.
Благодаря Ивану Морозову российские музеи обладают одним из богатейших собраний французских импрессионистов и постимпрессионистов в мире. Коллекционер собирал самые знаковые работы и в Советском Союзе каждый знал творчество Пикассо, Гогена или Ван Гога по картинам «Девочка на шаре», «Красные виноградники» и «Девушка с плодом».
Пабло Пикассо. Девочка на шаре
Пабло Пикассо
1905, 147×95 см
Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. Монмажор
Винсент Ван Гог
Ноябрь 1888, 73×91 см
Поль Гоген. Женщина, держащая плод
Поль Гоген
1893, 92.5×73.5 см
Познакомимся поближе с господином Морозовым, которому сегодня благодарны соотечественники, а в начале ХХ века были также признательны Пикассо, Матисс и парижские галеристы, которые с нетерпением ожидали приезда русского коллекционера миллионера в столицу.

Династия Морозовых
Константин Алексеевич Коровин. Портрет И.А. Морозова

Промышленник Иван Абрамович — представитель известной династии Морозовых, из старообрядцев. Основатель династии когда-то был крепостным, но благодаря своей предприимчивости и упорному труду смог разбогатеть. В наследство Ивану досталась мануфактура в Твери, которую он возглавил после окончания Политехнической высшей школы в Цюрихе. Через пять лет, наладив производство, в 1900 году он переехал в Москву. И как признавался сам, продолжал работать по 9−12 часов в сутки, а остальное время посвящал коллекционированию.

Вначале начал собирать картины современных русских художников. За 15 лет он купил более 300 работ русских мастеров: Левитана, Коровина, Головина, Борисова-Мусатова, А. Бенуа, Серова, Сомова, Врубеля, Грабаря, Ларионова и Шагала.
Игорь Эммануилович Грабарь. Мартовский снег
Игорь Эммануилович Грабарь
1904, 80×62 см
Константин Алексеевич Коровин. Кафе в Ялте
Константин Алексеевич Коровин
1905, 45×71.5 см
Валентин Александрович Серов. А. С. Пушкин на садовой скамье
Валентин Александрович Серов
1899, 33×28.4 см
Марк Захарович Шагал. Дом в местечке Лиозно
Марк Захарович Шагал
1908, 37×49 см
Парижские вояжи

Особой страстью Морозова стала французская живопись. Приезжая дважды в год на Парижский Салон, он отправлял багаж в гостиницу, а сам мчался к торговцам картин, затем в Салон и только потом, прикупив с десяток Моне и Ренуаров, спокойно ехал в гостиницу и… подводил итоги дня. Как бизнесмен-старообрядец, он во всем любил порядок. У Морозова даже не оставалось времени и сил посетить парижскую оперу, чему крайне удивлялись французы, ведь опера находилась напротив гостиницы «Гранд Опера», где останавливался месье Морозов!
Альфред Сислей. Мороз в Лувесьенне
Альфред Сислей
1873, 46×61 см
Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже
Клод Моне
1873, 61×80 см
Пьер Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари
Пьер Огюст Ренуар
1878, 105×174 см
Камиль Писсарро. Вспаханная земля
Камиль Писсарро
1874, 49×64 см
«Русский, который не торгуется"

«Русский, который не торгуется» — именно так в начале 1900-х годов в Париже называли Ивана Абрамовича Морозова. Он с легкостью и изяществом непринужденно тратил баснословные деньги на понравившиеся ему картины. Однажды, за один свой визит в лавку парижского галериста и арт-дилера Амбруаза Воллара он приобрел 15 шедевров ван Гога, Матисса, Гогена, Сезанна, потратив 17 000 рублей — сумму, равную годовому бюджету Русского музея на современную живопись! Такую роскошь не мог себе позволить ни один европейский коллекционер.
Винсент Ван Гог. Хижины
Винсент Ван Гог
Май 1890, 60×73 см
Винсент Ван Гог. Ночное кафе
Винсент Ван Гог
Сентябрь 1888, 72.4×92.1 см
За эти «безумства» Морозова любили парижские маршаны Воллар, Дюран-Рюэль, и специально для него припрятывали лучшее из современных французской живописи. Вначале коллекционер увлекся импрессионистами, и методично, как опытный искусствовед, приобретал самые значительные работы Сислея, Моне, Ренуара, причем он мог терпеливо ждать годами «нужную картину» — пейзаж или портрет. Затем увлеченно охотился за постимпрессионистами — Матиссом, Пикассо, с которыми его познакомил коллекционер С. Щукин. Благодаря морозовским и щукинским заказам Пикассо переехал из монмартских трущоб в собственный особняк в пригороде Парижа, а цены на его работы пошли вверх тоже с легкой руки месье Морозова. Всего Морозов приобрел 256 полотен западных художников.
Анри Матисс. Вид из окна. Танжер
Анри Матисс
1913, 115×80 см
Анри Матисс. Зора на террасе
Анри Матисс
1913, 115×100 см
Анри Матисс. Вход в Касбу
Анри Матисс
1913, 80×116 см
Пабло Пикассо. Арлекин и его подружка (Странствующие гимнасты)
Свой особняк на Пречистенке Морозов перестроил с учетом размещения своей коллекции, пригласив одного из популярных архитекторов — Льва Кукешева. В крышу был врезан стеклянный фонарь и залы второго этажа, освещенные дневным светом, не уступали европейским музеям. Для оформления своего дома Морозов заказал огромные панно «Средиземное море» у Пьера Боннара.
Мориса Дени русский коллекционер пригласил в Москву для личной консультации и оформления интерьера музыкального салона, для которого была написана серия панно «История Психеи».
Валентин Александрович Серов. Портрет Евдокии Морозовой

Складывается впечатление, что Морозов был дельцом-аскетом, — отнюдь! Он умел и любил развлечься. Иван Абрамович устраивал у себя вечеринки — с картами и песнями, частенько ездил в кафе «Яр», известное своими очаровательными хористками. Одна из них покорила сердце 30-летнего холостяка. После продолжительной тайной связи, рождения дочери, и наконец, долгих колебаний и сомнений, он женился. Его избранницей стала Евдокия Кладовщикова — Дося, так ласково ее называли в семье.

И последний штрих к портрету Морозова — воспоминания сына коллекционера А. Бахрушина: «Среди представителей московского капитализма у отца был только один близкий друг — Иван Абрамович Морозов. Относиться равнодушно к этому толстому розовому сибариту было невозможно. Постоянное доброжелательство и добродушие пронизывало насквозь этого ленивого добряка, а его исключительные знания и понимание в вопросах новой русской и в особенности западноевропейской живописи делали его незаменимым судьей и консультантом в области станкового творчества».

В 1919 г. Иван Абрамович эмигрировал во Францию и в 1921 г. скончался в Карлсбаде. Сегодня русская коллекция Морозова находится в Третьяковской галереи, а французская — поделена между Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. По подсчетам Sotheby’s в 2012 г. коллекция Морозова оценивалась в 5 миллиардов долларов. С учетом роста цен и новых рекордов на аукционах, которые ставят работы художников из «его» коллекции, теперь эта внушительная цифра изрядно выросла.
 Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP